ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Женщина в Церкви: прошлое и настоящее

Какова роль женщины в Церкви? Праздновать ли Международный женский день – 8 Марта? Эти вопросы обычно задают люди, которые знакомы с верой православной поверхностно, или новоиспеченные христиане. Очень часто данные темы поднимают люди, которые относятся к православной вере, мягко говоря, недоброжелательно. И часто они делают акцент на том, что женщина в Церкви занимает низшую ступень по сравнению с мужчиной. Так ли это на самом деле?
Данную тему можно развить в двух аспектах. Первое – это роль женщины в Ветхом и Новом Заветах и второе – роль женщины в Новозаветной Церкви. Для этого нам нужно обратиться к истории творения первых людей Адама и Евы.

Нам известно из Священного Писания, что Адам был сотворен Господом Богом из праха земного: «и вдунул Бог в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Затем насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил человека, которого создал, в этом раю, чтобы «возделывать и хранить его», и привел к человеку всех животных полевых и всех птиц небесных, чтобы видеть, как он их назовет. Все животные и прочие творения находились в повиновении у человека, и будущие хищники ему были не страшны. Животные не нападали друг на друга, как это стало после грехопадения Адама. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг перед другом. Впереди шло стадо животных вредоносных, за ним без страха следовали ряды животных безвредных. Так Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение.

Творческое Слово стало делом, и благословение, действительно, исполнилось. Воистину райская жизнь. Живи, общайся с Богом, Отцом Небесным, питайся плодами от деревьев, возделывай рай с радостью, слушай пение птиц, изливай свою любовь на братьев меньших, т.е. разную живность, в раю. Что еще нужно для счастья? А любовь проистекает из сердца человека, изливается на того, кого ты любишь.

Но одно дело – любить Бога как своего родителя, питать хорошие чувства к тварям. Однако нет никого подобного тебе, не нашлось второй половины. Поэтому Господь Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И далее крепкий сон, и создание второй половины (Бытие, гл. 2, ст. 21-24). Когда во мгновенье ока было извлечено ребро, и также мгновенно место его заняла плоть, и обнаженная кость приняла полный вид и всю красоту жены, тогда Бог приводит и представляет ее Адаму. Обратим внимание на слова Адама: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. И будут два одна плоть». Вот почему между мужем и женою нет степени родства.

Далее немного позволю себе отклониться от темы и заметить, что только женщину можно называть женою. Так устроил сам Бог. Вот почему те, кто выступает за однополые браки, идут против Бога, и никогда истинная Церковь не признает это непотребство. Из вышесказанных слов видно, что Ева – жена Адама – ничем не умалена перед ним. Наоборот, качества, которыми наделены женщина и мужчина, несколько отличаются. Достаточно задать вопрос мужчинам, что вас привлекает в девушке и женщине и какой вы бы хотели видеть свою избранницу, и задать подобный вопрос девушке или женщине. Согласитесь, что эти характеристики будут разными, а в совокупности будут дополнять друг друга.

Очень хорошо подтверждают этот тезис и слова апостола Павла, сказанные уже в новозаветное время: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее».

В качестве наглядного примера можно привести роль женщины в Древней Греции. А Греция считалась в те времена цивилизованным обществом. Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой шеей, облаченная в струящийся складками хитон, с золотистыми кудрями в высокой прическе, украшенной лентами и диадемой. Почти богиня, сошедшая с Олимпа. На самом деле – почти рабыня. В Древней Греции женщины не имели гражданских прав. Их жизнями управляли мужчины: сначала родители, а потом мужья. Женщины не могли ни наследовать имущество, ни владеть собственностью, ни принимать участие в управлении.

Если рассмотреть вопрос о роли женщины в Новозаветной Церкви, то станет ясным, что здесь роль женщины никак не умаляется перед ролью мужчины. Ярким тому подтверждением являются такие факты. В праздник Сретения Господня встречал и пророчествовал о Нем не только праведный Симеон Богоприимец, но и праведная пророчица Анна. Причем вскоре после этого Симеон окончил свой долгий жизненный путь и отправился к своим предкам возвестить им радость о том, что пришел Спаситель на землю. А праведная Анна осталась на земле, чтобы возвещать эту радостную весть живущим людям.

Второй яркий пример достоинства и чести женщины в новозаветное время – это тот факт, что воскресший Господь впервые явился не Своим ученикам и апостолам, а Марии Магдалине и женам-мироносицам. Можно вспомнить и беседу Господа с самарянкой у колодца Иакова. И как мы помним, многие из жителей уверовали словам этой женщины, хотя она и не была так безгрешна и праведна, как пророчица Анна. Господь не осудил и не отверг женщину, приведенную к нему законниками, которая вела греховный образ жизни. Ведь Господь пришел не праведников спасать, а грешников призвать к покаянию.

Достаточно вспомнить институт диаконисс, который существовал в первохристианской Церкви. И здесь было широкое поле деятельности для женщин и девушек в Церкви.

И в наше время, если посмотреть на служащих храмов, то это, в основном, опять-таки, девушки и женщины. Это и просфорницы, швеи, катехизаторы и преподаватели в воскресных школах, певцы и чтецы, распространители духовной литературы, сестры милосердия и социальные работники. Поэтому говорить о какой-то дискриминации женщин в Церкви просто абсурд.

Единственное отличие роли женщины от мужчины в Церкви, то, что женщина не может стать священнослужителем, но это тоже Божие установление как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Размышляя над вопросом, праздновать ли женский день 8 Марта, могу сказать, что для людей верующих этот вопрос уже решен однозначно, и он не раз обсуждался на страницах изданий нашей епархии. Мое личное мнение, что если уж праздновать какое-то событие, то оно должно иметь правильную нравственную оценку, способствовать сплочению общества и не идти вразрез с законами Бога. Чего не скажешь о празднике 8 Марта. Здесь речь идет об абсолютной эмансипации женщины, об искривлении замысла Бога о человеке. Конечно, человек сам волен выбирать, что и как ему праздновать, если его празднество не вредит обществу.

Мудро вводить в нашу жизнь такие праздники, как праздник жен-мироносиц, День семьи, любви и верности. И если больше писать об этих праздниках, отмечать их, то и люди, осознав их нравственные цели, красоту, заряд положительных эмоций, конечно, отдадут им предпочтение.

Протоиерей Вадим БАРАНОВ,
настоятель храма в честь Казанской
иконы Божией Матери, с. Исетское

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.