Выпускник Тобольской духовной семинарии иерей Андрей Калугин из Надыма (Ямало-Ненецкий АО) трижды ездил с миссией в
госпитали Донецкой и Луганской республик.
Госпитальные священники там очень нужны.
С выкрашенных в голубой цвет больничных стен краска отлетает кусками, зияют
наскоро замазанные проплешины: в здании
давно не было ремонта. На придвинутой
к стене койке лежит мужчина. Пациент в
тяжелом состоянии, его недавно доставили
с передовой. На тумбочке у постели икона,
над головой висит стяг с изображением
Спаса Нерукотворного. Над раненым склонился священник.
«Я просто сидел в реанимации и молился об этом человеке. Когда он пришел
в себя и увидел, кто находится рядом, его
первыми словами были: “Батюшка, можно
мне исповедаться?”» – рассказывает иерей
Андрей Калугин. С мая 2023 года он ездит
в длительные командировки в зону специальной военной операции, чтобы исповедовать
и причащать военных, которые проходят
лечение в местных госпиталях.
В обычной жизни священник служит в
Надыме, всего в 100 километрах от Полярного круга. В будни – на приходе в храме
во имя святителя Николая Мирликийского,
по выходным – в национальных поселках,
в тундре, в стойбищах у ненцев, куда добирается то на вертолете, то на вездеходе.
На СВО отец Андрей окормляет 16 госпиталей, некоторые из которых находятся всего
в нескольких километрах от линии фронта.
Мы записали рассказ батюшки от первого лица.
«Будет трудно, будет много искушений»
Осенью 2022 года я посещал военные
полигоны, на которых проходили подготовку мобилизованные. Мы много общались,
вместе молились и разговаривали, и уже
тогда я пообещал ребятам, что постараюсь
навестить их на СВО. Через полгода так и
случилось: в апреле-мае священники получили возможность поехать в госпитали ЛНР
и ДНР, чтобы поддерживать раненых. Я доброволец, на это служение вызвался сам. До
этого в зону специальной военной операции
отправлялись в основном батюшки, которые
возили гуманитарные грузы или окормляли
военных по линии Министерства обороны.
Миссия служения госпитальных священников
была реализована впервые.
Думаю, в зону военных действий может
поехать не всякий священник, только подготовленный – хорошо бы, например, тот,
у кого есть опыт больничного и, желательно,
тюремного служения, медицинские знания.
У меня все это было – в нашей епархии я
10 лет окормлял колонии; шучу, что за это
время сам как будто срок отсидел. Перед
поездкой дополнительно прошел курс тактической медицины, эти знания потом не раз
пригождались. Но главное, я думаю, сильное
личное желание – без него там делать просто нечего. И, конечно, нужно быть готовым
эмоционально. Потому что будет трудно и
будет много искушений.
«Под окном палаты работали
минометы»
Во время первой пробной поездки в
апреле-мае 2023 года я успел побывать с
другими священниками в госпиталях в Донецке, Марьинке, Макеевке и пообщаться
с военными в их расположениях, повидать
ребят, которым я это пообещал. Но основное
служение было все-таки в госпиталях – там
мы навещали раненых мобилизованных, контрактников и тех, кто служит в ЧВК.
В Марьинку нас долго не могли доставить, но потом с Божьей помощью все
разрешилось. В этом районе шли бои,
и даже прямо под окном палаты, в которой я
беседовал с ранеными, работали минометы.
Каково это? Знаете, в здании мы все-таки
были защищены, там есть стены и возможность укрыться. А представляете, как причащать людей в окопе? Как раз в первую
поездку этот опыт у меня был – я совершал
таинство на линии соприкосновения, и в пяти
метрах работал танк.
Там всему быстро учишься. В том числе
не вздрагивать от взрывов, чтобы не уронить
ненароком Чашу с Причастием. Вот почему для священников, которые едут в зону
СВО, так важен опыт – человек должен не
бояться выстрелов и знать, как действовать
во внештатных ситуациях. У меня в карманах бронежилета всегда полный набор необходимого: тактические ножницы, турникет
(кровоостанавливающий жгут – прим. ред.).
Были случаи, когда прямо при мне привозили
раненых ребят и были нужны руки, самая
простая помощь, я включался. Священник
должен быть ко всему готов.
«Погибших бойцов поминаем
по позывным – имена не всегда
известны»
Две последующие поездки, осенью прошлого и зимой нынешнего года, я служил в
госпиталях ЛНР. Там сейчас 90 % раненых –
это бывшие заключенные. Мой опыт служения в колониях здесь очень пригодился.
