ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Новомученики – уроженцы нашей епархии. Священномученик Максим Богданов

Помещик и священник перед революционным трибуналом.
Картина Ивана Владимирова.

Имя Богданова Максима Петровича, уроженца д. Борковской Тюменского уезда Тобольской губернии, внесено навечно в память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Как он жил на этой грешной земле почти 53 года, об этом пойдет сегодня наш рассказ.

Родился Максим Богданов 12 августа 1885 года в деревне Борковской, через которую проходил Тобольский тракт. Расстояние от деревни до уездного города Тюмени составляло 37 км. В 15 км от Борков, в селе Созоново, находился приходской храм во имя святой великомученицы Екатерины, в то время еще старый, деревянный. Новое кирпичное здание построят рядом в этом селе в 1915 году. В летний день 13 августа 1885 года родители новорожденного младенца крестьянин Петр Никитич Богданов и его законная жена Анисья Ивановна, оба православные, прибыли в село Созоново для крещения младенца. Проводил обряд крещения приходской священник Иоанн Касаткин. Восприемниками (крестными – авт.) состояли крестьянин с. Созоново Илья Дристунов и родная сестра младенца из деревни Борковской Василиса Богданова, 1873 г.р. После погружения младенца в купель его принял от священника в свои руки, как и положено, крестный отец Илья Дристунов. Тогда и получил в созоновском храме свое земное имя Максим малыш из сибирской деревни Борковской Тюменского уезда.

В крестьянской верующей семье Богдановых сын Максим рос трудолюбивым и смышленым помощником своих родителей. В дружной семье рос еще один сын – Дмитрий, 1877 г.р. Однако рано стал проявлять интерес к церковным службам лишь Максим. На то время в Борках имелась часовня во имя святого пророка Илии, открытая в деревне в 1861 году. В эту часовню ходила на службу по церковным праздникам вся семья Богдановых. Но особое рвение или, точнее сказать, трепетное желание посещать эту деревенскую часовню было у Максима Богданова. В 30-х годах XX века, во время гонений на Церковь, часовню в Борках закрыли и превратили в склад для хранения колхозного зерна. Превратить в советской стране все церковные храмы в склады додумался и завещал своим соратникам Владимир Ильич Ленин еще в 1921 г. В Борках завет Ленина был выполнен.

Максим Богданов получил начальное трехгодичное образование. Школу грамоты он мог окончить в соседней деревне Шешуковой (школа была открыта в 1886 г.). Возможно, Максим мог учиться в двухклассном училище села Созоново (открыто в 1864 г.). В этом училище 1-й класс предусматривал 3 года начального курса, а 2-й класс еще два года обучения. В этих учебных заведениях строгих правил по возрасту не существовало. Можно было пойти учиться в 8 лет от роду, а можно и в 12 или 14 лет. Главным тогда для родителей было, чтобы ребенок научился читать и писать. В Борках школа грамоты открылась очень поздно, в 1897 г., и дети Петра Богданова – Дмитрий, Василиса и Максим – вряд ли могли в ней учиться.

По всероссийской переписи населения 1897 года семья Богданова Петра Никитича из Борков в списках не значится. Стало быть, они могли переехать в какое-нибудь соседнее село или, возможно, сразу в Тюмень – детей ведь следовало обучать грамоте. А в Тюмени земляк и купец из Борков Андрей Текутьев запросто мог оказать помощь жильем и работой. И многие граждане из Борков так и поступали: они работали на многочисленных городских предприятиях купца Текутьева в Тюмени или состояли в качестве прислуги в его личном доме на улице Иркутской (в наше время – Челюскинцев – авт.).

Вот, например, автор этих строк нашел ценную информацию в журнале «Тобольские епархиальные ведомости» в № 8 за 28 февраля 1916 года. Там сообщается: «Утверждены в должность церковных старост на трехлетие при градо-Тюменской Спасской церкви мещанин Петр Богданов и другие». Это означало, что уже заболевший и постаревший купец и почетный гражданин г. Тюмени Андрей Текутьев попросил своего земляка занять этот пост в любимом его храме. Андрей Иванович с 1902 года верой и правдой служил старостой в Спасской церкви. Огромные личные деньги он вложил в этот храм. Поэтому он и хотел передать все церковное хозяйство Спасской церкви в надежные руки. А глубоковерующему и порядочному своему земляку из Борков Петру Никитичу Богданову купец Текутьев верил как себе и мог спокойно уйти в мир иной.

Это было правильное решение и для церковного прихода, состоявшего при Спасской церкви Тюмени. Возможно, семья Богдановых и переехала в Тюмень с благословления самого именитого уроженца Борков Андрея Текутьева.

