ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Напраслина»


Басня Ивана Андреевича Крылова «Напраслина» была впервые напечатана в 1816 году. Басня написана по русской пословице: «На лукавого только славу пускают, а сами грешат».

В басне повествуется, как на Востоке один Брамин (отшельник), «хоть на словах и теплой веры», но в жизни был неискренним, всех осуждал, особенно старших и начальствующих. Братство отшельников соблюдало строгий устав, и сугубо – в дни поста. Однажды отшельник решил нарушить пост. Взял яйцо и в своей келии принялся его печь на свечке. В это время к нему зашел начальник братства. Оправдываясь, отшельник просит прощения и ссылается, что его попутал бес. В этот момент бесенок из-за печки возражает: «Вижу в первый раз, как яйца пекут на свечке».

Прочитаем эту назидательную басню.

НАПРАСЛИНА


Как часто что-нибудь мы сделавши худого,
Кладем вину в том на другого,
И как нередко говорят:
«Когда б не он, и в ум бы мне не впало!»
А ежели людей не стало,
Так уж лукавый виноват,
Хоть тут его совсем и не бывало.
Примеров тьма тому. Вот вам из них один.
В Восточной стороне какой-то был Брамин,
Хоть на словах и теплой веры,
Но не таков своим житьем
(Есть и в Браминах лицемеры);
Да это в сторону, а дело только в том,
Что в братстве он своем
Один был правила такого,
Другие ж все житья святого,
И, что всего ему тошней, ?
Начальник их был нраву прекрутого:
Так преступить никак устава ты не смей.
Однако ж мой Брамин не унывает.
Вот постный день, а он смекает,
Нельзя ли разрешить на сырное тайком?
Достал яйцо, полуночи дождался
И, свечку вздувши с огоньком,
На свечке печь яйцо принялся;
Ворочает его легонько у огня,
Не сводит глаз долой и мысленно глотает,
А про начальника, смеяся, рассуждает:
«Не уличишь же ты меня,
Длиннобородый мой приятель!
Яичко съем-таки я всласть».
Ан тут тихонько шасть
К Брамину в келью надзиратель,
И, видя грех такой,
Ответу требует он грозно.
Улика налицо и запираться поздно!
«Прости, отец святой,
Прости мое ты прегрешенье!» –
Так взмолится Брамин сквозь слез:
«И сам не знаю я, как впал во искушенье;
Ах, наустил меня проклятый бес!»
А тут бесенок, из-за печки,
«Не стыдно ли», кричит:
«всегда клепать на нас.
Я сам лишь у тебя учился сей же час
И, право, вижу в первый раз,
Как яица пекут на свечке».

В басне Ивана Андреевича Крылова «Напраслина» раскрывается, как грех разрушает душевные качества и духовную природу человека. Природа греха раскрывается в Библии. В Книге Бытия говорится, что Бог дал прародителям Адаму и Еве заповедь воздержания от запретного. Но вот лукавый, приняв образ змея, соблазнил Еву, а она Адама. Нарушив заповедь воздержания, совершив грех, который является действием по воле лукавого, прародители стали удаляться и прятаться от Бога. Бог, обращаясь к Адаму, спросил: «Почему ты прячешься, не вкушал ли ты запретного плода?» Адам ответил: «Жена, которую Ты мне дал, ела, дала мне, и я ел». Адам свою вину в грехе невоздержания переложил на Еву и на Бога. Так грех вошел в природу человека.

Отсюда – грех есть действие против воли Божией, есть действие по воле лукавого, есть нарушение Закона Божьего. В основание такого поведения полагается гордыня, порождающая дух противления Богу, что в свою очередь приводит к разрушению и разорению божественной природы в человеке и ее демонизации. Так грехом повреждается разум, ослабевает воля, искажается нравственное чувство, и угасает голос совести. Такой человек не чувствует своей вины и все свои прегрешения возлагает на другого. Так и Адам возложил свою вину на жену свою Еву, которую дал ему Бог. В оправдании Адама нет осознания своей вины, а вина в нарушении заповеди воздержания возлагается на Бога: виновата «жена, которую Ты мне дал».

Все это видно в реальной жизни. Совершая грех или преступление, человек начинает прятать свой взор, чтобы совесть не пробудилась. Недобросовестный человек поступает аморально, когда уже «улика налицо и запираться поздно!». Человек перекладывает вину на обстоятельства, на власти, на начальства, на других или на лукавого. Оправдываясь, аморальный человек доходит до клеветы на других, чтобы оправдать себя.

Самооправдание не приводит к исправлению оступившегося человека. Такое поведение не приводит к примирению во взаимоотношениях между людьми. Такое поведение является пагубным для самого человека.

Будем благоразумны, будем внимательны к себе и правдивы, избегая чрезмерного самооправдания. Как говорят отцы: «Познай себя, и хватит с тебя», чтобы жить достойно и правильно.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.