ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Стараюсь увлекаться семьёй»

Почему священник и его жена любят друг друга больше, чем детей. А их стараются беречь, но не жалеть Самое главное увлечение протоиерея Павла Плотникова и его супруги Надежды – семья. У них 8 детей. Родители стараются создать в доме рабочую и радостную атмосферу. Они удивляют окружающих, утверждая, что любят друг друга больше, чем своих детей, но жизнь посвящают им. Протоиерей Павел Плотников рассказал «Правмиру», как помочь детям выбрать жизненный путь, что чувствуют средние дети в многодетной семье и каковы его главные принципы воспитания и любви.

Павел Плотников впервые увидел будущую жену во время учебы в Тобольской семинарии. Ему приглянулась симпатичная девушка, но он не торопил события и любовался Надеждой издали. Познакомились молодые люди в поезде, возвращаясь из поездки в Дивеево. Они не могли расстаться и проговорили столько времени, что Павла, который ехал в другом вагоне, потеряли попутчики. Им показалось, что парень отстал от поезда. Вернувшись в Тобольск, он продолжил учебу, она вскоре окончила школу регентов и уехала в Сургут – преподавать в православной гимназии.

Прошел год. Надежда привезла учеников на экскурсию в Тобольскую семинарию. Наставника прибывшей группе преподаватели выбрали необычным способом. Было решено прикрепить того семинариста, который первым попадется навстречу. Выбор был судьбоносным – первым встречным оказался Павел.

У молодых людей появилась возможность познакомиться поближе. Еще через год Павел и Надежда венчались в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Тобольском кремле. – Период жизни «для себя» был очень короткий и мимолетный, – рассказывает отец Павел. – Пока не было ребенка, мы не чувствовали полноту, которая должна быть в семье. Дождались сына довольно скоро. Он родился ровно за месяц до годовщины венчания. Счастье переполняло нас. В тот день, встретив знакомого, крикнул: «Я родил сына!» Действительно, родословная передается по мужской линии. После защиты дипломной работы в семинарии мы переехали в родной для меня Бердск. Владыка Тихон благословил служить в этом же городе. Купили частный дом. Печку учились топить, когда дымила – бежали за помощью к соседям.

На глазах у соседей выросла наша семья. Потихоньку пристраивали комнаты, благоустраивали. Так и живем на одном месте. Дом детства наших детей. Родовое гнездо. Мне хочется, чтобы оно как можно дольше было таким. Большинство наших детей появились на свет в том же роддоме, где и я. Это для меня важно и символично. Мечтаю, чтобы дети в Бердске жить остались, в городе, в котором прошло мое детство.

Дети и остывший рис

Старший сын окончил школу и выбрал направление в своей жизни. Когда объявил нам, что собирается поступать в военное училище, мы не очень верили, что он будет твердо стоять до конца. Мы решили Александра не носить на руках с этой идеей, пускай самостоятельно двигается. В начале июля он уехал. Мы виделись очень редко – не каждое воскресенье. Он рассказывал, что чувствует, что думает. Мы поняли, что желание не ослабло и он твердо стремится поступать. Когда мы с Надеждой смотрели, как наш сын вместе с другими ребятами принимает присягу, то понимали: Александр совершил взрослый поступок, обратно не повернешь. Сейчас только один путь – служить своему Отечеству.

Второй сын учится в 10-м классе. Он хорошо рисует, способен мастерить, но много сил и времени отдает спорту, не получается везде успевать. Даниил стоит перед выбором жизненного пути. Мы с женой не спрашиваем, выстраиваем отношения с детьми так, чтобы они чувствовали – не родители с ними учатся, не родители выбирают. Важно помочь детям принять решение и оценить его.

