(Окончание. Начало: «Сибирская
православная газета», январь 2021 г.)
У старца архимандрита Бориса (Балденкова),
в схиме Тихона, во время паломничества
в Почаев. На фото: архим. Борис,
прот. Николай Матвийчук, будущие
священники Сергий Кравцов,
Илия Сиразиев
|
Продолжаем публикацию интервью священника Илии Сиразиева в эфире передачи
«Светлый час» на радио «Вера».
О. Григорий: Мы продолжаем разговор
с нашим гостем отцом Илией Сиразиевым,
настоятелем храма святой Троицы в с. Луговом Тюменского района. Предшествующую
передачу мы закончили на том, как будущий
отец Илия, тогда еще просто Илья, принял
крещение в г. Нефтеюганске по просьбе его
друга стать крестным для его ребенка. Он,
конечно, размышлял, думал. Однако само по
себе крещение еще не значит, что человек
стал христианином. Как в вашей жизни это
происходило?
О. Илия: Конечно, одно крещение меня
бы не привело в Церковь. Я принял крещение, но ничего не знал о вере, ничего не
прочитал, не читал Евангелие, даже не знал
молитву «Отче наш», которую знают все
христиане. Я сначала правильно крестился
рукой, но мой друг из Западной Украины
показал мне, что креститься нужно наоборот,
слева на право. Он же все-таки христианин,
все знает, а я только пришел. Поэтому одно
время крестился слева направо.
О. Григорий: Это униаты так крестятся
и католики.
О. Илия: Да, католики и униаты. Вот и
думаю, что это правильно, раз он показывает. Я не сказал еще самого страшного.
Незадолго перед этим я был в депрессии. В
депрессии по причине того, что я влюбился в
молодую девицу, а та взяла и вышла замуж,
естественно, не за меня. А я остался один.
Кажется, жизнь напрасна: для чего жить, и
вообще? Начинаю искать, что во мне не так.
Что-то я потерял. Кто мне тогда мог сказать,
что вся проблема греховности во мне? Это
я понять не мог.
О. Григорий: Вроде бы, какая греховность? В крестные вас выбрали: не пьете,
не курите. Что за греховность такая? Это я
для радиослушателей спрашиваю, чтобы понять. Людям кажется: в чем я грешен? Не
пью, не курю – и кажется, что уже святой.
О. Илия: Наверное, так. Но все равно
внутри себя я ощущал, понимал, что далеко
не святой и не праведник. Это у меня было.
Более того, я потерял ту внутреннюю радость, которая у меня раньше была. Это все
было еще до крещения. Стал искать пути выхода из этого состояния тяжелой депрессии.
Между нами говоря, чуть не покончил жизнь
самоубийством (и такие мысли у меня были).
Внутри себя я ощущал какое-то внутреннее
давление, тоже для меня непонятное.
Такое тяжелое состояние переживал чуть
больше года. Однажды каким-то образом
мне попадается книга об оккультизме, и
вот начинаю все это читать и узнавать, что
все-таки Бог есть.
О. Григорий: Эта книга была до или
после крещения?
О. Илия: До. Почему уже и подходил к
купели с понятием веры.
О. Григорий: В каком-то смысле – оккультизм как доказательство от противного?
О. Илия: Да.
О. Григорий: Там говорилось, что вообще есть какой-то духовный мир?
О. Илия: Я рассуждал таким образом.
Есть некая маленькая энергия – значит, есть
и большая, огромная энергия. Значит, это и
есть Тот, Кого мы зовем Бог. Стал увлекаться оккультизмом, и меня потихоньку понесло
в сторону йоги. Тогда, на тот момент, это
было модное течение. Мне попадается книга
«Бхагавад-гита как она есть» с комментариями Свами Прабхупады.
О. Григорий: По-моему, все, кто интересовался верой – крещеные, воцерковленные
ли, – ее листали, читали. Это было нечто
новое, оно пришло в наш мир. Она была
красочная, с картинками. Такой советский
вакуум, некий соблазн постсоветского Союза.
О. Илия: Я стал ее изучать. Считал, что
это путь к Богу, у меня же другого понятия
не было. Однажды за три дня на майские
праздники я эту книгу полностью законспектировал и выжал из нее все, что было
необходимо. Как это получилось, не знаю.
