8 февраля исполняется 1175 лет со дня перенесения мощей преподобного Феодора, игумена Студийского
В дни Великого поста и подготовительных к нему седмиц со страниц Постной Триоди встает образ составителя этой великой богослужебной книги – преподобного Феодора Студита. Со всей силой
достигают души кающегося и его сокровенных помыслов строки преподобного Феодора.
К тому времени, когда преподобный Феодор принял монашество и изучал творения святых отцов,
последование Великого поста – Триодь Постная – еще далеко не представляла законченного произведения. В ней находились трипеснцы преподобного Андрея Критского на первые дни Страстной седмицы, дву- и трипеснцы преподобного Космы Маиумского и стихиры преподобного Иоанна Дамаскина.
Весь же строй этой богослужебной книги продуман преподобным Феодором, для нее им написаны
стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается «составителем Триоди».
Преподобный Феодор родился в 759 году
от богатых и благочестивых родителей. Отец
его был приближен ко двору, однако при
наступлении иконоборческой ереси родители
оставили мир и приняли иночество. Преподобный Феодор воспитывался в книжном научении
и, по слову святителя Димитрия Ростовского,
«еллинстей премудрости учася, бысть ритор
прекрасен и философ изряден и препирашеся
с злочестивыми о благочестивой вере».
Преосвященный Филарет пишет, ссылаясь
на свидетельство самого святого, что Феодор
был женат, но на двадцать втором году жизни он и его супруга Анна «посвятили себя
иноческой жизни». Преподобный со своим
дядей преподобным Платоном удалился в
Саккуден (или Саккудион), уединенное место
под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом
подвижничестве, изучая Священное Писание,
творения святых отцов, и особенно труды
святителя Василия Великого.
Преподобный Феодор, «в мягкости и покои
воспитанный», вдавал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался никаких
низких работ и был всем слугою. К тому же
он старательно занимался исповеданием и
откровением своих дел и помышлений своему
духовному отцу, преподобному Платону. По
желанию последнего он был поставлен во
пресвитера патриархом Тарасием, после чего
умножал свои труды в монастыре.
Примерно через 14 лет после своего
поступления в обитель преподобный Феодор
должен был – против своей воли – принять
управление монастырем. Он проявил себя
последовательным и строгим начальником,
«уча словом и делом и исправляя во иноцех
развращенные уставы».
Вскоре преподобный Феодор, нелицеприятный критик императора, претерпевает
ссылку в Солунь, но через год возвращается
и поставляется императрицей Ириной начальником Студиева монастыря в Константинополе. Здесь во всем объеме проявились
способности преподобного Феодора как
руководителя. Заброшенный монастырь был
восстановлен, преподобный ввел точный порядок во всех областях монастырской жизни,
собрал к себе в монастырь более тысячи
братий, завел около монастыря училище для
детей и сам постоянно занимался как литературными трудами, так и всякой тяжелой и
черной работой. Так преподобный подвизался
с 798 по 809 год, когда опять был послан
в заточение.
Вернувшись из ссылки в 814 году при
императоре Льве Армянине, он становится
неустрашимым исповедником иконопочитания,
за что и претерпевает жестокое изгнание.
Болотистые места, гнилые темницы, кровавые пытки и истязания в Метопе и Боните
были уделом преподобного Феодора до 819
года. Почти умирающего от ран и голода, его
перевели в Смирнскую темницу, где нанесли
ему еще 100 ударов. В 820 году исповедники
иконопочитания были освобождены, но преподобный Феодор не остался в Константинополе,
а удалился в уединенное место – Акрит, где
и пребывал до своей кончины.
Отошел преподобный ко Господу 11 ноября 826 года на шестьдесят восьмом году
жизни со словами псалма на устах: «Во век
не забуду оправданий Твоих» (Пс.118,93).
Божественными «оправданиями» (повелениями) были для преподобного все горькие
муки его исповеднической жизни.
Сочинения преподобного исповедника
весьма многочисленны. Преосвященный
Филарет Черниговский различает среди них:
1) сочинения догматические (книги и
письма против иконоборцев);
2) увещания (руководства, как вести
жизнь христианскую);
3) священные песни и
4) Устав.
Кроме этих произведений архиепископ
Филарет упоминает эпиграммы и ямбические стихи.
Наибольшее значение для разбора песнотворческой деятельности преподобного Феодора представляют его руководства для монахов,
так называемые катехизисы Большой и Малый.
В них содержатся указания для монахов, трудящихся на различных послушаниях, увещания,
приуроченные к праздникам и различным
периодам церковного года, прежде всего ко
Святой Четыредесятнице. Связь последних с
трипеснцами Постной Триоди, написанными
преподобным Феодором, особенно очевидна.
