|
Басня Ивана Андреевича Крылова «Напраслина» была впервые напечатана в 1816
году. Басня написана по русской пословице:
«На лукавого только славу пускают, а сами
грешат».
В басне повествуется, как на Востоке
один Брамин (отшельник), «хоть на словах
и теплой веры», но в жизни был неискренним, всех осуждал, особенно старших
и начальствующих. Братство отшельников
соблюдало строгий устав, и сугубо – в дни
поста. Однажды отшельник решил нарушить
пост. Взял яйцо и в своей келии принялся
его печь на свечке. В это время к нему
зашел начальник братства. Оправдываясь,
отшельник просит прощения и ссылается,
что его попутал бес. В этот момент бесенок
из-за печки возражает: «Вижу в первый раз,
как яйца пекут на свечке».
Прочитаем эту назидательную басню.
НАПРАСЛИНА
Как часто что-нибудь мы сделавши худого,
Кладем вину в том на другого,
И как нередко говорят:
«Когда б не он, и в ум бы мне не впало!»
А ежели людей не стало,
Так уж лукавый виноват,
Хоть тут его совсем и не бывало.
Примеров тьма тому. Вот вам из них один.
В Восточной стороне какой-то был Брамин,
Хоть на словах и теплой веры,
Но не таков своим житьем
(Есть и в Браминах лицемеры);
Да это в сторону, а дело только в том,
Что в братстве он своем
Один был правила такого,
Другие ж все житья святого,
И, что всего ему тошней, ?
Начальник их был нраву прекрутого:
Так преступить никак устава ты не смей.
Однако ж мой Брамин не унывает.
Вот постный день, а он смекает,
Нельзя ли разрешить на сырное тайком?
Достал яйцо, полуночи дождался
И, свечку вздувши с огоньком,
На свечке печь яйцо принялся;
Ворочает его легонько у огня,
Не сводит глаз долой и мысленно глотает,
А про начальника, смеяся, рассуждает:
«Не уличишь же ты меня,
Длиннобородый мой приятель!
Яичко съем-таки я всласть».
Ан тут тихонько шасть
К Брамину в келью надзиратель,
И, видя грех такой,
Ответу требует он грозно.
Улика налицо и запираться поздно!
«Прости, отец святой,
Прости мое ты прегрешенье!» –
Так взмолится Брамин сквозь слез:
«И сам не знаю я, как впал во искушенье;
Ах, наустил меня проклятый бес!»
А тут бесенок, из-за печки,
«Не стыдно ли», кричит:
«всегда клепать на нас.
Я сам лишь у тебя учился сей же час
И, право, вижу в первый раз,
Как яица пекут на свечке».
В басне Ивана Андреевича Крылова «Напраслина» раскрывается, как грех разрушает душевные качества и духовную природу
человека. Природа греха раскрывается в
Библии. В Книге Бытия говорится, что Бог
дал прародителям Адаму и Еве заповедь
воздержания от запретного. Но вот лукавый,
приняв образ змея, соблазнил Еву, а она
Адама. Нарушив заповедь воздержания, совершив грех, который является действием
по воле лукавого, прародители стали удаляться и прятаться от Бога. Бог, обращаясь
к Адаму, спросил: «Почему ты прячешься,
не вкушал ли ты запретного плода?» Адам
ответил: «Жена, которую Ты мне дал, ела,
дала мне, и я ел». Адам свою вину в грехе
невоздержания переложил на Еву и на Бога.
Так грех вошел в природу человека.
Отсюда – грех есть действие против воли
Божией, есть действие по воле лукавого,
есть нарушение Закона Божьего. В основание такого поведения полагается гордыня,
порождающая дух противления Богу, что
в свою очередь приводит к разрушению
и разорению божественной природы в
человеке и ее демонизации. Так грехом
повреждается разум, ослабевает воля, искажается нравственное чувство, и угасает
голос совести. Такой человек не чувствует
своей вины и все свои прегрешения возлагает на другого. Так и Адам возложил
свою вину на жену свою Еву, которую дал
ему Бог. В оправдании Адама нет осознания
своей вины, а вина в нарушении заповеди
воздержания возлагается на Бога: виновата
«жена, которую Ты мне дал».
Все это видно в реальной жизни. Совершая грех или преступление, человек
начинает прятать свой взор, чтобы совесть
не пробудилась. Недобросовестный человек
поступает аморально, когда уже «улика
налицо и запираться поздно!». Человек
перекладывает вину на обстоятельства, на
власти, на начальства, на других или на
лукавого. Оправдываясь, аморальный человек доходит до клеветы на других, чтобы
оправдать себя.
Самооправдание не приводит к исправлению оступившегося человека. Такое
поведение не приводит к примирению во
взаимоотношениях между людьми. Такое
поведение является пагубным для самого
человека.
Будем благоразумны, будем внимательны
к себе и правдивы, избегая чрезмерного
самооправдания. Как говорят отцы: «Познай
себя, и хватит с тебя», чтобы жить достойно
и правильно.
+ М.Д.
|