Конечно, то были эзотерические знания. Но
у меня не было другого понятия, и по этой
йоге я двигался, на тот момент считая, что
это и есть путь к Богу. И как раз в это
время встала необходимость принять крещение. То есть я вхожу с одной стороны в
духовный мир с запрещенного входа, а тут
другой вход – правильный.
Я покрестился, а меня друг Александр
искушает, что я уже все приобрел. Действительно, на тот момент у меня встал
вопрос: что делать дальше? Внутри себя
я почувствовал, что я получил тот баланс
и покой, который искал. Ушли внутренние
давление и прессинг. Я почувствовал себя
жизнерадостным.
Отец Илия в день иерейской хиротонии
с другом, священником Сергием
Кравцовым. Алтарь Софийско-Успенского
собора Тобольского кремля.
26 марта 2000 г.
|
О. Григорий: После крещения?
О. Илия: После крещения. Омылись мои
грехи. Я почувствовал, что мне стало хорошо. И у меня внутри вопрос: зачем тебе
заниматься всей этой дурью? Я про себя
думаю, что, наверное, я брошу.
О. Григорий: Бхагават-гиту?
О. Илия: Да, ее, йогу и все прочее. И
тут Александр стал меня искушать как бы с
некоторой хитрецой: «Наверное, ты теперь
бросишь йогу?» Посыл был такой, что, мол,
не бросай ничего. Ну я думаю, что не буду
бросать. И решил не бросать и продолжил
после крещения. Я же жил с понятием, что
иду к Богу и все делаю правильно. У меня
дома уже были иконы. Была икона святителя
Николая (меня крестил отец Николай, поэтому в подарок крестнику и себе я купил эти
иконы). Я ставил эту икону, прочитывал по
молитвослову молитву перед началом всякого доброго дела, а потом начинал занятия.
О. Григорий: Йогой?
О. Илия: Да. Был однажды такой момент,
когда я понял, что все идет не туда. Но
кто бы мог мне объяснить, что это несовместимые вещи? Я начал слезно молиться.
Я даже не понимал, что молюсь. «Господи,
почему Ты не пускаешь меня к Себе? Я
хочу к Тебе идти, у меня нет другого пути. Я
знаю, что Ты есть. Ты должен пустить меня
к Себе и не препятствовать». В это время
я сидел и почувствовал Его любовь. После
этого больше никогда не ощущал так любовь
Божию. В последующем я побоялся задать
вопрос старцу, что это было со мною. Посетило это меня, когда сидел после этой своей
краткой молитвы ко Христу. Я почувствовал
все клетки своего тела. Это может кому-то
показаться как некий бред. Сейчас я об этом
говорю через воспоминания. Их ощутить и
пересказать невозможно. Все клетки моего
тела кричали одно: я люблю! Интересное
было ощущение, что они все были как будто
не мои – и мои. В это время мой мозг говорил совершенно другое, а клетки говорят: я
люблю. И я вопрошаю сам себя: кого же ты
любишь? И мой помысел: Христа. Это была
внутренняя радость и любовь. Я подумал, что
разве может быть что-то более радостное
и приятное, чем это чувство любви к Богу?
Ради этого можно все бросить и идти к
Нему. Это было недолго. Потом я услышал
над своей головой много-много голосов.
Мне стало страшно. У меня на груди висел
крест. Я понял, что влез куда-то не туда. Но
я больше не знал молитв. Тогда взял свой
крест, поднял его над головой и сказал этим
бесам (я понимал, что это бесы): «Я вас
именем Христа выгоняю, пошли все вон!»
Вроде, был какой-то звук, и они улетели,
больше я не могу ничего сказать. Эти вещи,
которые сейчас рассказываю, почти никогда
никому не говорил. Мне всегда было страшно
об этом рассказать. Может быть, кому-то
это будет полезно. Тогда примите как есть.
О. Григорий: Вы потом оставили оккультизм?
О. Илия: Нет, не сразу.
О. Григорий: Было понимание того, что
оккультизм – это плохо? Или казалось, что
это тоже путь к Богу, но другой путь?
