Обычно даже невоцерковленные люди знают, когда у православных
христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов –
Великий. Но о подлинном смысле поста многие даже не догадываются.
Хотя кто-то охотно приобщается к временному воздержанию в пище,
полагая, что таким образом он уже выполняет свой христианский
долг. Но так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы
отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
иеромонах Дорофей (Баранов).
– Отец Дорофей, в чем смысл Великого
поста, для чего он?
– Великий пост – это особый период в
жизни Церкви, который предваряет праздник
Светлого Христова Воскресения. Это время,
когда меняется богослужебная жизнь, и
вслед за ней меняется и наполнение повседневной жизни христиан – людей, для
которых Церковь является частью их бытия.
Главным наполнением жизни становится покаяние. Для христианина это слово имеет
совершенно особый смысл. В греческом
языке «покаяние» означает «перемену ума».
Под этим подразумевается перемена всего
человека – образа его жизни, действий, слов,
мыслей. Человек должен осознать собственную неправду перед Богом и перед людьми.
Если одним словом описать современного
человека, среднестатистического представителя западноевропейской культуры, то можно
сказать, что это самоуверенный человек.
Он считает, что может справиться почти с
любой задачей. А христианин – это человек,
который понимает, что его собственные силы
ограничены, что из-за своих грехов и несовершенства он погибает, иногда в буквальном смысле слова. Но главное – гибнет его
душа, которая, приземляясь, общается только
с материальным, земным и теряет связь с
Богом. Это ощущение собственной погибели
приводит человека к очень простой мысли:
если я гибну, значит, я нуждаюсь в спасении,
а спасти меня может только Господь. И если
человек ощутит нужду в Спасителе, он начнет
искать Бога. А Бог, прежде всего, ищется в
молитве. Молитва помогает узнавать Бога.
И наивысшая точка этого познания концентрируется в факте Христова Воскресения,
когда Бог открывает нам новую перспективу
жизни, в которой нет смерти.
– Но неужели о покаянии, связи с Богом
нужно вспоминать только во время поста?
– Нет, христиане должны думать об этом
все время. Но, опять же, мы возвращаемся к
проблеме человеческой немощи. Человек не
может постоянно находиться в состоянии напряжения воли и всех своих сил, физических
и духовных. Нас всегда тянет расслабиться:
успокоить свои нервы, плоть, полежать, посидеть. Но когда приходит время подумать
о том, что что-то в своей жизни надо исправить, человек начинает напрягаться. Он
находится в таком состоянии минуту, час,
день, неделю, месяц, а потом силы снова
кончаются. Учитывая нашу человеческую
немощь, Церковь и выделила особое время,
когда человек может достигнуть каких-то духовных высот. А потом какое-то время – жить
воспоминаниями о том, как он приблизился
к Богу и как ему было в это время хорошо.
У христиан, для которых Великий пост уже
не первый в жизни, так и получается.
– Многие люди убеждены в том, что,
ограничив себя в привычных продуктах
на определенный период времени, они
уже тем самым очищают свою душу и
начинают жить по законам Церкви. Но
ведь это заблуждение?
– На самом деле трагедия нашей церковной жизни – и даже не столько церковной,
сколько общественной, – в том, что для
абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи,
ее качества и количества. Это стереотип, с
которым справиться трудно.
Очень часто даже можно услышать, как
Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не
заставляет. Более того, в течение вот уже
многих лет священники в один голос твердят,
что пост кулинарный ни в коем случае не
является целью, он всего лишь средство. А
цель – это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но
без меры смотришь телевизор, что является
праздным времяпрепровождением, то твое
воздержание в пище бессмысленно.
Ведь зачем человек постится телесно?
Чтобы высвободить силы для работы духа.
Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность
работать своему духу, направляя все силы к
Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно
следит за самим собою, своей внутренней
жизнью, удаляется от бесполезных вещей и
бессмысленного времяпрепровождения, творит
добрые дела. Человек, начинающий жить по
принципам самоограничения, на самом деле
расцветает, у него появляются силы. Мы все
жалуемся на нехватку времени. Но, если мы
удаляемся от тех занятий, которые нам, в
общем-то, не нужны, у нас высвобождается
огромное количество времени. Я всем советую: перед началом Великого поста на
листочке бумаги написать, от чего в вашей
жизни вы могли бы безболезненно избавиться.
Великий пост – это то время, когда можно
поупражняться над самим собой.
– Какие продуктовые запреты накладывает Великий пост?
– Есть такое понятие как церковный
устав. Церковь, как любящая мать, устанавливает своим чадам определенные правила.
Они придуманы людьми боговдохновенными,
гораздо более умными и опытными, чем мы.
Эти правила просты. Что касается кулинарного
поста, то это ограничение в мясной, молочной
пище и любой пище животного происхождения.
Отчасти это связано с древним преданием о
том, что первоначально в Эдемском саду Адам
питался только растительной пищей.
– А как быть тем, кому питание исключительно постной пищей не подходит
по состоянию здоровья?
– Еще раз скажу о том, что Церковь –
Мать для своих верующих. А мать никогда
не сделает больно своему чаду. Если чадо
немощное, слабое, тогда мать создает ему
особые условия. Если у человека больной
желудок, если он находится в состоянии немощи, а беременность, например, – это тоже
немощь, то такому человеку кулинарный пост
не нужен: его плоть и без того утеснена.
– Наверное, строгим не должен быть
пост и для тех, кто приступает к нему
впервые?
– Поскольку пост выходит из недр Церкви,
самостоятельно впервые начать поститься
человеку будет весьма сложно. Если кто-то решил придерживаться поста впервые, ему надо
прийти в храм и сказать священнику: «Отче, я
решил в первый раз попоститься, благословите
меня, подскажите, как мне это сделать».
– Но это не значит, что соблюдать
другие аспекты поста этим людям будет
не по силам?
– Безусловно. Потому что о других аспектах поста можно сказать словами апостола
Павла: человек старается «отгребаться от всего злого». Это в силах делать любой человек.
Уметь отсечь от себя грех – это то, к чему нас
призывает Церковь, особенно в течение поста.
– А обязательно ли в эти дни менять
рацион питания ребенка?
– Считается, что до семи лет к посту
кулинарному дети никакого отношения не
имеют. Их организм растет, а жизнь еще не
так связана с грехом, как у взрослых, поэтому
в телесном подвиге они не нуждаются. После
семи лет человек уже способен дать себе
отчет за свои поступки. Родители, глядя на
свое чадо, сами решают, в какой степени ему
нужно приобщиться к самоограничению. Может
быть, для начала ребенку следует предложить
отказаться от тех же конфет.
– Мы много говорили о традиции и
значении поста, но ведь у каждого с этим
событием связаны свои воспоминания,
чувства. Что Великий пост значит лично
для вас?
– Как для священника и монаха для меня
пост – это, прежде всего, радость Богослужения. Чтобы понять, что это такое, нужно начать ходить в храм. Постовое Богослужение
никого не может оставить равнодушным. В
нем близость Бога к человеку проявляется
наиболее ярко. И это ощущение близости
Бога является основным содержанием Великого поста лично для меня.
С иеромонахом Дорофеем (Барановым)
беседовала Екатерина Вельт .
Православие.ru
|