Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года
Возлюбленные о Господе всечестные
отцы пресвитеры, досточтимые диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие
братья и сестры – верные чада Русской
Православной Церкви!
Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко
всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца
нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по
справедливости мы должны благодарить Бога
за вас, братия, потому что возрастает вера
ваша, и умножается любовь каждого друг
ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1; 2).
Главная забота Церкви – спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной
жизни и во взаимоотношениях Церкви с
обществом и государством, всегда должно
быть подчинено этой цели. Наши миссионерские, образовательные, благотворительные и
иные труды следует в конечном итоге направлять на спасение каждой человеческой
души. Призыв Спасителя: «Идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я
повелел вам» (Мф. 28; 19-20), – остается самым насущным и в наше время. Памятуя об
этом, члены Архиерейского Собора обсудили
многие вопросы церковной и общественной
жизни, приняв Соборные определения и иные
документы, обращенные ныне к Полноте
нашей Церкви.
Заботясь о благоустроении церковной
жизни, члены Собора определили на будущее процедуру избрания Патриарха на
Поместном Соборе, уточнили полномочия
Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили совершенное Священным Синодом
создание митрополий и новых епархий. Они
также предложили решения важных задач,
стоящих перед обществом.
В частности, Освященный Собор выразил позицию Церкви в связи с развитием
технологий учета и обработки персональных
данных. Стоя на страже человеческой свободы, Церковь призывает государство не
принуждать людей к принятию тех технологий, которые могут помешать им свободно
исповедовать веру Христову и следовать ей
в делах личных и общественных. Согласие
христиан с различными законодательными,
политическими или идеологическими актами
также зависит от их совместимости с христианским образом жизни.
Постоянной заботой Церкви остается
попечение об укреплении семьи, о защите
от недолжного вмешательства в ее жизнь, о
поддержании крепких связей между детьми
и родителями, о безопасности детей, в том
числе перед лицом насилия, жестокости,
разврата. В связи с этим кругом вопросов
Архиерейский Собор вынес суждение о проводимой ныне во многих странах реформе
семейного права и о проблемах ювенальной
юстиции.
Церковь серьезно обеспокоена нынешним
состоянием природы. Истощение ресурсов
и загрязнение окружающей среды остро
ставит вопрос о сохранении многообразия
жизни, о рачительном использовании даров
природы. Члены Собора выразили позицию
Русской Православной Церкви по актуальным
проблемам экологии, напомнив обществу
об ответственности за сохранность Божиего
творения.
Пастыри и паства Русской Православной
Церкви призываются внимательно изучить
принятые Архиерейским Собором документы, в большинстве своем подготовленные
в ходе трехлетних дискуссий, проведенных
Межсоборным присутствием с участием сотен архиереев, клириков, монашествующих
и мирян.
Господь и Бог наш Иисус Христос
предупредил Своих учеников: «Если бы вы
были от мира, то мир любил бы свое; а как
вы не от мира, но Я избрал вас от мира,
потому ненавидит вас мир» (Ин. 15; 19).
С апостольских времен исторический путь
Церкви был связан с исповедничеством,
которое заключалось в нелицемерном свидетельстве истины. Брань, воздвигаемая
против христиан духом мира сего (1 Кор.
2; 12), на протяжении всей истории Церкви
имела целью разными способами отвратить
человека от своего Создателя и Спасителя.
Эта брань состояла не только в попытках
соблазнить людей на грех, но и в гонениях,
воздвигаемых против последователей Христовых. Но горнило лишений и страданий
только укрепляло веру и закаляло сердца
верных чад Церкви. Примером терпения
в скорбях является преподобный Далмат
Исетский, канонизованный в 2004 году в
лике местночтимых сибирских святых. Его
общецерковное почитание было установлено
нынешним Собором. Преподобный Далмат
неоднократно был свидетелем разрушения
созданного им монастыря, но всякий раз
воссоздавал его, строго защищая свою веру
и церковные правила и сохраняя при этом
глубокое смирение перед ближними.
События прошлого года явственно показали, что Православие возрождается как
основа народного самосознания, объединяющая все здоровые силы общества – те
силы, что стремятся к преобразованию жизни
на основе прочного фундамента, духовно-нравственных ценностей, вошедших в плоть
и кровь наших народов. Именно поэтому
людьми недоброй воли Церковь была избрана
объектом борьбы, в которой используются
ложь, клевета, кощунство, погромы храмов,
осквернение святынь.
Освященный Собор напоминает, что ответом на подобные действия должны быть
молитва, проповедь и утверждение Божией
правды, мирное гражданское действие православных христиан, умножение дел любви и
милосердия. Мы должны оставаться светом
миру и солью земли, чтобы люди, видя наше
«чистое, богобоязненное житие», даже «без
слов приобретаемы были» для Христа (1
Пет. 3; 1-2). Отстаивая веру, нужно всегда
помнить слова Христа Спасителя: «По тому
узнают все, что вы Мои ученики, если будете
иметь любовь между собою» (Ин. 13; 35).
Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой, мы призваны не
на словах, а на деле укреплять «единство
духа в союзе мира» (Еф. 4; 3), соборно, все
вместе: архипастыри, клир, монашествующие
и миряне. Главное при этом – стремиться
поверять жизнь Евангелием. Это единственный путь к преображению любого человека
и всего общества.
Господь наш Иисус Христос, Начальник
жизни вечной, да укрепит и умудрит всех
нас в предстоящих трудах.
|