Третий сын, Дима, учится в 9-м классе. Дополнительно занимается с репетиторами, но мы не ищем их для своих детей. Сыновья сами знают, над какими темами нужно поработать, находят в интернете преподавателей. Иван учится в 7-м классе и уже знает, кем будет. Увлекается лыжами, смотрит видео на эту тему, тренируется серьезно. Младшему, Захару, два с половиной года. Сын уже показывает, что он тоже взрослый человек. Как только начал говорить, научился говорить «нет». Если что-то не совпадает с его настроением – слышим «нет», даже если что-то хорошее предлагаем. Здесь надо паузу выдержать, подождать.

Психолог не советует родителям про себя и ребенка говорить «мы» после двух лет. Растет маленький, но самостоятельный человек, у которого свое видение мира. И наш младший сын к этой мысли все время нас возвращает.

Когда Захар научился говорить «спасибо», приятно было слышать. Он до сих пор не научился хорошо разговаривать, но «спасибо» все время звучит.

На удивление, ему понравилось в садике. Но он частенько болеет и остается дома с мамой. Пока есть такая возможность – быть близко с мамой и получить от нее любовь. Настенька в 5-м классе, ей 11 лет. Она творческий человек – занимается в художественной школе, играет на музыкальных инструментах.

Люба поступила в 1-й класс. У нее свои увлечения: она и на лыжах катается, глядя на старших братьев, и баскетбол ей нравится. Младшая дочь – пятилетняя Вера. Добрая девочка. Но утром в садик не хочет идти, вечером – не хочет из садика уходить. Стараемся попозже ее забрать, приходим за ней вечером – она продолжает своими делами заниматься или прячется от нас за сугробами на прогулке. И так каждый день. Средние дети говорят нам: «Конечно, мы – остывший рис». В китайской притче есть такое выражение. За обедом сначала еду накладывают и подают старшим и младшим детям. Пока раскладывают первым и последним, рис остывает и у средних детей в тарелках.

В семье самое большое внимание уделяется старшему, потом младшему, потом второму старшему, потом второму младшему, потом третьему старшему, третьему младшему. Из восьми детей четвертые – Ваня с Настей. Они не станут просить, если я занят, вздохнут и мимо пройдут. Я знаю, что внимание нужно всем, чтобы все чувствовали себя любимыми. Стараюсь спросить их, поговорить, обнять.

Беречь друг друга, но не жалеть

Я этого принципа стараюсь придерживаться во многих аспектах, не только в семье. В отношениях с близкими ищу золотую середину. И даже если ее достигаю, всегда сложно сохранить баланс.

Когда дети совершают проступки или проявляют слабость, нужно подходить к этому творчески. Если ребенок двойку получил в школе, могу лекцию прочитать: как тратить свободное время. Или поставить условие, как Диме и Ване: «Если закончите учебный год слабо, мы не сможем отправить вас на спортивные сборы». Они старались. Ваня больше хотел и больше старался, у него была цель.

Если я что-то пообещал – придерживаюсь своих слов, иначе окажусь человеком беспринципным и другие дети не будут к моим словам прислушиваться. Стараюсь с детьми выстраивать отношения как с взрослыми, напрямую говорю: «Выбирай, тебе самому решать». Мы и так собирались Диму с Ваней отправить на сборы, но нужно было поставить им условие, которого надо достигать. Поэтому – беречь детей, но не жалеть.

Молимся без сверхусилий

Молитвенная жизнь в нашей семье видоизменялась. Был период, когда мы всех детей ставили на полную утреннюю молитву и полную вечернюю. Теперь пришли к ежедневному минимуму, в котором есть общая молитва.

Утренние сборы в нашей семье похожи на переполох, собрать детей вместе невозможно. Мы не стали делать сверхусилий. Когда есть возможность довезти школьников до гимназии, по дороге поем «Отче наш», Символ веры. Вместе молимся перед ужином и после.

