Истинная молитва всегда есть борьба
со смертью и отрицание смерти. Истинная
молитва всегда борьба за жизнь и утверждение жизни. Какова истинная молитва?
Та, которая делает тебя сильнее смерти,
которая побеждает страх и ужас перед ней.
Если, встав с молитвы и заглянув в себя,
ты испытаешь прежний страх, знай, молитва
твоя не была истинной. Если же, встав с
молитвы и заглянув в себя, ты ощутишь
равнодушие к смерти, знай, молитва твоя
истинна.
Прежде чем взойти на крест, Спаситель
молитвой в Гефсиманском саду уже победил
смерть. Гефсиманская молитва – единственный образ совершенной и победительной
молитвы, когда-либо явленный и завещанный роду человеческому.
Истинная молитва идет из глубины
сердца. Один молитвенник сказал: «Странная вещь: когда мы молимся, мы
представляем, что Бог нас видит
и слышит, а когда грешим, нам
кажется, что Он нас не видит и не
слышит». Юноша пришел к духовнику и пожаловался на обидевшего
его друга. Он был разгневан и
огорчен, но духовник сказал ему:
«Пойди к себе и молись о своем
обидчике». Юноша послушался и
пошел молиться, он долго молился
за своего недруга, пока не прошли
гнев и обида и в душу не пришли
мир и радость.
Главный плод непрестанной
молитвы в том, что душа человека
находится в постоянном общении
с Богом, от этого общения сердце
разгорается любовью к Богу, обретает бесстрастие, свободу от мира
и его соблазнов.
Каждый из вас может сделать
что-то для спасения своего народа и мира. Пусть одна молитва в
день, путь одна милостыня, один
вздох к Спасителю, пусть все это
станет лептой, которую Он увидит
и не отвергнет. Счастье мира
созидается внутри человеческой
души. Мир в мире устанавливается
возрождением души каждого, кто
знает Бога. Совершите подвиг, который определен законом Христа,
и вы, когда придут счастливые и
мирные дни, сможете сказать, что в этом
есть лепта каждого из вас. А когда настанет
праздник окончательной победы добра над
злом, победа Христа над адом, и вы станете
участниками этой победы как Христовы соработники и сопобедители.
Все богослужения православной Церкви,
так же как и многие требы, начинаются с
молитвы Святому Духу: «Царю Небесный,
Утешителю, Душе истины… прииди и вселися
в ны». Мы молимся, чтобы Дух Божий пришел и вселился в нас. Это не совершается
сразу, но после долгих подвигов в молитве,
посте, милостыне и труде. И только после
того как подвигами, многими слезами и воздыханиями очистится сердце, Дух вселяется
в него, чтобы обожить и сердце, и разум,
и волю. Тогда человек становится домом
Всевышнего Бога, Который руководит им
во всем.
Возьмем молитву Господню «Отче наш».
Что мы просим у Бога в этой молитве?
Во-первых, чтобы святилось имя Божие,
святилось, а не хулилось. Во-вторых, чтобы
пришло Царство Отчее, а не тираническое
и звериное. В-третьих, чтобы была воля
Отца нашего на земле, как и на небе, среди
людей, как и среди ангелов. В-четвертых,
чтобы Отец Небесный дал нам хлеб насущный и сохранил нас от роскоши, алчности
и самолюбия. В-пятых, чтобы простил нам
грехи наши, как и мы прощаем их другим.
В-шестых, чтобы не дал нам впасть в искушения, которые приходят к нам от телесных
желаний и от бесовских сетей. В-седьмых,
чтобы избавил нас от лукавого врага нашего,
который хочет отравить нас злобой и увлечь
за собой в свою бездну зла.
Молитвой очищаю очи веры моей, чтобы
не потерять во мгле Тебя, звезда моя светлейшая. «Для чего Богу молитва твоя?» –
спрашивают меня рабы земные. Истину
глаголете, сыновья земные. Для чего Полярной звезде бинокль мореплавателя, если
видит она без бинокля? И не спрашивайте
меня, если уж знаете, зачем мореплавателю
бинокль. Молитва мне нужна, чтобы мне не
потерять из вида звезду спасительную, но
не для того, чтобы она не потеряла меня.
Что сталось бы с внутренним зрением моим,
если бы я не упражнялся в молитве? Непрестанно совершаю каждение вере своей,
чтобы не ослепили ее образы земные.
