10 февраля – день памяти преподобного
Ефрема Сирина, христианского богослова и
поэта IV века, автора самой известной покаянной молитвы. В этот же день мы всегда
вспоминаем Александра Пушкина, который в
1836 году на основе этой молитвы написал
одно из своих знаменитых стихотворений
«Отцы пустынники и жены непорочны…».
10 февраля – день памяти преподобного
Ефрема Сирина, христианского богослова и
поэта IV века, автора самой известной покаянной молитвы. В этот же день мы всегда
вспоминаем Александра Пушкина, который в
1836 году на основе этой молитвы написал
одно из своих знаменитых стихотворений
«Отцы пустынники и жены непорочны…».
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь
и битв, Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже,
прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Исторический контекст
Лето 1836 г. стало последним в жизни
Александра Пушкина. Он провел его на даче
на Каменном острове под Петербургом.
Именно здесь он создал свой последний
лирический цикл – каменноостровский. Поэт
не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.
Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать
поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а
умерла Надежда Осиповна в день Христова
Воскресения, 29 марта. Во время болезни
матери поэт сблизился с ней и очень тяжело
переживал ее кончину. Пушкин сопровождал
ее гроб в родовое имение Пушкиных – Михайловское. Это было последнее посещение
поэтом знакового для его творческой биографии места. В это же время не слишком
удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.
На этом фоне Пушкин пишет несколько
стихотворений. Три из шести произведений
каменноостровского цикла написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт
назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы
пустынники и жены непорочны…».
Автор
Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности
Пушкин относился с подлинно религиозным
чувством. В его стихах явственно проступает
«религиозное восприятие самой поэзии и
сущности поэтического вдохновения».
Пушкин хорошо знал Священное Писание.
Несмотря на то, что в его время еще не
существовало полного перевода Библии на
русский язык, поэт читал ее на французском
языке и использовал библейские сюжеты,
мотивы и цитаты как в своем творчестве,
так и в личной переписке. С самого детства
писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также
был внимательным читателем православной
богословской литературы.
Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом
нашей планеты», он пережил кризис и поиски
веры. Но после ранения, полученного на дуэли,
он исповедался и причастился. «Хочу умереть
христианином…» – сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.
О произведении
Стихотворение «Отцы пустынники и жены
непорочны…» имеет точную дату: 22 июля
1836 года. Это переложение известной православной молитвы Ефрема Сирина, читаемой в
дни Великого поста. Что же заставило Пушкина
в июле 1836 года обратиться к великопостной молитве? Главной причиной биографы и
литературоведы считают воспоминание поэта
о смерти матери в пасхальное воскресенье
29 марта 1836 года. В тот год 21 июня, день
рождения Надежды Осиповны Пушкиной, впервые отмечался как день ее поминовения, и
это могло воскресить в памяти сына скорбные
события. В одном из писем поэта лицейскому
товарищу Михаилу Яковлеву от 9 июля Пушкин
говорит, что он и его родственники продолжают
носить траур.
Стихотворение было опубликовано в
первом томе журнала «Современник» за 1837
год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в
черновике 1836 года дал этому стихотворению
заголовок «Молитва». Публикацию сопровождало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при
публикации пожелание императора Николая I:
«Государь желает, чтобы эта молитва была
там факсимилирована как есть и с рисунком.
Это хорошо будет в 1-й книге “Современника”».
«Отцы пустынники и жены непорочны...»
– одно из стихотворений каменноостровского
цикла Пушкина, которое сам поэт пометил
римской цифрой II. Остальные стихотворения
этого цикла: «Подражание италиянскому» (III),
«Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI)
(cтихотворения I и V неизвестны). Сюжеты
стихотворений основаны на заключительных
главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти
Христа и Его крестных муках. Известный
литературовед Вадим Старк высказывает версию, что стихотворения цикла написаны «в
соответствии с последовательностью событий
Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда – молитва Ефрема Сирина (в этот
день она читается последний раз за Великий
пост – ред.), четверг – возмездие Иуде за
предательство, свершенное в ночь со среды
на четверг, пятница – день смерти Христа,
когда в церкви установленный накануне крест
сменяет плащаница».
Стихотворение «Отцы пустынники и жены
непорочны…» делится на две части. Само
переложение молитвы составляет вторую часть.
Первая – это своеобразное вступление, в
котором автор выражает отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает
читателя к восприятию молитвенного стиха.
В первой части автор рассуждает не только
о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По
словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в
последние годы жизни своей был проникнут
красотою многих молитв, знал их наизусть и
часто твердил их».
Здесь же объясняется причина обращения
к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».
Вторая часть стихотворения – это поэтическое переложение конкретной молитвы.
Герой стихотворения просит оградить его душу
от праздности, любоначалия и празднословия.
Пушкин пересказывает молитвенные строки в
соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста
Ефрема Сирина.
Ефрем Сирин и отцы-пустынники
Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве
преподобного Ефрема Сирина, христианского
богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учителя покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели
Масленицы и до среды Страстной недели (за
исключением субботы и воскресенья).
Так как речь идет о молитве преподобного
Ефрема, справедливо будет заключить, что
«отцами-пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества
(IV-VI вв.), которые были современниками
знаменитого сирийского монаха.
Интересно, что первоначально в тексте
Пушкина вместо слов «отцы-пустынники»
стояло сочетание «святые мудрецы». Так
поэт конкретизировал свой выбор: из многих
«мудрецов» он останавливает внимание на
пустынниках, отшельниках, к числу которых
принадлежал и преподобный Ефрем. Все
комментаторы пушкинского стихотворения
утверждают, что подобное исправление и вся
работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве
Ефрема Сирина и о желании передать свое
душевное состояние готовности к покаянию.
Сохранился пушкинский рисунок к стихотворению, где монах-отшельник изображен за
зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина – создателя
молитвы. Однажды его обвинили в краже
и посадили в темницу. Здесь он услышал
голос, который призывал его к покаянию и
исправлению своих жизненных ошибок. Когда
Ефрема оправдали и освободили, он удалился
в пустыню, где вел подвижническую жизнь.
Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?
С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля).
Это день ежегодной памяти жены-мироносицы
Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных».
Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии
Алексеевны Ганнибал – покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины
старшей дочери поэта – Марии.
Что такое «области заочны» и как туда
попасть?
Во второй строке стихотворения («Чтоб
сердцем возлетать во области заочны») автор
акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и
чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» – невидимые для простого взора.
В заповедях блаженства сказано, что только
чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистая,
сердечная молитва – это вершина духовной
жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель
молитвы – укреплять сердце в борьбе против
“дольних”, то есть земных, искушений (“Чтоб
укреплять его средь дольних бурь и битв”)».
Как выглядит «змея любоначалия»?
В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей»,
который отсутствует в оригинальной молитве.
Грех любоначалия – это желание властвовать
над людьми. Стремление людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались
страстию русского народа», – писал поэт.
В заключительных строках поэт говорит
о добродетелях – духе смирения, терпения,
любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти
добродетели молящиеся просят даровать им,
читая молитву Ефрема Сирина во время
Великого поста.
Непонятные слова
Непорочный – 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный.
Возлетать (устар.) – взлетать.
Заочный – незримый, невидимый.
Дольний – земной.
Любоначалие (устар.) – любовь к власти, стремление к ней; властолюбие.
Сей (устар.) – этот.
Празднословие (книжн.) – пустые, праздные слова, разговоры.
Прегрешение (устар.) – проступок, грех.
Ася ЗАНЕГИНА, сайт журнала «Фома»
|