У каждого из детей есть свое молитвенное правило по силам, которое они могут совершать ежедневно. Один из сыновей приходит каждый вечер с нами прощаться и просит прощения. Это бесценный подарок для нас с супругой, он почему-то вот так это понял. У нас не всегда в этом есть потребность, а у него есть. Я боюсь внешним административным правилом или давлением отбить у детей желание личного общения с Богом. Если они к нам приходят просить благословения на ночь, прощаться, целоваться, обниматься и после этого спокойно отходить ко сну – это уже ценно.

Но естественное правило в нашей семье – в воскресный день ходить на богослужение. Я служу в Новосибирске. Дети ходят в храмы Бердска, причем они выбрали разные храмы: старшие ходят в один, младшие – в другой. Настрой на исповедь должен быть у всей семьи. Когда и дети, и родители каются в грехах, тогда всем легче.

Стараюсь увлекаться семьей

Я настоятель храма Михаила Архангела. В церкви свои обязательства, свои послушания. Иногда жена говорит, что ей не хватает моего внимания. Очень хорошо, что говорит. Если бы молчала и в себе таила – недовольство могло бы вылиться в конфликт. Я служу в другом городе, себе не принадлежу. Даже если дома останусь, порой мысли о храме не оставляют. Поэтому не скажу, что у меня получается увлекаться семьей, но я стараюсь. Пользуюсь принципом: «Если не умеешь любить, то делай дела любви». Возвращаюсь вечером домой – большое желание всех обнять, со всеми пообщаться.

На деле сил и времени хватает только всех обнять, но телесный контакт с детьми и супругой – не так уж и мало. Дети встречают меня, зовут ужинать, общаемся за столом. После ужина поднимаюсь на второй этаж к мальчишкам. Говорим об их увлечениях, они делятся мыслями. Иногда поднимаем духовные темы. Накануне празднования памяти Николая Чудотворца дети озвучивают свои желания, обращения к святому. Все готовятся к рождественскому чуду.

Младшие дети готовят свои желания для Деда Мороза. Мы переключаем их внимание с празднования Нового года. Просим, чтобы обращались к реальному святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, который жил в IV веке. Его образ перерос в Санта-Клауса на Западе, у нас – в Деда Мороза.

Ежедневное общение важно как хлеб

Утром важно найти какие-то добрые слова. Если первым делом про Бога вспомню и помолюсь, то Бог тут же дает Свою благодать, утешение, которыми делюсь с супругой. Она это очень ценит. Иногда днем звоню и говорю: «Хочу услышать твой голос». Она рада таким, казалось бы, мелочам. Но это совсем не мелочи, из них выстраивается общее здание нашей семьи.

Я ставлю цель в течение каждого дня что-то раскрыть в супруге. Она как драгоценный камень, на который я сегодня могу нанести еще одну грань, и он будет красивее и ярче. Если не будет ежедневного общения, как ежедневного хлеба, то я буду голодать, и моя жена будет голодать, от этого голода может зачахнуть наша семья. Если супруги не общаются и привыкли проводить время отдельно, если им нечего сказать, когда они утром просыпаются, если их мысли не друг о друге – это может закончиться трагично.

Человек – сосуд, который не может быть пустым. Он будет искать, чем заполнить свободное место. Когда мы венчались, я обещал, что уделю Надежде это внимание, поэтому стараюсь днем позвонить и хотя бы минутку поговорить. По принципу: с кем я общаюсь, с тем и делю свою жизнь. Каждый день в нашей жизни что-то происходит. Супруга – человек разносторонний, интересуется многим. Она делится со мной, я беру на заметку и всем прихожанам рассказываю. Надежда меня дополняет.

Люди думают: раз у нас большая семья – мы очень любим детей. Жена Надежда отвечает: «Нет, я больше люблю своего мужа. Мы любим друг друга, только поэтому у нас есть наши дети, которых мы тоже любим». Я тоже так считаю. У нас много детей, потому что я люблю свою супругу. Плоды нашей любви – это наши дети.

Татьяна СУШЕНЦОВА.
Фотографии Евгения ИВАНОВА и из
семейного архива // Правмир

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.