– Матушка, есть для вас послушание.
Будете ездить по епархии и помогать верующим организовывать православные общины,
а батюшкам – прислуживать как псаломщица.
– Благословите, владыка.
Возможно, именно так звучал диалог
42-летней Акилины Евгеньевны Ясняцкой
(монахиня Ангелина), в прошлом инженера-гидролога, с архиепископом Омско-Тюменской епархии Феодосием, благословившим ее на создание первой православной общины на Ямале.
Солнечным, но по-ямальски морозным
сентябрьским днем 5 сентября 1988 года
Акилина Евгеньевна на борту самолета
приземлилась в аэропорту Салехарда. В
кармане пальто – адрес одной из инициаторов образования общины да номер телефона редактора местной газеты. Разыскав
нужный дом в районе рыбокомбината,
матушка Акилина вместе с Евгенией
Тороповой отправились собирать подписи к знакомым верующим.
По требованиям властей собрать
нужно было не менее 20 подписей, а
активных верующих оказалось всего
5-6 человек. На помощь пришла редактор газеты «Красный Север» Лидия
Гладкая, которой матушка Акилина позвонила, ища поддержки. Лидия Гладкая познакомила матушку с Юрием
Ермоленко, известным в литературных
кругах города автором. Тот знал язык
местных зырян и был вхож к ним. Так
удалось собрать недостающие подписи
для открытия православной общины –
всего около 30 подписей.
В декабре 1988 года в салехардском
исполкоме заявление на открытие общины
подписали. Тут же возник вопрос: где служить? Здание Петропавловского храма принадлежало спортивной школе. Разговоры о передаче храма Церкви велись, но процесс
тормозился из-за непонимания, куда в таком
случае переводить школу.
Для исполнения треб и проведения служб
верующим отдали здание недействующего
детского сада в районе рыбоконсервного
комбината. Собирались и на частной квартире. Окормлял общину в это время иеромонах
Зосима (Горшунов).
Первую службу в Петропавловском храме
власти разрешили провести лишь в июле
1990 года, на престольный праздник. Для
проведения службы верующие вызвали из
Тобольска иеромонаха Зосиму и матушку
Акилину. Служили обедницу и благодарственный молебен. Радости верующих не
было предела: наконец-то храм передали
православной общине!
Однако до фактической передачи пришлось ждать еще четыре месяца, а пока
службы проводились в кабинете поликлиники
(старожилы помнят больничный городок на
улице К. Маркса). После ремонта пришлось
засучить рукава – убирать пыль и грязь. Но
все-таки событие радостное. Народу приходило много, приезжали из тундры в малицах на
оленьих упряжках с желанием покреститься.
Никому не отказывали. Желающих принять
Таинство Крещения было столько, что не
хватало нательных крестиков. Как-то раз
отец Зосима даже попросил матушку Акилину
отдать ее нательный крестик болящей рабе
Божией Зинаиде из тундры.
В начале ноября 1990 года храм Петра и
Павла окончательно передали православной
общине города. Событие историческое! 10
ноября отец Зосима освятил храм малым
чином, отслужили благодарственный молебен. Городской камерный хор под руководством Надежды Прыжанковой участвовал в
молебнах.
Много сил пришлось вложить верующим
в ремонт и уборку храма, алтаря, где спортивная школа устроила туалет. Застеклили
окна, наладили отопление. Трудились семьи
Коневых, Плесовских, Чемодановых, В. Самодурова и другие неравнодушные члены
православной общины. После своей основной
работы каждую свободную минутку люди приходили в храм и подвизались безвозмездно,
во славу Божию.
Регулярно, раз в месяц, отец Зосима и
Акилина Евгеньевна приезжали в храм проводить службы. Алтаря еще не было. Кто-то
из верующих подарил ковер размером 3х4,
его положили на пол и использовали вместо
алтаря.
По просьбе верующих города Лабытнанги
в феврале 1991 года отец Зосима и матушка
Акилина помогли организовать православную общину и там. Храма в Лабытнанги не
было, службы и требы совершались в Доме
культуры. Также службы и требы совершались в поселках округа: Аксарке, Харсаиме,
Горно-Князевском.
В 1990 году Омско-Тюменскую епархию
разделили на Омско-Тарскую и ТобольскоТюменскую епархии, и в ноябре 1990 года
Тобольско-Тюменскую епархию возглавил
епископ (ныне митрополит) Димитрий (Капалин). Впервые владыка Димитрий приехал
на Ямал в начале июля 1991 года.
До приезда владыки нужно
было срочно сделать иконостас,
жертвенник, престол – все необходимое для богослужения.
На помощь позвали активных
прихожан общины: Андрея Москвитина, Андрея Нестерова,
Александра Чемоданова, Александра Плесовских, Александра
Конева (ныне священник в Липецкой епархии), Михаила Денисова (ныне
священник в Ишиме). Молодые люди установили самодельный иконостас из каркаса,
деревянных брусков и плиты ДВП, наклеили
на него бумажные литографии икон. Женщины шили облачения для алтаря. Акилина
Евгеньевна консультировала, как правильно
сделать иконостас: где царские врата поставить, какого размера должны быть диаконские двери; как пошить облачения и многое, многое другое. Работа спорилась, во всем
была заметна Божия помощь.
Но вот звонок: владыка Димитрий подплывает на катере к салехардскому причалу.
Несколько человек из православной общины
поспешили встречать владыку. Когда епископа Димитрия привезли в храм, православные
труженики уже подметали стружки на полу.
Владыка остался доволен.
А утром служили Божественную литургию,
на которой храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла освятили
уже полным чином. Верующие не скрывали
слез радости.
На следующий день владыка Димитрий
посетил поселок Хэ, расположенный на
Обской губе, где в годы репрессий отбывал
ссылку митрополит Петр Полянский и многие
другие священнослужители. Вертолет приземлился в поселке утром. Стояла прекрасная
погода: тундра цвела, дул легкий летний
ветерок, комаров не было. Благодать.
Владыка Димитрий отслужил панихиду на
кладбище. На обратном пути он захотел познакомиться с местными жителями. Вертолет
приземлился на стойбище. Ненцы попросили,
чтобы их покрестили. Желающих
было так много, что не всем достались нательные крестики – их
передали новокрещенным позднее.
11 июля вернулись в Салехард
– служить всенощное бдение накануне престольного праздника.
12 июля отслужили архиерейским
чином Божественную литургию,
после которой владыка Димитрий
отбыл в Тобольск.
Так после многолетнего застоя возобновилась православная
жизнь на Ямале. Народу приходило много: ненцы, ханты, зыряне,
татары, русские, – и все жертвовали, кто сколько мог.
Низкий поклон всем ныне здравствующим, вечная память
усопшим православным христианам – всем, кто был причастен к этому
историческому событию, кто внес свою лепту
в богоугодное дело – создание православной
общины на ямальской земле.
Татьяна МОРГУНОВА, Салехард;
Мария ВИСТУНОВА, Тюмень
|