Слуюба в Армии
|
О. Илия: Да, мне казалось, что это другой путь. Дальше я стал заниматься йогой
через умственные понятия. После этого
довел себя до такого состояния, что мне
стало тяжело. На меня навалилась какая-то
тяжесть. Как раз в это время я был в отпуске в Башкирии, приехал к матери и там
отдыхал. Тогда начал чувствовать, что мог
посмотреть на кого-то недобрым взглядом
и кому-то сделать плохо, просто потому что
я подумал. Почувствовал эту силу, которая
через меня может действовать. Но при
этом сам оказался как старик. Я проходил
200 метров и дальше не мог идти, садился
и дальше отдыхал. Весь этот отпуск я был
в тяжелом положении и думал, что, скорее
всего, умру, потому что влез куда-то не
туда и сделал что-то не то. Бывало, что
днем меня трясло. Появились непонятные
страхи. Я понимал, что что-то не так, но к
Богу все равно надо идти. И когда я был в
таком тяжелом и расслабленном состоянии,
то несколько раз вызывал скорую помощь.
На тот момент я не знал православных молитв и, где их взять, тоже не знал.
Церковь была далеко. Но думаю, что надо
помолиться. И я попросил своего друга написать "Отче наш", чтобы потом выучить. А
он посмеялся и сказал: «Как можно учить
"Отче наш"? Его нужно знать». Но не могу
же я знать того, что не выучил. Он прочитал «Отче наш» два раза – и все. И вот
в таком тяжелом состоянии я лежал и стал
вспоминать эту молитву всю по слогам. И,
к моей радости, всю ее вспомнил и время
от времени читал ее.
Это было тяжелое время в моей жизни.
Даже не знаю, что было тяжелее: депрессия или это состояние. Каждую ночь мне
казалось, что я куда-то падаю, в какую-то
бездну. Мне было страшно, я не мог заснуть.
Я слышал звуки колес поезда и чувствовал,
что куда-то падаю, в какую-то бесконечную
бездну. Я себя удерживал, чтобы туда не
упасть, и думал, как выжить. Похоже, пришло мое время и мне осталось жить неделю
или две. Поэтому пришлось перед матерью
открыться. Я ей сказал, что, наверное, мне
мало осталось жить, но «ты знай – я крещеный, я христианин; на могилу поставишь
обязательно православный крест». Она тогда
стала психовать: как же так получилось, что
я отрекся от всех? Я говорю, что «от вас не
отрекся, просто принял Христа как Бога. Я
христианин и от христианства не отрекусь,
поэтому на моей могиле обязательно поставьте крест».
По окончании отпуска решил поехать
обратно на Север. Я чувствовал себя
практически инвалидом и дальше работать
просто не мог.
О. Григорий: Врачи не ставили никакой
диагноз?
О. Илия: Я не особо к ним ходил: меня
бы куда-нибудь утащили.
О. Григорий: И что на Севере?
О. Илия: Там стал чувствовать себя намного легче. Решил, что поработаю здесь, а
там видно будет. Если плохо будет – уеду,
если будет нормально – буду продолжать работать. При этом думал, что нужно вернуться
в Церковь: наверное, я что-то неправильное
сделал. Помню, что исповедовался перед
отпуском у отца Николая. Если честно, исповедь была нечестная – тем, что не все
открыл. Исповедался поверхностно, как будто сделал галочку. Настоящей исповеди не
было. Я ему сказал, что занимаюсь йогой.
Он мне сказал, что это нужно бросить, что
это неправильно. Я посчитал, что, скорее
всего, он не прав. И вот стал вспоминать
эти слова. Раз отец Николай сказал мне так,
значит, надо вернуться и поговорить. Может,
он правее. Лучше знает, куда я влез. Нужно
снова прийти к нему на исповедь. И я приехал на исповедь в Нефтеюганск, хотя это
было не так легко. Исповедь была только
вечером, а я из другого селения. У меня
были знакомые, у кого мог остановиться в
Нефтеюганске, но обременять мне их не
хотелось. Поэтому решил, что перекантуюсь
где-нибудь в аэропорту: ничего страшного, не
первый раз. Я приехал вечером на службу,
остался со всеми, кто на исповедь.
О. Григорий: Их было много?
О. Илия: Человек 20-30.
О. Григорий: Это какой год был?
О. Илия: 1992 год. В 1991-м я крестился,
в 1992-м пришел в Церковь. Как человек
приходит к Богу? У всех путь разный и
непростой, он свой. Вроде бы, покрестился
и Бога ощутил в храме, а в то же время
продолжал заниматься оккультизмом, еще не
понимая, почему это плохо. И вот, добрался
до исповеди в храме.
О. Григорий: Как храм назывался?
