ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Возрождение Православия на Ямальской земле

– Матушка, есть для вас послушание. Будете ездить по епархии и помогать верующим организовывать православные общины, а батюшкам – прислуживать как псаломщица.

– Благословите, владыка.

Возможно, именно так звучал диалог 42-летней Акилины Евгеньевны Ясняцкой (монахиня Ангелина), в прошлом инженера-гидролога, с архиепископом Омско-Тюменской епархии Феодосием, благословившим ее на создание первой православной общины на Ямале.

Солнечным, но по-ямальски морозным сентябрьским днем 5 сентября 1988 года Акилина Евгеньевна на борту самолета приземлилась в аэропорту Салехарда. В кармане пальто – адрес одной из инициаторов образования общины да номер телефона редактора местной газеты. Разыскав нужный дом в районе рыбокомбината, матушка Акилина вместе с Евгенией Тороповой отправились собирать подписи к знакомым верующим.

По требованиям властей собрать нужно было не менее 20 подписей, а активных верующих оказалось всего 5-6 человек. На помощь пришла редактор газеты «Красный Север» Лидия Гладкая, которой матушка Акилина позвонила, ища поддержки. Лидия Гладкая познакомила матушку с Юрием Ермоленко, известным в литературных кругах города автором. Тот знал язык местных зырян и был вхож к ним. Так удалось собрать недостающие подписи для открытия православной общины – всего около 30 подписей.

В декабре 1988 года в салехардском исполкоме заявление на открытие общины подписали. Тут же возник вопрос: где служить? Здание Петропавловского храма принадлежало спортивной школе. Разговоры о передаче храма Церкви велись, но процесс тормозился из-за непонимания, куда в таком случае переводить школу. Для исполнения треб и проведения служб верующим отдали здание недействующего детского сада в районе рыбоконсервного комбината. Собирались и на частной квартире. Окормлял общину в это время иеромонах Зосима (Горшунов).

Первую службу в Петропавловском храме власти разрешили провести лишь в июле 1990 года, на престольный праздник. Для проведения службы верующие вызвали из Тобольска иеромонаха Зосиму и матушку Акилину. Служили обедницу и благодарственный молебен. Радости верующих не было предела: наконец-то храм передали православной общине!

Однако до фактической передачи пришлось ждать еще четыре месяца, а пока службы проводились в кабинете поликлиники (старожилы помнят больничный городок на улице К. Маркса). После ремонта пришлось засучить рукава – убирать пыль и грязь. Но все-таки событие радостное. Народу приходило много, приезжали из тундры в малицах на оленьих упряжках с желанием покреститься. Никому не отказывали. Желающих принять Таинство Крещения было столько, что не хватало нательных крестиков. Как-то раз отец Зосима даже попросил матушку Акилину отдать ее нательный крестик болящей рабе Божией Зинаиде из тундры.

В начале ноября 1990 года храм Петра и Павла окончательно передали православной общине города. Событие историческое! 10 ноября отец Зосима освятил храм малым чином, отслужили благодарственный молебен. Городской камерный хор под руководством Надежды Прыжанковой участвовал в молебнах.

Много сил пришлось вложить верующим в ремонт и уборку храма, алтаря, где спортивная школа устроила туалет. Застеклили окна, наладили отопление. Трудились семьи Коневых, Плесовских, Чемодановых, В. Самодурова и другие неравнодушные члены православной общины. После своей основной работы каждую свободную минутку люди приходили в храм и подвизались безвозмездно, во славу Божию.

Регулярно, раз в месяц, отец Зосима и Акилина Евгеньевна приезжали в храм проводить службы. Алтаря еще не было. Кто-то из верующих подарил ковер размером 3х4, его положили на пол и использовали вместо алтаря.

По просьбе верующих города Лабытнанги в феврале 1991 года отец Зосима и матушка Акилина помогли организовать православную общину и там. Храма в Лабытнанги не было, службы и требы совершались в Доме культуры. Также службы и требы совершались в поселках округа: Аксарке, Харсаиме, Горно-Князевском.

В 1990 году Омско-Тюменскую епархию разделили на Омско-Тарскую и ТобольскоТюменскую епархии, и в ноябре 1990 года Тобольско-Тюменскую епархию возглавил епископ (ныне митрополит) Димитрий (Капалин). Впервые владыка Димитрий приехал на Ямал в начале июля 1991 года.

До приезда владыки нужно было срочно сделать иконостас, жертвенник, престол – все необходимое для богослужения. На помощь позвали активных прихожан общины: Андрея Москвитина, Андрея Нестерова, Александра Чемоданова, Александра Плесовских, Александра Конева (ныне священник в Липецкой епархии), Михаила Денисова (ныне священник в Ишиме). Молодые люди установили самодельный иконостас из каркаса, деревянных брусков и плиты ДВП, наклеили на него бумажные литографии икон. Женщины шили облачения для алтаря. Акилина Евгеньевна консультировала, как правильно сделать иконостас: где царские врата поставить, какого размера должны быть диаконские двери; как пошить облачения и многое, многое другое. Работа спорилась, во всем была заметна Божия помощь.

Но вот звонок: владыка Димитрий подплывает на катере к салехардскому причалу. Несколько человек из православной общины поспешили встречать владыку. Когда епископа Димитрия привезли в храм, православные труженики уже подметали стружки на полу. Владыка остался доволен.

А утром служили Божественную литургию, на которой храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла освятили уже полным чином. Верующие не скрывали слез радости.

На следующий день владыка Димитрий посетил поселок Хэ, расположенный на Обской губе, где в годы репрессий отбывал ссылку митрополит Петр Полянский и многие другие священнослужители. Вертолет приземлился в поселке утром. Стояла прекрасная погода: тундра цвела, дул легкий летний ветерок, комаров не было. Благодать. Владыка Димитрий отслужил панихиду на кладбище. На обратном пути он захотел познакомиться с местными жителями. Вертолет приземлился на стойбище. Ненцы попросили, чтобы их покрестили. Желающих было так много, что не всем достались нательные крестики – их передали новокрещенным позднее.

11 июля вернулись в Салехард – служить всенощное бдение накануне престольного праздника. 12 июля отслужили архиерейским чином Божественную литургию, после которой владыка Димитрий отбыл в Тобольск.

Так после многолетнего застоя возобновилась православная жизнь на Ямале. Народу приходило много: ненцы, ханты, зыряне, татары, русские, – и все жертвовали, кто сколько мог.

Низкий поклон всем ныне здравствующим, вечная память усопшим православным христианам – всем, кто был причастен к этому историческому событию, кто внес свою лепту в богоугодное дело – создание православной общины на ямальской земле.

Татьяна МОРГУНОВА, Салехард;
Мария ВИСТУНОВА, Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.