При характеристике «колоссального
наследия» преподобного Феодора Студита
С.С. Аверинцев останавливается на «ямбических стихотворениях, посвященных монастырской жизни», которые отличаются «простотой
и непосредственностью». Он приводит свой
перевод стихов к монастырскому повару:
О чадо, как не удостоить повара
Венца за прилежанье целодневное?
Смиренный труд – а слава в нем небесная,
Грязна рука у повара – душа чиста,
Огонь ли жжет – геенны огнь не будет жечь.
Спеши на кухню, бодрый и послушливый,
Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все,
Накормишь братью, а послужишь Господу.
Да не забудь приправить труд молитвою,
И воссияешь славою Иакова,
В усердьи и смиреньи провожая жизнь.
О жизненной силе этих наставлений свидетельствует ученик преподобного Михаил,
слова которого передает Преосвященный
Филарет Черниговский: «Сколько в том и
другом катихизисе небесной, благодатной
мудрости – известно каждому… Я убежден
для себя, что ни из какой другой книги не
почерпал столько света и столько сокрушения, как из «Оглашений» отца нашего».
Преосвященный Филарет добавляет, что «все
наставления оглашений довольно кратки… но
они сильны искренностию».
Переходя к перечислению гимнографических трудов преподобного Феодора Студита,
необходимо указать, что, кроме его творений
в Постной Триоди, давших преподобному имя
ее составителя, в Минее также встречаются
стихиры, надписанные именем Студита. Преподобному Феодору Студиту приписывают
также 75 степенных гимнов-песней на погребение Спасителя к стихам 118-го псалма.
Но основным песнотворческим деланием
преподобного Феодора Студита было составление песней на Святую Четыредесятницу,
а также редактирование трудов тех отцов,
которые писали свои произведения для дней
Великого поста.
В обстоятельном исследовании Постной
Триоди И.А. Карабинова показано, что триодные песнопения составлялись братьями Феодором и Иосифом между 813 и 820 годами,
когда они находились в церкви святого Романа
в Константинополе. По мнению исследователя,
значение трудов преподобного Феодора Студита при составлении Постной Триоди столь
велико, что история этой богослужебной книги
должна иметь такую периодизацию:
I период – до преподобного Феодора
Студита;
II период – деятельность преподобного
Феодора Студита и продолжателей его труда,
песнописцев IX века;
III период – с X по XV век.
К трудам преподобного Феодора в Постной Триоди относятся каноны, стихиры и
трипеснцы. Назовем прежде всего каноны
преподобного:
1) на субботу мясопустную (об усопших)
со стихирами;
2) на субботу сырную (прославление
памяти преподобных отцев, в подвизе просиявших) со стихирами;
3) канон на Неделю мясопустную (на
Второе пришествие Христово);
4) канон на 3-ю Неделю Великого поста,
Кресту Христову;
5) канон на Неделю Православия. Он,
однако, не напечатан в Триоди. По-видимому,
это тот канон, который пел преподобный
Феодор в 814 году во время совершения
им крестного хода.
Все каноны преподобного Феодора Студита имеют стихиры.
В Триоди Постной преподобному Феодору
принадлежат также 35 трипеснцев; четыре
четверопеснца (на субботы 2, 3, 4, 5-й седмиц Великого поста), 30 подобных стихир и
30 седальнов.
Эти песнотворческие
произведения преподобного Феодора Студита
составляют живую ткань
богослужений Святой Четыредесятницы. В своих
песнопениях преподобный
открывается как великий
авва монахов, но одновременно – и как любящий
духовный отец всех грядущих к покаянию, всех христиан, ищущих обновления
души. Крепки, ясны, тверды
слова преподобного отца, когда он сначала
убеждает верующих войти в постное поприще,
а затем помогает каждому идти этим путем,
уговаривает, поддерживает, ободряет.
«Любезно, людие, пост облобызаим,
– восклицает преподобный в самогласной
стихире на утро сырного вторника, – приспе
бо (подоспело) духовных подвигов начало…
спостраждем, яко раби Христовы, да и
спрославимся, яко чада Божия». Необходимо поддержать христианина, входящего в
постное делание, не испугать его строгостью
воздержания, а постепенно подготовить его
и тем ободрить, утешить.
Исповедуя Великий пост весною души, преподобный Феодор ублажает подготовительную
Сырную седмицу, называя ее предочистительной: «Весну возвещающая приближися сия,
ныне предочистительная седмица всечестная
священных постов». А поститься христианину
подобает «не брашны токмо (не в еде только),
но и деяньми», и начинать пост следует «теплым помышлением», «не во вражде и брани,
не в зависти и рвении, не во тщеславии и
лести сокровенней (скрытой лести)». Заключить
же труд покаяния следует в любви и милости.