О. Илия: Во имя целителя Пантелеимона. Тогда это был маленький домишко (там
был детский сад, его передали). Сейчас он
в другом месте уже, на берегу Оби. К тому
времени я уже познакомился с Валентиной
Ивановной, которая работала в киоске, – душевный человек, всех встречала с радостью,
со всеми разговаривала, всем все объясняла, за всех переживала. Удивительный
человек! Благодаря ей, в частности, стал
входить в храм. Она мне все время говорила: «Илюшенька, тебе надо исповедаться,
причаститься». – «А как это надо сделать?»
– «Ну, вот так». И я прислушивался.
И вот, когда я приехал из своего отпуска,
то на исповедь еще не пошел. Казалось, вроде, надо, а что, куда? Я думал – надо прийти
в храм! Это было для меня обязательное
условие. Первое время просто приезжал в
храм, слушал проповедь отца Николая. Из
проповеди всегда выявлял для себя чтото важное. Вышел отец Николай и сказал:
«Христианин – это воин. – (Так, интересно!)
– Его духовный меч – это крест». О, вот
это как раз мне и надо, меча не хватает в
духовном плане. Я узнал, что надо, поехал
домой и целую неделю живу хорошо. Уже
нет никаких проблем после моей болезни.
Теперь у меня есть меч. А что им надо делать? Рубить врагов. Как? Крестить. И я все
время себя крестил, призывал имя Божие.
Неделя кончается, и я чувствую, как
будто у меня что-то иссякает. Надо опять в
храм бежать. Приезжаю, когда могу, а мне
Валентина Ивановна говорит: «Илюшенька,
ты уже опоздал. Поздно ты пришел, надо
было чуть пораньше». – «Ну, как мог, пришел, что сделать? А где батюшка?» – «Проповедь будет говорить перед крещением».
– «А мне это и надо. Я хочу его послушать,
никому мешать не буду. Если буду мешать,
то сразу выйду, никого смущать не буду». –
«Постой, Илюшенька, послушай».
Подойду и опять его слушаю, что он опять
важное для меня скажет. Я побыл в храме,
перекрестился и неделю опять живу без проблем. Потом опять иду. Потихоньку меня Валентина Ивановна отправляла на исповедь и
на Причастие: «Это самое важное!» – «Если
это надо, я приду обязательно». – «У тебя
есть, где остановиться?» – «Да как-нибудь
решим проблему».
Вот я пришел вечером, отстоял службу.
Люди остались. Отец Николай исповедовал
только вечером. На следующий день он
никогда никого не исповедовал. Я остался
вечером, встал последний, где-то тридцатый
по счету. Служба закончилась около семи,
я подошел в десятом, исповедовался. А в
это время у меня была мысль: надо поговорить с отцом Николаем, он человек умный,
грамотный, все знает. Как бы так сделать,
чтобы он со мной поговорил? Я про себя
думаю: вот получу зарплату, высмотрю, когда
он пойдет домой, подкараулю его, приведу
в ресторан, закажу, что его душе угодно –
несите все! Только одно условие: говорите
мне все! Я буду задавать вопросы, только
говори. Ешь все, что хочешь. А как еще это
сделать? Я недостойный человек, как он
может со мной говорить?
Я исповедал все грехи, вышел и решил
ехать в аэропорт. А там была бабушка, не
помню ее имени, она меня спросила, откуда я приехал. Сказал, что из Мамонтова,
сейчас в аэропорту переночую. Батюшка
мне сказал молитвы прочитать и утром на
службу. Молитвы стоя прочитаю, ночь на
лавочке проведу, ничего страшного со мной
не случится. А она мне говорит, чтобы подошел к батюшке и благословился остаться
в храме, ведь идти-то мне некуда. Ну, если
так, то хорошо. Я к нему подхожу и говорю,
как мне сказали, что – «у вас можно тут
остаться?» Он говорит: «Нет, у нас остаться нельзя». Ну, нельзя, так нельзя. «Тогда
вы меня благословите, я в аэропорт поеду,
перекантоваться на ночь. Утром приеду на
службу». – «А тебе негде остановиться?» –
«Негде». – «Ну, хорошо, оставайся здесь.
Вот здесь поставь скамейку и одеялом накройся». Ну, совсем хорошо, я еще и
спать буду на скамейке. Все хорошо, меня
положили. «Так ты еще не поел?» – «Не
поел, ничего страшного». Бабушка выходит
и говорит: «Отец Николай благословил, приглашает вас к чаю». – «Меня? Хорошо».
