8 февраля «Губерния» побывала на 75-летии Александра Анисимова – председателя общества трезвости в честь святой блаженной
Ксении Петербургской при приходе храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Тюмени.
Тому предшествовала совместная молитва о страждущих с чтением акафиста
перед иконой Божией Матери «Неупиваемая
Чаша» с участием настоятеля церкви иерея
Николая Макарова.
Такая духовная практика происходит в
церкви на улице Малышева, 28 г. Тюмени
каждый четверг в 17 часов, накануне встречи семейного клуба трезвости. А пять раз в
год, обычно перед многодневными постами,
здесь совершаются молебны с чином принятия обета трезвости. Люди, испытывающие
душевные страдания от пьянства, желающие
избавиться от порочных оков, приходят сюда
с покаянием. Божия Матерь принимает всех,
помогает всем и избавляет от недугов. Главное условие – искренность. Ведь если сам не
захочешь – никто не поможет.
После богослужения в цокольном этаже
храма состоялась панельная дискуссия на
тему «Общество трезвости: прошлое, настоящее, образ будущего», которую вела секретарь
общества Екатерина Добровольская.
Старожилы общества Тамара Живаева
и Зоя Юркова поделились воспоминаниями.
У Тамары Парфировны история вхождения в общество трезвости была связана
с семейными проблемами: в 2011 году она
приняла обет трезвости на всю оставшуюся
жизнь. Таким образом она решила подать
личный пример. Настоятель храма «Утоли моя
печали» иерей Николай Макаров предложил
культивировать трезвость в Тарманах.
– Стали развивать, – смеется Тамара
Парфировна. – Я беседовала со многими
людьми, объясняла, старалась донести до сознания людей, что трезвость – это как глоток
свежего воздуха, особенно для тех, кто зависим от алкоголя, наркотиков. И, вы знаете,
очень много людей принимали обет трезвости
перед Великим постом. На всю жизнь – побаивались, принимали на сорок дней, кто-то – на
полгода, кто-то – на год. Потом подходили,
говорили, что будут продлять… В общем, так
появилось наше общество трезвости.
Зоя Юркова – из многодетной семьи.
Родственников – много. И когда все собираются за большим столом, проповедовать
трезвость проблематично. Достаточно самой
не пить. А когда спросили: «Почему?», ответила: «Не хочу – обет трезвости». Поперву на нее смотрели с иронией, потом
успокоились, а теперь привыкли: так и надо.
У нее два взрослых сына. Невестка – горячая сторонница ЗОЖ. Часто собираются
вместе, разумеется, без алкоголя. Его никогда дети не употребляли. Матерь Божья
управляет так, считает Зоя Юркова, нет
необходимости в вине. Хорошо и без вина.
– Когда мы были студентами, – признается Зоя Павловна, – почти 50 лет назад, мы,
конечно, выпивали: в общежитии, по праздникам. Тогда это считалось нормой. А теперь
мой старший внук, который уже на 4-м курсе
университета, говорит, что в их молодежной
среде модно не употреблять спиртное. И моду
эту, я считаю, надо поддерживать!
Иерей Николай Макаров, назначенный
настоятелем и приехавший в Тюмень из Тобольска в начале июня 2010 г., сразу обратил
внимание на множество пьяных мужичков в
Тарманах. Мужички эти, хоть и стеклянным
глазом, но тоже обратили внимание на появившегося в поселке священника, ходящего
по району пешком в подряснике. Некоторые из
них в поисках выхода приходили к нему на исповедь: «Не знаю, что делать – беда одолевает:
пью – не могу остановиться…» Причем часто
шли в храм пьяными, не стесняясь. Трезвыми
идти, признавались, страшно.
Однажды на выходе из магазина священника остановил один помятого вида
гражданин. «Денег сейчас будет просить», –
подумал было отец Николай, но выпивоха,
пошарив в карманах, извлек на свет божий
последний грош и, протянув его настоятелю,
сказал: «Батюшка, помолись за меня: что-то
худо мне».
Люди самостоятельно пошли в церковь за помощью. Впрочем, добрые слова
священника полезного эффекта не имели:
жизнь их не менялась. Из церкви они опять
шли прямиком в ближайший магазин за водкой.
Говорят, клин клином вышибают. Отец
Николай наконец понял, что помочь алкоголикам преодолеть зависимость могут только
другие, выздоравливающие, алкоголики.
Одним из таких героев стал Александр
Анисимов, победивший свой пивной алкоголизм. В 2010 году благодаря настойчивым
требованиям жены он созрел для того, чтобы
отказаться от пьянства. «Или кодируйся,
или лечись в наркологии, или иди на антиалкогольные курсы», – поставила ультиматум
супруга и подала мужу визитку Сергея Басманова – руководителя курсов «Учимся жить
трезво» (по программе священника Игоря
Бачинина) для людей с разными формами зависимости и их родственников на территории
храма святого праведного Симеона Богоприимца (г. Тюмень, ул. Республики, д. 60).
– Не скажу, что у меня было огромное
желание, просто я понимал, что надо идти, –
поделился своей историей Александр Анатольевич на встрече с прихожанами. – В то время
я был еще не крещен и не воцерковлен.
