ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Скупой и курица»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Скупой и курица» была издана в 1819 году. Аналогичный сюжет использован в басне Эзопа «Вдова и курица», а также в басне Ж. де Лафонтена «Курица с золотыми яйцами». В басне повествуется о скупом, у которого была курица, несущая яйца, «но не простые, а золотые». Скупой богател понемногу, но алчность натолкнула его на мысль, что в курице он найдет клад и, «неблагодарности не побоясь греха», зарезал курицу, но в ней он нашел «простые потроха».

Почитаем басню.

СКУПОЙ И КУРИЦА


Скупой теряет все, желая все достать.
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен;
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню старую сказать.
Вот что в ребячестве читал я про Скупого.
Был человек, который никакого
Не знал ни промысла, ни ремесла,
Но сундуки его полнели очевидно.
Он Курицу имел (как это не завидно!),
Котора яица несла,
Но не простые,
А золотые.
Иной бы и тому был рад,
Что понемногу он становится богат;
Но этого Скупому мало,
Ему на мысли вспало,
Что, взрезав Курицу,
он в ней достанет клад.

И так, забыв ее к себе благодеянье, Неблагодарности не побоясь греха, Ее зарезал он. И что же? В воздаянье Он вынул из нее простые потроха.

В этой басне Иван Андреевич Крылов акцентирует наше внимание на ряде порочных проявлений в жизни человека, которые произрастают из-за отсутствия любви и наличия греховного эгоизма, алчности, что порой приводят и к жестокости. Алчность ослепляет человека и лишает его рассудительности и чувства меры. Стремление к материальному богатству разрушает шкалу подлинных жизненных ценностей.

В Священном Писании говорится: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8, 36). Эгоистичный, помраченный алчностью человек теряет способность правильно определять жизненные ценности. Важно сознавать, что все материальное потребно человеку только при земной временной жизни, а душа человека, как «дыхание Божие», являясь по своей природе Божественной, обладает наследием вечности. Одним из признаков душевного здоровья является чувство меры и чувство благодарности Богу и людям за все доброе, что мы имеем в жизни.

Актуальность сей басни велика. И как говорит сам Иван Андреевич: «Примеров в жизни много».

В истории нашего Отечества выразительным примером безрассудства является то, как поступили безбожники после революции в начале XX века с Русской Православной Церковью. Духовенство, во множестве своем, являясь воплощением духовного и нравственного богатства нашего Отечества, было репрессировано. Храмы и монастыри, хранители духовного и культурного богатства народа, во множестве своем, были закрыты и разграблены. Духовное и культурное наследие наших благочестивых предков было поругано. В этом мы видим не только неблагодарность по отношению к нашим предкам, но и жестокость, и демоническую озлобленность по отношению к носителям и хранителям духовного и культурного богатства народа.

Надо признать, что наша Мать – Русская Православная Церковь – на протяжении более тысячелетия духовно взращивала наш народ и тем самым формировала нравственные ценности, на основе которых складывалось культурное богатство нашего Отечества. Именно в этой благодатной атмосфере возрастали великие сыны государства Российского, в науке – М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев; в искусстве – иконописцы преподобный Андрей Рублев, С. Ушаков и В. Васнецов, в живописи И.К. Айвазовский и М.В. Нестеров; в поэзии – В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие; в ратном деле герои Отечества – благоверный князь Александр Невский, благоверный князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, святой праведный адмирал Федор Ушаков.

Сегодня приходит осознание того, что разрушение традиционного уклада в духовно-нравственной жизни, в политике, в экономике через применение насилия может дать только кратковременный эффект.

Однако в перспективе разрушение уклада жизни приводит к потерям и к оскудению как в материальном, так и в духовно-нравственном плане. Мораль сей басни простая: надо быть благодарным Богу и добродетельным людям. Надо иметь умеренность и воздержание и избегать алчности. Заботясь о материальном для тела, нельзя забывать и о духовных и нравственных ценностях для души. Внутренняя духовная опустошенность приводит к чрезмерному увлечению внешним и материальным в этом мире. У бездуховного человека нет в глубине души точки нравственной опоры.

Завершая размышления над басней, хочется привести правило мудрых мужей: «Употреби труд и храни меру – богат будешь; умеренно ешь – здрав будешь; твори благо и бегай злаго – счастлив будешь. Возлюби Бога и ближнего – любим будешь».

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.