Надо же, думаю, я хотел его в ресторан
пригласить, в котором сам практически и
не был, он меня к чаю приглашает. Я пришел, мне положили немножко еды. Напротив
отец Николай. Я спрашиваю: «Можно, я буду
задавать вопросы?» – «Задавай, конечно».
И я стал задавать вопросы. Когда я
занимался йогой, то заставлял свой мозг
много запоминать, отчего на тот момент
повредился. Когда пришел в храм, то стал
читать Евангелие. Так Евангелие от Матфея
я практически знал назубок. Текст мог говорить один в один. Когда он стал цитировать
его, я стал его поправлять. Один раз, второй
раз. Он меня спрашивает: «Ты в какой-то
секте был?» – «Ни в какой».
Был один случай, когда встречался с
баптистами. Ходил там по сцене человек и
говорил: «Сейчас будем все исповедоваться». Я подумал, что он врет. Смотрю, что
добрая половина людей встала на колени и
стала что-то бормотать. Я уже один раз был
на исповеди, хотя и не совсем правильно
исповедовался, не совсем честно. Но здесь
я понимал, что это не исповедь, это какое-то
вранье. Я встал и уже хотел крикнуть: «Ребята, зачем вы врете, идите к отцу Николаю
в храм, там надо исповедоваться. Вы что
тут встали друг перед другом ни о чем?!»
Друг, с которым мы тогда пришли, удержал.
Но я-то понимал, что здесь все как-то неправильно. Что толку сюда ходить? Я к ним
больше и не ходил поэтому.
Отец Николай говорит: «Ты же там вызубрил Евангелие?» – «Да я не зубрил, я
просто прочитал. Потом начал читать от
Марка еще несколько глав. Помню, что там
написано».
Я ему сказал, что хорошо знаю Евангелие от Матфея, но ничего не могу объяснить.
И вот он мне как раз давал духовную часть,
а буквенную я знал. Я все время за столом
об этом и спрашивал. Чувствую, он устал:
«Пора спать, хватит уже на сегодня. Завтра
встанем в семь и будем читать Последование. Ты его не читал?» – «Нет».
О. Григорий: А он всегда в храме
оставался?
О. Илия: Да, почти всегда. Там была
каморка два на два. Иногда даже с матушкой
оставался. Как они там умещались? А утром
он всегда вставал и сразу шел в алтарь,
благословлял чтеца читать утренние молитвы,
Последование и каноны. Сам в это время
вынимал частицы, прочитывал записки. А я
стоял и слушал. И вот так вот ходил. Потом
уже узнал, как креститься, где надо креститься, где свечи ставить. Я всего боялся. Как
делать, чего ты не знаешь? Еще отругают.
Потом потихоньку стал прикупляться книгами.
Валентина Ивановна как раз по этому поводу
была добрым собеседником. Рассказывала о
всех книгах. Как уже говорил, денег у меня
было достаточно. Я скупил все книги, какие
были. В основном читал небогословские
книги. Богословские темы для меня были
тяжелые. Я читал книги житийного характера.
Они мне очень нравились и помогали. Вот
так и стал ходить в храм. Однажды смотрю,
такой же молодой человек, звали его Сергей.
Мне ему так и хотелось сказать: «Не уходи,
Сергей, сейчас выйдет отец Николай, и вместе поговорим, поспрашиваем». Вот и я тут
стою, и будущий отец Сергий Кравцов стоит.
У старца архимандрита Бориса (Балденкова),
в схиме Тихона, во время паломничества
в Почаев. На фото: архим. Борис,
прот. Николай Матвийчук, будущие
священники Сергий Кравцов,
Илия Сиразиев
Отец Илия в день иерейской хиротонии
с другом, священником Сергием
Кравцовым. Алтарь Софийско-Успенского
собора Тобольского кремля.
26 марта 2000 г.
О. Григорий: Который сейчас служит в
Ханты-Мансийске?
О. Илия: Да. И мы стали сближаться с
будущим отцом Сергием. Мы обращались
друг к другу «брат»: «Брат, помоги сделать
то-то». И он ко мне так же. Большего друга
в своей жизни я никогда не имел. Нет таких
родственников и друзей.
О. Григорий: Он уже был семейный
человек?
О. Илия: Нет, не был. Он был моложе
меня.
О. Григорий: Тогда примерно вам было
лет 26-27?