Для меня не секрет их тюремные привычки,
жаргон, и эти люди легко идут со мной на
контакт, мы всегда обнимаемся. Мобилизованные и контрактники в этом смысле
построже, посдержаннее.
Служение в госпиталях сильно отличается от больничного служения, к которому
мы привыкли. В больницах священники
чаще сталкиваются с вопросом: «Батюшка,
за что мне это?» Раненые таких вопросов
не задают. Зато могут быть другие, и порой очень провокационные. Часто они не
касаются веры, люди просто говорят о том,
что их волнует: о боеприпасах, выплатах,
о погибших товарищах. Если раненые попали в госпиталь с тех участков фронта,
где проходили наиболее ожесточенные бои,
обстановка поначалу может быть очень напряженной. Они задают тяжелые вопросы.
Мне помогает начать разговор с самых
простых тем: узнать, откуда эти люди родом, расспросить их о семье, о товарищах.
И даже епитрахиль помогает – она особенная, сшитая из ткани камуфляжной расцветки
с алой окантовкой. По ней ребята сразу
понимают, что я свой. Думаю, что канонам
это не противоречит, ведь цвет у епитрахили
вполне традиционный, зеленый, пусть и с
некоторыми нюансами.
Первая встреча – это знакомство, и
только ко второй встрече можно переходить
к обсуждению духовных вопросов, а на
третью встречу – проводить таинства. Вот
почему я навещаю раненых в госпитале не
меньше трех-четырех раз, чтобы успеть обсудить все важные темы и чтобы сблизиться.
Я исповедую, причащаю, соборую, совершаю
таинство Крещения. И обязательно служу
панихиды – бойцы просят поминать своих
погибших товарищей. Часто в записках, которые они подают, только позывные – имен
могут просто не знать.
«Это места опасные, линия фронта
проходит в пяти километрах»
В первую поездку в ДНР мое служение
проходило в основном в трех госпиталях.
В ЛНР их вначале было четыре, а сейчас –
уже 17 госпиталей.
Мы думаем, что госпиталь – это стационарная больница, но на войне госпиталь
может быть и палаткой в поле, куда привозят
больных. Это может быть любое защищенное
здание или подвал в прифронтовых населенных пунктах. Никто точно не скажет, где
они располагаются, их нет на картах. Лишь
общаясь с медиками и военными, можно
узнать, что в том или ином городе, поселке
есть раненые, которые ждут священника.
Есть госпитали эвакуационные, там ребят держат буквально два-три дня, привозят
прямо с поля. Это места опасные, там линия
фронта проходит в 5 км, а иногда и ближе,
и просто так туда священников не посылают,
только по согласованию с Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными
силами. Мне довелось бывать и там.
Моя третья поездка выпала на Новый
год, Рождество и Крещение. К праздникам
специально готовился, собирал подарки и гостинцы, и ребята, я знаю, меня очень ждали.
На Рождество удалось послужить молебен в
четырех местах, праздник прошел в молитвах и дружеских разговорах. Ночью служить
нельзя, поскольку действует комендантский
час, поэтому с утра и до вечера 7 января
я был в разъездах: поздравлял раненых и
бойцов, угощал мандаринами. В этот день
мы не говорили о войне – каждый вспоминал о доме, о детстве, о том, как с семьей
отмечали праздники.
«Превращаюсь в зверя.
Что мне делать?»
Разговоры с ранеными – очень простые,
но очень глубокие. В бою может быть чувство озлобленности, мне один боец сказал:
«Я превращаюсь в зверя. Что мне делать?»
Я отвечаю одно: молиться и просить помощи
у Бога – всегда нужно оставаться людьми.
Они говорят о грехе, о своих сомнениях,
а главное – о будущем. О том, что будет,
когда война закончится.
Многих раненых я просил поделиться их
опытом молитвы. Знаете, нам всем стоит поучиться у них тому, как искренне надо молиться. Это молитва от сердца, и Господь помогает. Мне ребята такие чудеса рассказывали: как
Божья Матерь их защитила, Николай Угодник
помог, когда они шли по минным полям или
в 20 метрах от огневой позиции противника,
и все удивлялись – как выжили? По своему
опыту я знаю, что там молитва переходит в
русло настоящего диалога с Богом. Просишь о
самом простом: чтобы были силы и здоровье,
чтобы снаряд не прилетел. Просишь: «Господи,
дай мне сил найти нужные слова». Война учит
людей по-другому общаться с Богом. И такой
опыт нам, священникам, очень нужен.
По материалам сайта Милосердие.ру
|