Басня Ивана Андреевича Крылова «Скупой и курица» была издана в 1819 году.
Аналогичный сюжет использован в басне
Эзопа «Вдова и курица», а также в басне
Ж. де Лафонтена «Курица с золотыми яйцами». В басне повествуется о скупом, у
которого была курица, несущая яйца, «но не
простые, а золотые». Скупой богател понемногу, но алчность натолкнула его на мысль,
что в курице он найдет клад и, «неблагодарности не побоясь греха», зарезал курицу, но
в ней он нашел «простые потроха».
Почитаем басню.
СКУПОЙ И КУРИЦА
Скупой теряет все, желая все достать.
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен;
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню старую сказать.
Вот что в ребячестве читал я про Скупого.
Был человек, который никакого
Не знал ни промысла, ни ремесла,
Но сундуки его полнели очевидно.
Он Курицу имел (как это не завидно!),
Котора яица несла,
Но не простые,
А золотые.
Иной бы и тому был рад,
Что понемногу он становится богат;
Но этого Скупому мало,
Ему на мысли вспало,
Что, взрезав Курицу,
он в ней достанет клад.
И так, забыв ее к себе благодеянье,
Неблагодарности не побоясь греха,
Ее зарезал он. И что же? В воздаянье
Он вынул из нее простые потроха.
В этой басне Иван Андреевич Крылов
акцентирует наше внимание на ряде порочных проявлений в жизни человека, которые
произрастают из-за отсутствия любви и
наличия греховного эгоизма, алчности, что
порой приводят и к жестокости. Алчность
ослепляет человека и лишает его рассудительности и чувства меры. Стремление к
материальному богатству разрушает шкалу
подлинных жизненных ценностей.
В Священном Писании говорится: «Какая
польза человеку, если он приобретет весь
мир, а душе своей повредит» (Мк. 8, 36). Эгоистичный, помраченный алчностью человек
теряет способность правильно определять
жизненные ценности. Важно сознавать, что
все материальное потребно человеку только при земной временной жизни, а душа
человека, как «дыхание Божие», являясь
по своей природе Божественной, обладает
наследием вечности.
Одним из признаков душевного здоровья
является чувство меры и чувство благодарности Богу и людям за все доброе, что мы
имеем в жизни.
Актуальность сей басни велика. И как
говорит сам Иван Андреевич: «Примеров
в жизни много».
В истории нашего Отечества выразительным примером безрассудства является то,
как поступили безбожники после революции
в начале XX века с Русской Православной
Церковью. Духовенство, во множестве
своем, являясь воплощением духовного и
нравственного богатства нашего Отечества,
было репрессировано. Храмы и
монастыри, хранители духовного
и культурного богатства народа,
во множестве своем, были закрыты и разграблены. Духовное
и культурное наследие наших благочестивых предков было поругано. В этом мы видим не только
неблагодарность по отношению к
нашим предкам, но и жестокость,
и демоническую озлобленность
по отношению к носителям и хранителям духовного и культурного
богатства народа.
Надо признать, что наша Мать
– Русская Православная Церковь – на протяжении более тысячелетия духовно взращивала наш народ и тем самым формировала
нравственные ценности, на основе которых
складывалось культурное богатство нашего
Отечества. Именно в этой благодатной атмосфере возрастали великие сыны государства Российского, в науке – М.В. Ломоносов,
Д.И. Менделеев; в искусстве – иконописцы
преподобный Андрей Рублев, С. Ушаков и
В. Васнецов, в живописи И.К. Айвазовский и
М.В. Нестеров; в поэзии – В.А. Жуковский,
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие
другие; в ратном деле герои Отечества
– благоверный князь Александр Невский,
благоверный князь Дмитрий Донской,
А.В. Суворов, М.И. Кутузов, святой праведный адмирал Федор Ушаков.
Сегодня приходит осознание того, что
разрушение традиционного уклада в духовно-нравственной жизни, в политике, в
экономике через применение насилия может дать только кратковременный эффект.
Однако в перспективе разрушение уклада
жизни приводит к потерям и к оскудению
как в материальном, так и в духовно-нравственном плане.
Мораль сей басни простая: надо быть
благодарным Богу и добродетельным людям.
Надо иметь умеренность и воздержание и
избегать алчности. Заботясь о материальном для тела, нельзя забывать и о духовных и нравственных ценностях
для души. Внутренняя духовная
опустошенность приводит к чрезмерному увлечению внешним и
материальным в этом мире. У
бездуховного человека нет в
глубине души точки нравственной опоры.
Завершая размышления над
басней, хочется привести правило мудрых мужей: «Употреби
труд и храни меру – богат
будешь; умеренно ешь – здрав
будешь; твори благо и бегай злаго – счастлив будешь. Возлюби
Бога и ближнего – любим будешь».
+ М.Д.
|