О. Илия: Да, где-то так. Когда отец
Сергий поступал в семинарию, мне было 28
лет. Сыну отца Николая Илюше было 4 года.
Отец Николай решил справить день рождения
Илюши. Купил торт. А я молчу, что у меня
тоже день рождения.
О. Григорий: Илюша тоже священник?
О. Илия: Да, отец Илия, который сейчас в
Сургуте. Нас называли Илюшенька маленький
и большой. Стоит тортик. А я говорю: «Как,
день рождения, у кого?» – «У Илюшеньки,
моего сына». У него, оказывается, день
рождения 17 июля. Это был постный день, и
они решили отметить 18-го, на преподобного
Сергия. А 18-го день рождения у меня. Я
говорю: «У меня тоже день рождения». Я
даже опешил, как так: Илья, и у нас практически в один день дни рождения. Это было
очень интересно.
С отцом Сергием мы сблизились, часто
разговаривали, помогали при храме. Потом
его взяли на клирос. Мне тоже хотелось на
клирос. Хотя петь я не умел, голос у меня
был никакой, но мне хотелось петь. Читать
я уже умел на церковнославянском. Я не
особо учился. Мне просто бабушка дала книгу
и сказала: читай. Я начал читать. Как я это
делал, не знаю, но как-то читал. Так и продолжал читать. Наверное, где-то неправильно. До сих пор могу ударение не там ставить,
матушка меня поправляет.
Но на клирос мечтал. Я стал молиться,
чтобы Господь помог мне научиться петь.
«Господи, неужели я уже не смогу петь?»
И вот однажды заведующая клиросом взяла
благословение и меня подвели на клирос.
Тогда уже мы с отцом Сергием стояли на
одном клиросе. Вместе ездили и ходили по
делам прихода. Я приезжал в пятницу после
работы и, как правило, уезжал в воскресенье
вечером в Нефтеюганск последним рейсом,
в 18:00, по-моему, или в понедельник утром
прямо на работу. Остальное время был в
храме. Там меня и кормили, там и спал на
лавочке, можно сказать, три года.
О. Григорий: Как пришло осознание, что
йогу надо оставить?
О. Илия: Когда я пришел на первую
исповедь, меня все-таки отец Николай надоумил, что «ты чуть не умер, а все идешь
и лезешь туда». Я исповедовался и на следующий день причастился. Довольно долго
мне было тяжело ходить по болезни, а тут
я вышел из храма и было такое ощущение,
что у меня выросли крылья. Мне казалось,
что сейчас взмахну крыльями и полечу.
Внутри что-то или кто-то пел. Мне казалось
кто-то говорил: что тебе еще надо? что ты
еще ищешь? – у тебя все внутри. Мне было
так хорошо! Хотелось петь и сказать: ребята, идите в храм, вам будет там хорошо,
вы такой радости больше не ощутите нигде!
Потом опять думаю: неужели я опять
влезу в эту же дрянь? У батюшки спрашиваю, куда девать все книги, которые покупал,
связанные с эзотерикой. «Бхагават-гиту» я
купил уже пять томов за приличные деньги.
«Да сожги без всякого сомнения». – «Как
благословите, батюшка, так и сделаю. Думать
не буду, не пожалею». Я приехал домой,
собрал все в узел, вышел в поле и стал
сжигать, чтобы ни один листок не улетел и
не попал кому-то из людей, чтобы кому-то
не сделалось плохо из-за меня. Я все сжег.
И тут мне сообщают в письме (тогда телефонов не было), что мой брат женится. Нужно
ехать к матери и брату на свадьбу. И вот я
собрался и приехал к брату. И тут случился
такой страшный случай. Я решил выиграть
один день, взял отгул 10 дней. Отгулов у
меня всегда было много, я довольно много
работал. Проблем не было, на работе всегда
было хорошее отношение.
Илья Сиразиев – семинарист
|
О. Григорий: Вы сварщиком работали?
О. Илия: Да, сварщиком, до этого слесарем в котельных. Слесарную работу я знал
хорошо. Потом, когда перешел в сварщики,
мог совмещать обе работы. Мой друг ушел
из цеха сварщиков и попросил его заменить.
Все знали, что я был хороший сварщик, меня
и поставили.
Еще хочу рассказать об одном моменте
после Причастия. Я причастился, и буквально
через какое-то короткое время меня вызвали
на буровую на Бетеренское месторождение.