Непрестанно призываю круги ангельские
укрепить мою молитву их вечной ангельской
молитвенностью, чтобы удостоиться узреть
ту славу и красоту, открытые зрению их в
полноте. О спутники мои, как величественно
видение веры! Клянусь вам, если
б вы это знали, молитва ваша не
знала бы ни отдыха, ни конца.
В сердечной молитве может
упражняться каждый христианин.
Но преимущественно ей занимаются
православные монахи, обращаясь
в сердце: «Господи Иисусе Христе,
помилуй мя грешного». Эти шесть
слов упоминает и апостол Павел.
Этой простой, но совершенной
молитвой можно исполнить заповедь Христа: непрестанно молитесь
(1 Фес.5:17).
Каковы благотворные плоды
этой молитвы, лучше всего знает
тот, кто молится; тот, кто дружен
с монашеством, практикующим эту
молитву, и, наконец, тот, кто читал
жития Максима Кавсокаливита, святого Андрея и блаженного Василия
Христа ради юродивого и жития бесконечного множества других святых
мужей и жен на протяжении долгой
истории Церкви до нынешнего дня.
Итак, молимся тайно, молимся явно. Молится каждый по отдельности, молимся все вместе
в храме. Мы похожи на певчих,
которые распеваются по одиночке,
но соединяются в хор, чтобы петь
перед публикой; или на музыкантов,
уединенно играющих для себя, но
сходящихся в оркестр, чтобы сыграть перед людьми. А в тех, кто, молясь
в себе и для себя, не посещает соборных
и явных молитв, сокрыто семя гордости и
себялюбия. Он как будто не читал слов
Спасителя: «Где двое или трое собраны во
имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Поэтому с искренней любовью к вам и в
страхе за ваши души хочу напомнить: молитесь тайно и явно, уединенно и соборно.
Ибо так заповедано в Евангелии и завещано
тысячелетним церковным преданием.
Святой Иоанн Златоуст говорил: «Душа
без молитвы мертва, как тело без души».
И еще сказал: «Молитва – нерв души».
Никогда не оставляйте молитву, и Господь не оставит вас. Молитвой мы признаем свою немощь и силу Божию. Молитвой мы возносим Господа на подобающее
Ему место, а человека умаляем. Люди,
не знающие молитвы, нарушают истинный
порядок, они возвышают себя и унижают
Бога. Это свойственно немолитвенным
людям. Достаточно короткого разговора с
ними, чтобы увидеть, на какой высоте они
держат себя и в каком унижении Бога. Где
нет молитвы, там царит гордость. Гордость
как надутый шар, который лопается от
одного прикосновения иглы. От малейшего
укола гордость превращается в отчаяние.
Разумный человек всегда кроток, а кроткий
именно в кротости стяжает разум. Когда
смиренный человек ищет помощи у людей,
на самом деле он ищет ее от Бога. И, когда
обращается к врачу, он молится о помощи
Богу, ибо знает, что Господь помогает опосредованно или непосредственно; или сразу,
без помощи людей и предметов, или с помощью людей и предметов. «Помощь моя
от Господа, сотворившего небо и землю»
(Пс. 120:2), – говорит Псалмопевец.
Почему нам заповеданы пост и молитва? Чтобы мы помнили о своем небесном
родстве, чтобы помнили, что мы родные
не только земле, но и небесам, и прежде
всего небесам. Чтобы мы помнили о нашем
царском происхождении, что наш Отец –
Сам Царь неба и земли. А когда твоя
душа успокоится, Господь пошлет тебе Духа
Святого, чтобы Он вселился в твое сердце,
чтобы Он взял его и обитал в нем.
Пост и молитва ослабляют узы сердца с
миром и укрепляют узы с Богом. Помни об
этом и думай об этом, об укреплении связи
с Богом. Помни имена духовных столпов,
святых, которых прославляешь, которые постом и молитвой ослабили свои узы с миром
и укрепили связь с Богом живым. Они прославлены и в земном и небесном мирах,
они достойно исполнили земной долг и ныне
пребывают в вечном небесном блаженстве
в своем Отечестве, которое наследовали от
Отца Небесного и которое прекраснее всех
дворцов этой черной и тленной земли, где
радость мимолетна, ибо смерть оборвет ее.
Воистину, братья, пост не поможет нам,
если не имеем любви, ибо не сказано Бог
есть пост, а сказано Бог есть Любовь.
Святые отцы являли свою любовь ближним
в такой мере, что многим она кажется невероятной, но нет ничего невероятного для
тех, кто изменил свой ум и начал думать и
жить по-евангельски.
|