Общее мнение Церкви относительно
вопроса трансплантации органов человека
было выражено в «Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви»,
принятых юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.
Определено следующее:
«Добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и
нравственной приемлемости эксплантации.
В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны
выяснить волю умирающего или умершего
человека, обратившись при необходимости
к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора
на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран,
Церковь считает недопустимым нарушением
свободы человека». Однако «посмертное
донорство органов и тканей может стать
проявлением любви, простирающейся и по
ту сторону смерти», – говорится в вышеупомянутом документе.
Современное законодательство Российской Федерации предусматривает, напротив,
презумпцию согласия потенциального донора, допускающую удаление органов и (или)
тканей у безжизненного тела, если погибший
человек, или его родственники, или законный
представитель не выразили на это своего
несогласия. Другими словами, согласия нет,
оно лишь подразумевается.
Общечеловеческая этика предусматривает, что действие, направленное на другую
личность и осуществляемое без ее согласия,
является насилием. Таким образом, трансплантация органов без полученного согласия
человека есть насильственное превращение
умершего в донора. Принцип жертвы не
должен быть принудительным.
Да и вообще, почему пришедшая в негодность движимая или недвижимая собственность: автомобили после ДТП, квартиры,
дома после пожаров – имеют либо прямых
собственников, либо наследников, которые
находятся в своем полном праве владеть
имуществом, а тело человека без признаков жизни вдруг становится общественным
достоянием?
Одно и то же по форме явление или
событие может быть совершенно противоположным по нравственному наполнению.
Закрыть своим телом амбразуру на войне
ради победы и спасения товарищей – это
великий подвиг, а закончить свою жизнь
самоубийством – самый тяжкий грех. Сожительство супругов в браке – естественное
дело, но в то же время насилие – преступление. Пожертвовать другому что-либо свое
– благородный поступок, но когда за тебя
решают, что тебе не нужно, и отнимают –
это беззаконие.
Священник Григорий МАНСУРОВ,
г. Тюмень, 27 января 2021 г.
г. Тюмень
|