Я решил приехать ночью, сделать эту работу, а на следующий день отдыхать. Такая
небольшая хитрость. Только Бога никогда
не обманешь. Поехал вечером на буровую,
сделал работу и часам к двенадцати вечера
уже освободился. Это месторождение у нас
было самое далекое, как называли – «медвежий угол». Автобусы, машины не ходили.
Мне предложили там остаться ночевать, а
мне хотелось ночью приехать домой, днем
быть дома и уже готовиться к отъезду. И
я пошел пешком. Всю ночь шел пешком и,
слава Богу, не замерз. Была зима, но на
улице было тепло. Был ночью один момент,
когда я захотел присесть в одном месте и
задремать. Я слышал, что обычно люди так
замерзают, поэтому не остался. Получилось
так, что всю ночь шел, добрался к двенадцати
часам – вровень с тем автобусом, который
приехал из буровой. Зачем я так поступил?
Потом приехал на свадьбу к своему
брату, и оказалось, что моя мать увлеклась
всеми этими эзотерическими вещами. Она
знала, что я это все уже знаю. У меня были
тетради, где я все исписал. Я их никому не
показывал, хотя мой друг их очень хотел
получить. Я понял, что это никому нельзя
давать, что все это дрянь.
О. Григорий: Надо было тоже с книжками сжечь.
О. Илия: А это у матери оставалось. Я
даже ей сказал, чтобы она запрятала, чтобы
никто не видел и никому не давала. Я приехал
и убедил ее бросить эти занятия на моем
примере. Ведь я же сам чуть от этого не
помер. «Давай, все выбрасывай». Она долго
сопротивлялась – что столько потратила денег
и прочее. «Сколько все это стоит? Вот тебе
эти деньги, а ты мне их отдай». На следующий день она согласилась, я отдал ей деньги.
Она не хотела брать, но я сказал: «Возьми,
для меня это не много». Я забрал всю эту
литературу, связанную с оккультизмом. Взял
кого-то из друзей, вышел, и мы сжигали. Я
ему сказал, чтобы ни один листочек никуда
не улетел, чтобы все сгорело, чтобы ни одним
листочком не соблазнить. И я все сжег. Ну,
и потом уже вернулся обратно на Север. И
дальше уже жил на приходе.
О. Григорий: С понедельника по пятницу
в Мамонтове на работе, а в субботу и воскресенье уже в Нефтеюганске?
О. Илия: Да. Службы были длинные. Заканчивались они как обычно, как и везде, где
был один священник, часам к двенадцати. И
сразу после службы был молебен. Помню, на
молебне тяжело было стоять. Он шел полтора
часа. Я потом матушке отца Николая Ираиде говорю: «Матушка, скажи, пожалуйста, а
молебен был необходим сразу после литургии?» Помню, что на литургии всегда было
так легко, а на молебне так тяжко, очень
тяжело. Тропари нужно было пропеть. Помню, отец Николай тоже уже стоял усталый,
но все считали, что надо. Ну, надо – значит
надо (мы это в советское время хорошо
усвоили). И матушка мне сказала: «Почему
ты батюшке промолчал, что можно было на
другой день переставить?» Так откуда я знал
в то время? (Так я и сейчас спрашиваю.
Мы же тоже ничего не знали. Считали, что
нужно служить молебен, значит служили. А
сейчас все прошло и хорошо.)
Отслужили, значит, молебен, но служба
не закончилась, нет. Чай еще не пьем.
Идем на панихиду. Потом батюшка говорит:
«Так, клирос, не разбегайтесь, сегодня будет
два венчания, а потом попьем чаю». Так…
Времени уже два или три часа. Ну, сказал
батюшка, значит надо. Все хорошо. Идем
на венчание. Помню, однажды мы пришли
на чаепитие после службы – времени было
шесть часов вечера! Это мы первый раз сели
пить чай! И так было довольно часто. Мы-то
ладно, а вот как все это нес отец Николай?
Сейчас, как священник, я его понимаю, что
ему тяжело было. Мы что? Стоим, поем,
сели, отошли. А батюшка-то один, ему не
отойти, он главный. Но кто об этом знает?
Только тот, кто сам эту тяжесть испытал,
тот поймет. Это уже сейчас, будучи священником, я понимаю, как ему было тяжело. Я
бы так не смог.
