Второе воскресенье Великого поста
посвящено святителю Григорию Паламе –
святому, которому мы обязаны появлением
молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее
непрестанным повторением.
Будущий святитель родился в 1296 году в
Константинополе в семье сенатора. Получил
блестящее классическое образование, изучал
грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский
двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика»
этого античного мудреца.
В 18 лет или чуть позже он принимает
монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает
писать богословские сочинения. Он оставил
после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские
труды, но главный его вклад в православное
вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных
энергиях и Фаворском свете. Подвижник с
Божией помощью может очистить свой ум и
тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи
со Христом, увидеть нетварный фаворский
свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к
исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по
своим келиям, овладевают особой техникой
дыхания, а для большей сосредоточенности
смотрят на свой пупок (так карикатурно
писал об исихастах основной оппонент
святителя – монах Варлаам Калабрийский
из Калабрии в Италии). Но на самом деле
оппонент святителя Григория ошибался. Хотя
бы потому что апостол Павел заповедовал
«непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков:
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля
Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16–18).
Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до
1341 года. Главное их расхождение состояло
в том, что Варлаам считал невозможным
реальное познание Бога или встречу с Ним
в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая
встреча возможна, в той мере, в какой
Святой Дух может открыть человеку. При
этом речь идет не о физическом видении,
а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в Своей сущности. Однако
человек имеет возможность приобщения к
нетварной Божественной энергии, говоря о
которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная
энергия преображает все наше существо:
наш ум, нашу душу и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только
рациональные, умственные усилия, но и
духовная жизнь, аскеза, пост и молитва.
Целью этого пути является обожение, т. е.
соединение человека с Богом, приобщение к
Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных
энергий – нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что
человек не может реально приобщиться
Богу, а Его энергии являются тварными.
Но если не существует нетварной благодати
(энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности,
что логически невозможно, или вообще не
может иметь никакого реального общения
с Богом.
Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его
учение о нетварной энергии, которая есть
Сам Бог вне Своей сущности.
После 1347 года святитель Григорий был
избран епископом Фессалоникийским (как
раз того города, жителей которого апостол
Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за
себя, после этого несколько лет управлял
своей епархией и скончался 14 ноября
1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.
Фома.ру
|