13 марта 2022 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия
в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель
Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня первое воскресенье Великого
поста, и оно посвящено воспоминанию о тех,
кто сохранил для нас с вами веру православную, – начиная от святых апостолов,
мужей апостольских, святых отец, многих
святителей, которые возглавляли Поместные
Церкви, мучеников и исповедников. Всех
тех, кто не убоялся внешних обстоятельств,
кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже
до смерти и благодаря кому мы сегодня
празднуем день Торжества Православия в
возрожденном Храме Христа Спасителя в
граде Москве, в российской столице.
История, которая была пройдена нашей
Церковью, Церковью Вселенской, исполнена многих скорбей, но и многих радостей.
Соприкасаясь с той или иной жизненной
трудностью, болезнью, неудачей, мы чаще
всего считаем себя несчастными; те, кому
не удалась карьера, считают себя неудачниками. И часто эта скорбь настолько подавляет человека, что мешает ему увидеть, что в жизни является главным, а что – поверхностным и второстепенным. История
Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более
важного, чем хранить веру православную,
оставаться верным Церкви вне зависимости
от любых обстоятельств, будь то умственное,
интеллектуальное давление на Церковь и на
веру со стороны тех, кто утверждает, что
Бога нет, или давление лжебратьев, которые
стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или
давление со стороны людей, безразличных
к вере и духовной жизни, которые живут
сиюминутными интересами и для которых
такие вопросы, как вера в Бога, практически
не существуют, а если существуют, то где-то
на самой периферии их жизни.
Взирая на историю Церкви, мы вспоминаем, как люди отдавали за веру жизнь,
нередко под пытками, под издевательствами.
Они страдали так, что и представить невозможно, как человек такие страдания может
вынести, но именно они – апостолы, мужи
апостольские, мученики, исповедники, святые отцы – донесли до нас веру Христову.
Поэтому в день Торжества Православия мы
вспоминаем в первую очередь их святые
имена и молимся соборно о всех тех, кто
жизнью своей, словом своим, мыслью своей,
чудесами своими и подвигами
своими сохранил и приумножил
веру, передал ее последующим
поколениям, включая нас, ныне
живущих на земле людей.
Вся история Церкви отмечена многими примерами давления
внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о
том, как зависела жизнь Церкви
от позиции императора, светской
власти. После VII Вселенского
Собора, который утвердил веру
Церкви в то, что иконопочитание не только возможно, но и
спасительно, что почитание икон
должно быть частью духовной
жизни, в Византийской империи сменилась государственная
власть. Пришел император, который под влиянием различных
политических обстоятельств,
в том числе всматриваясь в
опыт других монотеистических
религий, не знающих иконопочитания, принял решение, что
для консолидации многонациональной империи лучше всего
отказаться от иконопочитания. И началось
не просто искоренение икон, но настоящий
вандализм: шедевры церковного искусства
уничтожались, дивные фрески стирались или
закрашивались орнаментами, заимствованными из животного и растительного мира. А
поелику так думал и так верил император,
то, по закону тогдашней политической жизни
«чье царство, того и вера», и подчиненные
должны были верить так же. Но поскольку
отрицание иконопочитания противоречило
соборным постановлениям, то Церковь, конечно, восстала, и начались гонения – не
от язычников, а от иконоборцев, жестокие
гонения. И все-таки Господь приклонил
милость Свою, испытав народ Византии
на верность Ему. Через приход во власть
благочестивой императрицы Феодоры иконопочитание вновь было утверждено как
соответствующее апостольской вере, апостольскому преданию, по которому жила
Церковь Православная.
Казалось бы, как же сильна зависимость
Церкви от светской власти, которая проявилась во всей этой истории с иконоборчеством! Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы.
Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания,
и все вернулось на свои места. Вот эта
зависимость Церкви от внешней силы, зависимость от тех, кто имеет политическую
власть, есть самая опасная зависимость.
Все члены Церкви – законопослушные люди,
мы молимся за власти и воинство. Но одновременно каждый христианин оставляет за
собой право выбора – в том случае, если
власть становится безбожной и принуждает
христианина к отречению от веры или, как
было в случае с иконоборчеством, впадает
в ересь и принуждает своих подчиненных
идти за ней.
Казалось бы, все это уже в прошлом.
Совсем нет! Мое сердце кровью обливается,
когда я думаю о том, что происходит на
Украине. Разве не то же, что когда-то в
Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным,
чтобы большинство православных верующих
людей принадлежало Русской Православной
Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют
чуть ли не в государственной измене, на них
оказывают давление, чтобы они не ходили
в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов».
И, конечно, находятся люди, как то было
во времена иконоборчества, которые немедленно идут в фарватере государственной
власти, – «как бы чего не произошло, как
бы батюшку не лишили хорошего прихода,
как бы архиерей не потерял своей кафедры, как бы не обвинили в пособничестве
оккупантам», и так далее, и так далее…
Всем тем, кто «колеблется вместе с
колебанием власти», нужно сказать: но ведь
наша Церковь прошла через испытания этим
самым колебанием и выжила, несмотря на
гонения и притеснения. И сегодня, отталкиваясь от собственного исторического опыта,
мы должны сказать: мы уважаем светскую
власть, но оставляем за собой право быть
свободными от вмешательства власти во
внутреннюю жизнь Церкви. Надеемся, так
и будет на Украинской земле, хотя сегодня
даже поминовение имени Патриарха в храме для некоторых становится невозможным
страха ради иудейска (Ин. 19:38) <...>
Молюсь о всех, кто живет на Украине, в
Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все
мы были едины духом и сохраняли единство
в вере. Да поможет нам Господь, и об этом
сегодня, в день Торжества Православия,
особая наша молитва, сохранить единство в
вере, единство в духе, помня, что у нас одни
святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие – один
народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но
очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не
ослабили нашу внутреннюю духовную силу.
Если выстоим, то сохранятся и земля наша
Русская, в которую ныне входят Россия,
Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада
которой живут в разных государствах почти
по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру
православную, хранителей которой мы особо
вспоминаем в первое воскресенье Великого
поста. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
|