О. Григорий: Это такой максимализм:
люди пришли, значит нужно служить по
полной.
О. Илия: Он в семинарии учился заочно, многие вещи не совсем хорошо знал.
Но знал, что служить Богу надо, и это было
у нас главное, обязательное. Поэтому кто
тут что мог сказать? – «Ты что, Богу не
хочешь служить?» Да я даже заикнуться об
этом не мог!
О. Григорий: Попытка немного сделать
более разумно богослужение по количеству
часов, проведенных в храме, воспринималась
как предательство?
О. Илия: Ну да.
О. Григорий: Как так получилось, что
вы пошли в семинарию?
О. Илия: Нужно подойти к этим понятиям. Я познакомился с отцом Михаилом,
ныне покойным иеромонахом Иовом. Он был
в нашем приходе. Там же, в нашем приходе,
был отец Феодор Савельев, я его застал. Он
выходил из алтаря в стихаре, читал.
О. Григорий: То есть тогда еще был
мирянином? Потом уехал в Тобольск, стал
экономом. Кого еще знаете из священников,
кого, возможно, могут знать наши слушатели?
О. Илия: Помню хорошо, как пришел отец
Аркадий Бадерин.
О. Григорий: Сейчас в Ишимской епархии.
О. Илия: Помню, как он приходил с
дочками. Когда он пришел, я так радовался!
Почему радовался? Потому что отец Сергий
летом поступил в семинарию, и я остался
один. Мне казалось: как же так – я остался
один, с кем же мне теперь близко дружить?
Кто бы мне теперь был бы близкий по духу?
Тогда же пришел Ваня Егоров, он все окал:
«Ты брат, п-о-жалуйста, п-о-м-о-ги сделать
то и то. Х-о-р-о-шо ты делаешь, м-о-л-о-дец».
С ним всегда было интересно и хорошо. Он
был добрый человек, приятный. Но почемуто в семинарию не пошел, хотя владыка его
звал. И вот пришел отец Аркадий. А мы как
раз делали лестницу вниз, в сторону туалета.
Он пришел грамотный в плотницком деле.
Из меня-то какой плотник? А он такой деловитый. Ну вот, пришел, наконец, человек,
который может что-то делать, не то что я,
неумейка. И такой грамотный и красивый,
высокий, повыше меня.
С ним приходили его двое дочерей.
Помню маленькую Инну. А у нас внизу у
храма было картофельное поле, там сажали
картошку. Сейчас там, по-моему, дорога.
Сажали сами на приходе, потом ели. Отец
Аркадий нам тоже помогал, а дочери его
наверху возле храма время проводили. И
она стоит наверху, Инна, и кричит: «Я маленькая, я такая совсем маленькая, меня
все бросили, никто меня не жалеет, никто
меня не любит!» Я прохожу мимо нее и
говорю: «Ну что ты кричишь, давай я тебя
отведу». – «Нет, я хочу к папе». Теперь она
уже большая, насколько знаю, уже замужем,
есть дети. Я был очень рад, что они пришли.
О. Григорий: Одним словом, вот она
– приходская жизнь молодых приходов на
северах, где люди откуда-то приехали. Они
очень энергичные, потому что поменяли свое
место жительство. Куда-то поехать на новое
место, в незнакомое общество… Все здесь
новые люди. И община – это место сбора,
это приход. Священник, вокруг которого
собирается община, это особый феномен,
которого сейчас, наверное, уже не повторить. Все же севера тех времен – это была
особая атмосфера и другие люди. До того
как в Тюмень приехал, я служил в Пойковском пять лет, я заметил разницу. Там одни
люди, здесь немножечко другие. Вроде бы,
один регион, почти то же самое, но что-то
отличает. Они (северяне), как говорил Лев
Николаевич Гумилев, более пассионарны.
Они сорвались и поехали. Так же и в храме помогали, работали. У них не было, как
правило, дачи: работа и храм. В храме они
себя реализовывали по полной. Это было
интересное время!
О. Илия: Люди были очень активные.
О. Григорий: Мы с вами в течение двух
передач переговорили про ваш приход к
Богу, становление в качестве христианина. Я
думал, что мы успеем поговорить, как проходила учеба в семинарии, но, видимо, этот
разговор придется отложить на следующий
раз. Еще продолжим. Спаси Господи, что
были сегодня у нас на передаче!
Подготовила Наталья ЛИПАЕВА,
г. Тюмень
|