ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№3 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Великой Лавре на Святой горе Афон – 1050 лет

Христианская история Афона начинается с благочестивого предания, согласно которому Божия Матерь и евангелист Иоанн плыли в гости к Лазарю, первому Кипрскому епископу, тому самому, которого некогда воскресил Сам Иисус Христос, и недалеко от Афона их корабль попал в бурю. Волны вынесли Деву Марию и ее спутника на берег. Восхищенная красотой места, Божия Матерь попросила у Сына Своего, чтобы Он даровал Ей этот край во владение. И с неба тотчас раздался голос: «Да будет место сие Твоим наследием и уделом и раем, а также спасительной гаванью для ищущих спасения».

С этого времени началось развитие монашества на Афоне. Монастырей в разное время было много – в XI в., например, здесь насчитывали до 180 обителей. Однако большинство из них представляли собой скиты, а не монастыри в современном понимании этого слова. Официально Афон провозглашается местом монашества в 883 году указом императора Василия I. Император освобождал живущих на Афоне монахов от уплаты налогов на обрабатываемые ими земли и запрещал жителям окрестных селений пасти скот на территории Афона. С самого начала монастыри здесь были не только греческими.

В XII в. на Афон приходят русские, грузинские, сербские и даже латинские монахи, исповедующие Православие. В 1453 г., после падения Константинополя, Афон переходит под власть турецких владык. Признание новой власти помогло монастырям сохранить свое имущество и получить от турецких властей особый статус для Афона как «места, где днем и ночью славится имя Бога», и «убежища для бедных и иноземцев». Именно здесь была сохранена греческая ученость, отсюда выходили пламенные проповедники истинной веры. Именно здесь было организовано первое высшее учебное заведение Новой Греции – «Афонская Академия», еще задолго до того, как сама Новая Греция появилась на карте мира. И именно на Афоне заработала первая греческая типография.

На Святой Горе в настоящий момент действуют 20 монастырей. Это число постоянно, и в соответствии с Уставной Хартией Святой Горы учреждение двадцать первого монастыря запрещено. В случае, если монахов будет столько, что места для проживания им не хватит, они должны будут поселяться в отдельно стоящих скитах, кельях и т.д. Монастыри владеют территорией, которая по их числу разделена на 20 участков.

Этим 20 монастырям принадлежат также все монашеские поселения, находящиеся на Афоне. Только Карея, где проживают власти монашеской республики, сохраняет свою независимость от всех монастырей. Монастыри находятся на самоуправлении, так как не подчиняются непосредственно какой-либо церковной власти, кроме Константинопольского Патриархата, да и от него сохраняется только духовная зависимость.

Великая Лавра – древнейшая и самая большая из обителей, находящихся на горе Афон. Она же стала одним из первых общежительных монастырей на Святой Горе (до этого большинство монастырей было особножительными, то есть монахи жили как бы каждый по себе, собираясь лишь в общий храм на службы). Она расположена на скалистом выступе в самом конце полуострова, где горы спускаются к морю. Глядя со стороны горы в сторону моря, паломник видит огороженный стенами средневековый городок, в северной части которого возвышается широкая белая башня. Вдоль наружной стены, словно стражи, стоят кипарисы.

Монастырь был основан в 963 году преподобным Афанасием на месте древнего города Акрофи. Его строительство было связано с теми изменениями, которые преподобный Афанасий ввел в свой устав на Афоне, в особенности с возвышением общежительного монашества.

Собор Лавры – первый из построенных на Афоне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей. Храм расположен приблизительно в центре большого двора и почитаем как место успения святого Афанасия Афонского, который построил храм и посвятил его Благовещению Богородицы. Первоначально престольным праздником обители был праздник Благовещения, но Сама Царица Небесная во время Своего явления в XV в. сказала монахам:

«Не празднуйте Мой праздник, ибо Меня и так ублажают всегда и везде, а празднуйте память Моего друга Афанасия, который много потрудился для этого святого места». И с того времени престольный праздник стал отмечаться в день кончины преподобного – 5/18 июля. Фрески этого храма написаны Феофаном Кипрским в 1535 г. и входят в число самых совершенных иконописных произведений Афона. Храм имеет два придела: северный посвящен сорока Севастийским мученикам, а южный – святителю Николаю Мирликийскому. В северном приделе расположена гробница преподобного Афанасия, внутри которой покоятся мощи преподобного с горящими над ними семью лампадами.

В Лавре пребывают две чудотворные иконы Божией Матери – «Кукузелисса» и «Экономисса». Икона «Кукузелисса», находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, свое название получила от явления Царицы Небесной прп. Иоанну Кукузелю на Афоне в XII в. Иоанн жил в Константинополе и готовился стать придворным певчим, но сильно желал духовных подвигов и удалился на Афон, где, поступив в монастырь, назвался пастухом. Однажды он запел, когда пас стадо, и все стадо остановилось и стало слушать его. Свидетелем этого стал один старец, который и рассказал о том игумену. С тех пор Иоанн стал петь на клиросе. Однажды, во время пения стихиры в Субботу Акафиста, он заснул перед этой иконой и во сне увидел, как Божия Матерь положила ему в руку золотую монету в награду за его усердие к пению. Проснувшись, он обнаружил эту монету у себя в руке. Эта монета до сих пор хранится в храме.

Икона «Экономисса» была написана после явления прп. Афанасию Божией Матери при постигшем обитель голоде. Когда все иноки ушли из обители, св. Афанасий и сам решился удалиться. Но на дороге он вдруг увидел Жену под покрывалом и удивился, говоря себе: «Откуда здесь взяться женщине, когда вход для женщин сюда невозможен?». Однако Жена Сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?». В свою очередь св. Афанасий cпpoсил у Нее: «Ты кто и как сюда зашла?», а также прибавил: «К чему Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». «Если ты инок, – продолжала Незнакомка, – ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаю твое горе и помогу тебе.

Но расскажи Мне прежде, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий рассказал все, и Жена возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?». «Кто же Ты?» – спросил Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я – Матерь Господа Твоего», – отвечала Жена. «Боюсь поверить, – ответил старец, – и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!». «Видишь этот камень, – отвечала Богородица, – ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею твоей Лавры».

Афанасий ударил посохом о камень, и из него с шумом потекла вода. Когда он вернулся в обитель, то нашел, что все кладовые доверху наполнены всем необходимым. Вода же до сих пор истекает из того места, где находился камень. С тех пор Сама Богородица является Домостроительницей (Экономиссой) Великой Лавры и в Лавре нет должности эконома, а только – помощник эконома.

Библиотека Лавры считается наиболее крупной на Святой Горе – в ней хранится 2050 рукописей и более 30 тысяч печатных книг, древних ценных фресок и священных предметов. В монастыре хранятся мощи множества святых, здесь имеются частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Нила Мироточивого, а также один из самых крупных фрагментов Истинного Креста Господня, около двадцати сантиметров длиной. Насельников Великой Лавры сейчас примерно сорок пять монахов и триста вне ее.

Вне Лавры на принадлежащей ей земле в скитах и келиях находится 178 церквей. В десяти минутах ходу от Лавры находится уединенная небольшая церковь во имя свв. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона этих святых бессребренников. Лавре принадлежат также пещеры прп. Петра Афонского, прп. Афанасия и прп. Нила Мироточивого.

Иерей Андрей ТИМОШЕНО,
настоятель храма
во имя Святой Троицы,
с. Юргинское

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.