Часто, говоря о духовном образовании в
России, мы в первую очередь вспоминаем
о выпускниках духовных академий, ставших
знаменитыми богословами, духовными писателями, занявших архиерейские посты, но
нередко забываем о тех, кто создал этих
людей, вложив в них свою душу, знания,
опыт. Это, прежде всего, преподаватели
духовных училищ и духовных семинарий,
вскармливавшие, как молоком матери, своей
добротой, нравственностью тех малых мальчишек, а затем и юношей, избравших своим
жизненным путем служение Богу и человеку.
Об одном из так малых, казалось бы,
незаметных людей и пойдет речь в данном
очерке. Имя этого человека Поникаровский
Николай Евгеньевич. Здесь сразу хотелось
бы оговориться, что имеющиеся об этом
человеке сведения очень скудные, а потому и очерк получился небольшой. Основой
для написания стали некоторые сведения,
найденные в социальных сетях и опубликованные в «Тобольских епархиальных
ведомостях» (далее «ТЕВ») в XIX – начале
XX века, на что будут сделаны ссылки. (В
рамках газетной публикации данные ссылки
были опущены – прим. ред.)
Почему именно избран Поникаровский?
Ответ простой. В период работы реставратором в отделе редких книг научной библиотеки Воронежского государственного университета через мои руки прошли десятки уникальных книг, требующих восстановления.
Часто ценность этих книг увеличивалась
за счет авторских дарственных надписей,
оставленных на форзацах или титульных
страницах, или владельческих подписей с автографами владельцев. И вот однажды мой
знакомый обратился ко мне с просьбой починить хранящийся дома уже рассыпавшийся
Новый Завет, изданный в Санкт-Петербурге
в начале XX века. Открыв Евангелие, я
обнаружил на его форзаце интересную надпись, которую сохранил в книге, а для себя
отсканировал. Вот ее содержание:
«Дарю Св. Евангелие ученикам
3-го класса Тобольского Духовного
училища на очередное из года
в год пользование.
"Я есмь путь, и истина,
и жизнь", – сказал Господь Иисус
Христос / Иоанн XIV, 6.
24.II.1913 Помощник Смотрителя
Николай Поникаровский».
Автор этого текста заинтересовал меня,
захотелось узнать о нем. Какое-то время
отсканированный текст пролежал, что называется, под сукном, пока я не вспомнил
о нем, увлекся поиском и тем, что нашел,
хочу поделиться с читателями. Да, на вопрос, как книга оказалась в Воронеже,
мы теперь, наверное, никогда не получим
ответа, но радует то, что она сохранилась,
напомнила нам о Николае Евгеньевиче и
даже, показав его почерк в дарственной
надписи, рассказала, что он был человек
аккуратный и спокойный.
Итак, попытаемся восстановить, насколько это возможно, историю жизни нашего
героя. Первое упоминание о Николае Поникаровском в «ТЕВ» относится к 1882 году,
где в «Списке учеников Тобольской духовной
семинарии, составленном после испытаний,
бывших в июне 1882 года» значится: «Класс
III. Разряд I. 1. Николай Поникаровский».
Когда родился Николай Евгеньевич и кто
были его родители, не указано, хотя это
можно предположить, исходя из того, что в
те же предреволюционные годы настоятелем
Рождественского храма города Тобольска
был протоиерей Петр Евгеньевич Поникаровский, родившийся около 1870 года и
окончивший семинарию в 1888 году. Если
предположить, исходя из общей фамилии
и общего отчества, что наши герои были
братьями, то можно сказать, что окончивший семинарию в 1885 году Николай был
на три года старше брата Петра и родился
примерно в 1867 году. Ну а раз оба брата
получили духовное образование, то и родитель их, с большой долей вероятности, был
либо священник, либо диакон или псаломщик
Тобольской и Сибирской епархии и сыновья
его пошли по стопам родного отца, что в те
годы было больше чем принято. К тому же
фамилию Поникаровский можно отнести к
разряду «встречающейся» среди духовенства
Тобольской и Сибирской епархии.
В 1885 году Николай Евгеньевич окончил
семинарию, о чем имеется запись в «ТЕВ»:
«Список воспитанников Тобольской духовной семинарии, кончивших курс в 1884/85
учебном году. Разряд I. Назначены к поступлению в Казанскую духовную академию
<…> Николай Поникаровский…».
Проучившись в академии пять лет, в
1890 году Николай Евгеньевич вышел из
ее стен со степенью кандидата богословия.