Максим Богданов долгие годы помогал по хозяйству своему отцу в Борках. Живя, возможно, еще в Тюменском уезде, он женился на девице Варваре Петровне. Пока нет точной информации, где и когда Максим Богданов получил духовное образование. Но в 1924 году он уже служил псаломщиком. Опять же пока неизвестно, началось ли служение Максима Богданова именно в Тобольской и Сибирской епархии? Ведь уже в 1928 году он был рукоположен в сан священника и назначен на служение в храм села Бугуртак Курагинского района Красноярского края. Поначалу в деревне Бугуртакской, стоящей на истоке реки Тубы, была построена часовня, а в 1903 году возведена и освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1903 года деревня получила статус села Бугуртак. Поэтому здесь появился и самостоятельный приход. В местном приходе на службе состояли священник и псаломщик. У приходского причта (церковнослужители при храме – авт.) имелось два жилых дома. В одном из этих домов жила семья Богдановых.

В 1929-1930 гг. в советской стране повсеместно в муках зарождались колхозы. Повсюду закрывались православные храмы, и началась самая настоящая охота на священнослужителей. Добрый и рачительный хозяин на земле русской – крестьянин – превратился повсеместно в ярого врага советской власти: ему придумали в высоких московских партийных кабинетах слово, чуждое русскому человеку, – кулак. В смычку к своему злейшему на селе врагу кулаку партийные чиновники от ВКП(б) присоединили и обыкновенного попа. Тот, кто по идеологическим соображениям не подходил, чтобы стать членом колхоза, того записывали в единоличника. И так по всей стране. Вот и наш герой священник Максим Богданов кормился от святой Церкви, а теперь он должен пахать землю, сеять зерновые культуры и собирать урожай – и до единого зернышка отдавать в общественный фонд государства.

Зернохранилище в православном храме (1920-е гг.).
Фото неизвестного автора из собрания Г.А. Максимовой //
Сайт «История России в фотографиях».

А то, что сельский батюшка не имел в хозяйстве плуга и бороны, чтобы обрабатывать землю, и никогда не имел своей лошади, никого не интересовало. Осенью к батюшке в усадьбу наведывалась особая команда из сельских пролетариев, чтобы реквизировать последнюю козу или овцу. Команда сельских пролетариев готова была стащить со стола даже самовар с горячим кипятком. А во дворе эта свора сельских экспроприаторов обычно долго еще пыталась переловить очумевших от ужаса деревенских кур.

Крестьян и сельских священнослужителей обирали до нитки в те жуткие годы. Вот в этом селе Бугуртак Западно-Сибирского края весной 1933 года крестьяне-единоличники отказались засевать выделенные участки из-за отсутствия семян и соответственно неимения средств на покупку посевного материала. А Курагинское районное отделение ОГПУ (предшественник НКВД СССР – авт.) сразу объявило, что это антигосударственный заговор. 16 апреля 1933 года священник Максим Богданов и пять местных крестьян были арестованы. Понятное дело, сотрудники ОГПУ быстро нашли среди местных крестьян руководителя бунта – местного священника Максима Богданова. На том следствии из местных крестьян «выбили» нужные показания, что их действиями руководил приходской священник, отец Максим. И 13 мая 1933 года Особая тройка ОГПУ Запсибкрая приговорила пятерых крестьян к 5 годам лишения свободы. А священник и «организатор» саботажа Максим Богданов получил на полную катушку – 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Все сфабрикованные в его адрес как на руководителя контрреволюционной группировки обвинения о. Максим на следствии не признал. Его выдержке и мужеству противостоять злой, враждебной и наглой силе в лице сотрудников ОГПУ можно удивляться. Многое из той жизни в заключении нашего героя мы не знаем, но необходимо верить, что это был смелый и отважный пастырь Русской Православной Церкви. Он любил свою Церковь, своих прихожан и свою православную Россию и ненавидел идеологию большевиков с их тюрьмами и лагерями с колючей проволокой для советского народа. В феврале 1938 года заключенный Максим Богданов, еще не отбывший свой первый срок, был с группой бывших священнослужителей, собранных с разных регионов СССР, отправлен в тюрьму г. Благовещенска. Там против них было организовано «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др.». Уже 13 марта 1938 года Максим Богданов и другие священники были приговорены тройкой при Управлении НКВД по Хабаровскому краю к расстрелу. Расстреляли их 1 июня 1938 года.