Курсы Сергея Николаевича Басманова для
Анисимова оказались весьма увлекательными.
Сперва его заинтересовала «забористая анкета», которую собственноручно заполняют все
новички, затем – рецензия на нее, потом –
ведение дневника с выпиской высказываний
святых о пьянстве и трезвости, которые помогала находить в православной литературе жена.
– Рука, отвыкшая писать, конечно, не
слушалась первое время, – вспомнил начало
трезвения юбиляр, – но я втянулся. Через десять дней неожиданно для себя я почувствовал,
что пивные ларьки просто не замечаю. Они
как-то у меня раз – и стерлись, я перестал их
видеть. Голова просветлилась. Никаких мыслей
про алкоголь нет, как нет ни желания, ни тяги.
Когда во мне произошла эта перемена – не
могу сказать точно: то ли на курсах, то ли
после курсов – этого я не понял до сих пор.
Православное общество «Трезвость и
трезвение» при храме Симеона Богоприимца
окормлял иерей Илия Сиразиев, безвременно
почивший от коронавируса в 2020 году. Прихожане его очень любили. Для Александра
Анисимова он стал настоящим проповедником,
открывшим ему в 2010 году духовный мир
православия. В 61 год Александр Анатольевич
принял таинство Крещения в храме в честь
Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Свято-Казанском мужском монастыре в Чимеево.
В 2011 году на семинаре в Ишиме он познакомился с иереем Николаем Макаровым,
настоятелем храма в честь иконы Божией
Матери «Утоли моя печали». Батюшка ему
понравился. От него и принял предложение
возглавить общество трезвости при храме
в Тарманах.
С тех пор трезвость – не только кредо
Александра Анисимова, но и дело всей его
жизни.
Много теплых слов услышал он в свой
адрес этим вечером. Люди помнят добро и
добром платят. Те, кто из новообретенных
на пути трезвости друзей не смог прибыть
лично, – прислал видеопоздравление. Анисимова поздравляли целыми семьями: после
его лекций в семейном клубе люди научились жить в гармонии, полностью исключив
алкоголь из своей жизни.
Для бывшего секретаря общества Натальи
Мостовой тарманская церковь и вовсе стала
спасательным кругом. Столкнувшись с жесточайшим кризисом в своей жизни, когда-то она
из последних сил пришла сюда со словами:
«Возьмите меня к себе, умоляю!» Два года
трудилась на кухне, параллельно увлеклась
трезвением. Общественная работа, в которую Наталья ушла с головой, погрузила ее
в основы практической психологии, изучение
которой в итоге привело к приобретению
квалификации психолога.
– Священник Игорь Бачинин в Екатеринбурге открыл для православных трезвенников
факультет психологии Санкт-Петербургской
Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского, – рассказала
прихожанам Наталья. – Он хочет, чтобы
как можно больше православных христиан
стали психологами при церковных приходах.
В Екатеринбурге, насколько я знаю, при
каждом храме есть православный психолог,
который помогает прихожанам решать именно
психологические, а не духовные проблемы.
Нынешний секретарь общества трезвости
Екатерина Добровольская тоже учится на
психолога. В общество трезвости она попала
в 2016 году, пытаясь вытащить мужа из алкогольного омута.
– Большинство женщин – 99 процентов –
обращаются в общество трезвости с просьбой:
«Что мне сделать, чтобы в моей семье прекратилось употребление алкоголя?» – говорит
Екатерина. – И по мере проработки проблемы
мы понимаем, что она касается не только
зависимого человека, а всей семьи, потому
что вся семья вовлечена в эти деструктивные
модели общения. И те отношения, которые
складываются при этом в семье, усугубляют
проблему. Когда человек начинает решать ее
для себя, его реальность и мир меняются.
Возвращается трезвомыслие. И система – любая система – начинает либо перестраиваться, и мы видим воссоединение семьи, либо
распадается: в случае когда вторая половинка
меняться не хочет.
Сохранить свой брак Екатерине, к сожалению, так и не удалось:
– Я считаю, что Господь ведет меня
именно тем путем, который мне нужно было
пройти. Если бы не было этой ситуации в
моей семье, то сейчас моя жизнь не была
бы наполнена смыслом, перспективой и той
радостью, которую я испытываю в своем волонтерском служении. Божия Матерь правит…
Неформальную часть встречи вел другой
радостный волонтер милосердия – Валерия
Агеева. Ее сияющая на лице радость обуславливалась, наверное, не только служением, но и очевидной беременностью, и
присутствием виновника этого положения –
трезвым мужем. Публике были предложены
развлекательные игры «Крокодил», «Шифровальщик», а также вкуснейшие пироги с
рыбой, капустой и повидлом от члена общества, кондитера Елены Меньщиковой.
В заключение Екатерина Добровольская
предложила каждому члену общества одним
предложением высказаться о трезвости: «Что
для тебя трезвость?» Вариантов было много:
от банального советского «трезвость – норма жизни» до витиеватого «трезвость – это
воскрешение духовно мертвых и помощь
близким». Однако лучшую, на мой взгляд,
формулировку предложила сама Екатерина
Добровольская:
– Трезвость – это путь к свободе, радости
и любви!
Сергей СУРАЗАКОВ,
«Тюменская губерния».
Фото автора
|