Вернувшись в родную епархию, он поступил
на службу в Тобольское духовное училище.
Есть большая вероятность того, что перед
поступлением в семинарию Поникаровский
сам был учеником Тобольского духовного
училища, а потому его возвращение было
возвращением в родные стены. Как правило,
выпускники академии занимали в училище
или семинарии то место, которое было вакантным, будь то богословская дисциплина,
история или, например, греческий язык,
что говорило о высокой и всесторонней
подготовке. Николаю Евгеньевичу достался
в преподавание русский язык.
|
В 1893-м произошло повышение его по
службе, он был назначен помощником смотрителя училища. Что касается должности
смотрителя, то это была одна из важнейших
административных должностей, отвечающая
за учебно-воспитательный процесс и хозяйственную жизнь учебного заведения. На это
место могли назначаться только магистры
или кандидаты академии по определению
епархиального Преосвященного – недаром
Николай Евгеньевич был назначен «определением Святейшего Синода», о чем имеется
запись в «ТЕВ»: «Определением Святейшего
Синода от 3 августа 1893 года помощник
смотрителя Тобольского духовного училища
кандидат богословия Николай Городков
перемещен на должность преподавателя
всеобщей и русской гражданской истории
в Тобольскую духовную семинарию, а на
должность помощника смотрителя назначен
учитель Тобольского духовного училища кандидат богословия Николай Поникаровский».
В 1895 году в тех же «ТЕВ», в рубрике
«Епархиальные известия», появилась заметка, что, в связи со смертью смотрителя
училища «отца Алексея Беллавина, во временное исполнение должности смотрителя
вступил помощник смотрителя Н.Е. Поникаровский». По поводу смерти отца Алексея
в «ТЕВ» были опубликованы некролог, а
также речь, с которой Николай Евгеньевич
выступил «у гроба смотрителя Тобольского
духовного училища».
Конечно, как было заведено в царской
России, каждая занимаемая должность
должна была соответствовать определенному
чину «Табели о рангах». Так и в случае с
Николаем Евгеньевичем – в 1898 году «помощник смотрителя Тобольского духовного
училища Н.Е. Поникаровский произведен
в чин надворного советника». Надворный
советник – это был чин 7-го класса, и, для
полного понимания, он соответствовал военному чину подполковника.
В 1899 году произошло очередное повышение по чину. В «ТЕВ» был опубликован
приказ, по которому «высочайшим указом
11 июня 1899 года произведены за выслугу
лет в чин коллежского советника помощник
смотрителя Тобольского духовного училища
надворный советник Николай Поникаровский
со старшинством с 9 января 1899 года…».
Это уже был чин 6-го класса и соответствовал чину полковника в армии или капитана
I ранга на флоте. Преимуществом его было
то, что Николай Евгеньевич, будучи поповичем по происхождению, теперь становился
потомственным дворянином, как, впрочем,
и его дети.
В 1902 году пришла заслуженная награда. В «ТЕВ» был опубликован текст
указа, в котором было написано: «Государь
Император, вследствие засвидетельствования Обер-прокурора Святейшего Синода об
отлично-усердной службе и особых трудах,
Всемилостивейше соизволил к 6-му текущего
мая – высокоторжественному дню Рождения
Его Императорского Величества – пожаловать награды: орден Св. Анны 3 степени
– помощнику смотрителя Тобольского духовного училища Николаю Поникаровскому…».
Есть сведения, что в 1913 году Николай
Евгеньевич был переведен в Ишимское духовное училище, где преподавал русский и
греческий языки. Произошло это не ранее
февраля того года. И, судя по всему, подарок в виде Евангелия, сделанный ученикам
3-го класса, был его прощальным подарком.
Возможно, подобные дары были сделаны
каждому классу, но до нас дошел только
один. Дальнейшая судьба Николая Евгеньевича Поникаровского неизвестна, и следы
его теряются.
Как бы там ни было, но в этом малом
по объему очерке нам удалось вспомнить
имя этого человека. Пусть он и не выдающаяся личность, но руками таких людей,
как он, строилась Россия. Еще в стенах
духовных училищ воспитывались будущие
святые Руси. Некоторые выпускники духовных училищ, а затем и семинарий, избрав
гражданский путь, становились известными
поэтами, философами, юристами, врачами,
лингвистами, а некоторые в годы войны командовали кавалерийскими полками русской
императорской армии.
Владимир Николаевич РЯПОЛОВ,
г. Воронеж
|