Погребены бывшие служители Церкви, как обычно, в ночное время и неизвестно где. Все делалось тогда так, чтобы никто их не нашел и не опознал. Возможно, их закопали в обыкновенной траншее на загородном скотомогильнике, куда обычно сбрасывали труппы больных животных: кому в голову придет искать расстрелянных родственников на скотомогильнике и еще при этом подхватить какую-нибудь заразу от больных животных? И так это творилось по всей стране. 14 ноября 1959 года наш тюменский земляк священник Максим Богданов был реабилитирован Президиумом Красноярского крайсуда по 1933 году репрессий.

В мае 2022 года я отправил запрос в Управление ФСБ по Тюменской, а после еще по Амурской области. Из Управления ФСБ России по Тюменской области мне дали ответ, что архивных дел на Максима Петровича Богданова нет. В июне 2022 года автор этих строк обратился за помощью в поиске архивных материалов на Максима Богданова к депутату Тюменской областной думы О.А. Величко. По моей просьбе депутат Оксана Величко сделала запрос на Максима Богданова в Управление МВД по Хабаровскому краю. Ответ пришел в августе. В этом письме и в маленькой архивной справке к письму указан неправильный год рождения Максима Богданова, а именно 1883 год. Привожу дословно текст: «Богданов Максим Петрович, 1883 г.р., уроженец дер. Борки, Тюменского уезда, Тобольской губернии. Национальность – русский, социальное происхождение – из крестьян, социальное положение – священник, специальность – плотник, жена – Варвара Петровна. 13 мая 1933 года Максим Богданов осужден тройкой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края по статье 58 п. 10-11 УК РСФСР на 10 лет. Постановлением УНКВД по ДВК (ДВК – Дальневосточный край – авт.) от 17 марта 1938 года осужден за принадлежность к контрреволюционной группировке к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года. Максим Петрович Богданов, 1883 г.р., реабилитирован Прокуратурой Хабаровского края 16 марта 1990 года».

Дер. Борки. Бывшая деревянная часовня во имя пророка Илии.
Фото из личного архива автора. Автор снимка неизвестен.

Архивную справку подписал начальник информационного центра А.Е. Грицай. В своем письме на имя депутата О.А. Величко начальник А.Е. Грицай сообщил, что фотографии Богданова М.П. в архивно-следственном деле нет. Из этого письма удалось узнать отчество Варвары Петровны, жены Максима Богданова, и его рабочую специальность плотника. Значит, где-то Максим Богданов плотником работал и на кусок хлеба себе зарабатывал.

Конечно, пришлось обратиться в Тюменский госархив и уточнить по метрической книге за 1885 год по созоновской церкви Тюменского уезда истинный год рождения Максима Богданова. Хотя у автора строк были данные на священника Максима 1885 г.р., но решил для себя еще раз перепроверить. Оказалось, что специалисты Управления МВД России по Хабаровскому краю ошиблись. Наш уроженец Борков Максим Богданов родился именно 12 августа 1885 года, а не в 1883 году. И не 13 августа, как можно прочитать в поисковике Интернета.

Это наша история России, и об этом необходимо помнить. Мне как краеведу из Борков уже удалось расширить биографические данные на Максима Богданова из различных архивных материалов, но мой поиск продолжается. Нужно еще работать в этом направлении. Максим Богданов был истинным патриотом, он не боялся изуверов рода человеческого в обличии сотрудников карающих органов ОГПУ и НКВД. Его не могли сломить застенки этих зловещих контор и не могли заставить клеветать на себя и сокамерниковсвященников. Он выстоял и выстрадал всем смертям назло. Пока неизвестна дальнейшая судьба жены священника Максима, Варвары Петровны. Были ли дети у семьи Максима и Варвары Богдановых? Рано или поздно и эта тайна будет открыта краеведами.

Максим Богданов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских 13-16 августа 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Уроженец Борков Максим Богданов является священномучеником из Тюменского района. Учитывая, что Тюменский район в ноябре 2023 года будет отмечать 100-летний юбилей, история о жизни священномученика Максима из Борков будет лучшим подарком всем верующим и сочувствующим Тюменского муниципального образования и всей Тобольско-Тюменской епархии. 1 июня 2023 года исполнится 85 лет со дня гибели отца Максима. Максим Богданов останется навечно в памяти народной как мученик и исповедник Русской Православной Церкви. Он является подлинным образцом и примером служения Православной Церкви и своему российскому народу. Священник Максим Богданов пострадал за нас всех, на земле живущих. Поэтому память о нем должна оставаться в сердце каждого из нас. PS: Сердечно благодарю депутата Тюменской областной думы О.А. Величко и Ольгу Смирнову за помощь в подготовке этого материала.

Владимир КАЛИНИНСКИЙ,
краевед-исследователь,
с. Борки Тюменского района

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.