Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Проходит первая неделя Великого поста.
Сегодня многие придут на исповедь, чтобы
завтра причаститься Святых Таин. Но, Боже
мой, даем ли мы себе отчет, к чему готовимся приступить? «Приимите, ядите, Сие есть
Тело Мое... Сия есть Кровь Моя», – говорит
Господь Вседержитель (Мф.26:26,28).
И не только приглашает, но и предупреждает: «Аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате
в себе» (Ин.6:53). Отказаться от причащения
не может никто, желающий спасения. Но как
я приступлю к Тебе, Господи? Вот я слышу
голос из алтаря: «Святая Святым!», а я весь
во грехах. Как не страшиться мне, когда и
святые Твои не считали себя достойными
приступить к Святым Тайнам: «Вем, Господи,
яко недостойне причащаюся пречистого
Твоего Тела и честныя
Твоея Крови... всего
себе повинув греху и
сластем поработив...
но приими убо и мене,
человеколюбче Господи, якоже блудницу,
яко разбойника, яко
мытаря, яко блуднаго»
(Мол. 1), – умоляет св.
Василий Великий.
А вот как просит
Господа св. Иоанн
Златоуст снизойти к
его немощи: «Господи
Боже мой, вем, яко
несмь достоин... да под
кров внидеши храма души моея, занеже весь
пуст, и пался есть... но якоже восприял еси
в вертепе и в яслях бессловесных возлещи:
сице восприими и в яслех бессловесныя
моея души, и во оскверненное мое тело
внити...» (Мол. 2).
Также и преподобный
Симеон Новый Богослов умоляет: «От скверных устен, от мерзкого сердца, от нечистого
языка, от души оскверненной, приими моление, Христе Мой... омый мя слезами моими,
очисти мя ими, остави прегрешения моя и
прощение мне подаждь. Веси зол множество,
веси и струпы моя, и язвы зриши моя...
Сего ради к Тебе припадаю и тепле вопию
Ти: якоже блудного приял еси и блудницу,
пришедшую, тако приими мя блудного и
скверного, Щедре...» (Мол. 6).
Если великие святые, исполненные Духа
Святого, видели себя изъязвленными грехами и совершенно недостойными приступить
к Святым Тайнам, то мы как дерзнем принять Их? Что нам делать? И вот Господь
Милосердный, желающий спасения всем
погибающим, отвечает: «Покайтесь!»
К покаянию призывал по повелению
Божию величайший из рожденных женами
святой Иоанн Предтеча, покаяние повелел
проповедовать Господь и Своим апостолам,
посылая их на проповедь. Покаяние есть
первая заповедь Нового Завета, первая
заповедь Господа Иисуса Христа.
Покаяние
есть величайший дар Божий людям, средство
очищения от грехов и дверь спасения. Покаяние есть проявление неизреченной любви
Божией к падшему человечеству. Покаяние
есть всемогущая сила Божия, врачующая все
язвы греховные искренне кающихся.
Через покаяние мытарь вышел из храма
оправданным. Покаяние блудного сына, все
расточившего, восстановило в прежнем достоинстве. Через покаяние разбойник первым вошел в рай. Покаянием апостол Петр
вернул себе апостольство, а преп. Мария
Египетская омыла тысячи своих смертных
грехов. Да и все, достигшие святости, достигали ее покаянием. Принесем же и мы
искреннее покаяние
Господу, сознаем свое
недостоинство пред
Богом, оплачем грехи
свои пред Ним. Исповедуем их пред духовником, не скрывая
ничего, не оправдываясь ни в чем. Решимся
же впредь противодействовать всеми силами
всякому греху – и
Милосердный Господь
простит нам, очистит
нас, применит и к нам
Свое неложное обещание: «аще будут греси
ваши яко багряное, яко
снег убелю» (Ис.1:18).
Тогда и мы сподобимся без осуждения причаститься Святых Страшных, Животворящих
Тела и Крови Господа и Спасителя нашего
Иисуса Христа.
Сподобившись же этого величайшего
дара любви Божией, должны будем всячески
остерегаться оскорбить Господа каким-либо
произвольным грехом, чтобы Он не удалился
от нас.
Надо знать всем, что тогда произойдет с
нами. Об этом Господь Сам предупреждает
нас: «Кто не со Мною, тот против Меня: и
кто не собирает со Мною, тот расточает.
Когда нечистый дух выйдет из человека
(покаянием и причащением), то ходит по
безводным местам, ища покоя, и, не находя,
говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел, и пришед находит его выметенным и
убранным, тогда идет и берет с собою семь
других духов, злейших себя и вшедше живут
там: и бывает для того человека последнее
горше первого» (Лк.11:23-26).
Итак, братие, после причащения особенно трезвитесь, бодрствуйте, потому что
противник наш дьявол ходит, как рыкающий
лев, ища кого поглотить.
Аминь.
1963 г.
|