И это по опыту знал преподобный, так как,
трудясь в монастыре, испытывая и проходя на
деле все трудные и черные работы, он ведал
и радость утешения от Бога после исполнения
всех тяжелых послушаний для членов своего
великого братства.
Изложенные мысли будут многократно
повторяться любящею душою великого аввы
и духовного отца человеков на протяжении
всех подготовительных дней к Великому
посту, чтобы жизнь сердца христианина созидалась на подлинных основаниях. С ними
он войдет и в дни Святой Четыредесятницы,
разнообразя свои выражения и образы.
Изо дня в день преподобный внимательно
строит последование Постной Триоди, воистину как бы ткет одну прочную ткань, ведет
одну-единственную нить, поддерживающую в
людях постный подвиг. Эта нить будет идти
до самой Страстной седмицы.
Близко к творениям преподобного Феодора, в которых раскрывается тема его
душепопечительной любви, стоят и строки его
канона в субботу мясопустную, когда Святая
Церковь поминает всех прежде усопших отцов и братий. Здесь преподобный Феодор
не столько авва кающихся, сколько многопопечительный отец всех человеков, всех
когда-либо живших христиан, умерших при
тех или иных обстоятельствах. Живая любовь
к человеку подсказывает преподобному возможные причины и обстоятельства кончины,
почему, от первой песни и до последней,
он с глубокой любовью вникает в судьбы
людские, связывая их с судьбами Божиими.
«Глубиною судеб Твоих, Христе, – пишет
преподобный Феодор уже в 1-й песни, – …Ты
предопределил еси коегождо (для каждого)
кончину жизни, предел и образ». В следующих песнях дается уточнение многообразных
причин кончины человеков. Во все эти причины вникает душа преподобного, в любви
своей духовной он как бы сооблекается в
смерть каждого верного и с ним соумирает.
«Усопшия в мори, или на земли, или в реках,
источницех, или езерех, или в ровенницех
(рвах с водой)… – вся упокой», – пишет
преподобный. Дальше он поминает «напрасно (внезапно) восхищенныя, попаляемыя
от молнии, и измерзшия мразом, и всякою
раною», или тех, «кто в горе, на пути, на
местех пустых оставили житие, монахи же и
бельцы, юноши и старцы», или тех, кто «от
печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)… в благоденствии пострадавшия
или злоденствии». Преподобный Феодор знал,
что умирают люди в благоденствии своем,
умирают и от радости. А дальше – молитва
за тех, «яже уби меч, и конь совосхити,
град, снег и туча умноженная; яже удави
плинфа (придавило плитой), или персть посыпа (землей засыпало)».
Для любви преподобного нет недостойного образа смерти. Все уходящие в иной мир
должны быть им помянуты, все отражены, запечатлены в его сердце. «От стремнины всяческия падшия (упавших с обрыва, крутизны),
древа, железа, всякаго камене» поминаются
им, так же как умершие «от клича… зельнаго, и скораго течения, заушения, удавления
же (убитые удушением) и лягания». О всех
ушедших печалится преподобный, всех их
поставляет в своей молитве перед Богом,
Христом воскресшим, и восклицает: «Возсияв, яко солнце из гроба, сыны воскресения
Твоего сотвори, Господи славы, вся умершия
в вере, во веки», – и продолжает: «Безвестных и сокровенных Сведетелю (Ты, знающий
тайное и сокровенное), егда имаши открыти
дела тьмы и советы сердец наших, тогда не
истяжи слова со всеми верою усопшими».
Перечислив все возможные причины смерти, вникнув во все виды исшествия, пострадав
с каждою душою, ушедшею в иной мир, преподобный Феодор мирно кончает свою долгую
молитву. «Всякий возраст, – вздыхает он в заключительной песни канона, – старцы и юныя,
младенцы и дети, и ссущия млеко (грудных
младенцев), мужеское естество и женское,
упокой, Боже, яже приял еси верныя».
В других канонах преподобного Феодора
Студита, помещенных в Постной Триоди,
можно найти немало свидетельств попечения
его о спасении души человеческой…
Преподобный Феодор прежде всего является проповедником таинства покаяния,
отцом, зовущим к Богу, оберегающим каждый
шаг, каждый день церковного человека на
его стезе покаяния. И здесь преподобный
Феодор – не авва монахов только; его голос
звучит для всех людей, и все человечество,
обращенное ко Христу, является его паствой,
а любовь его простирается
и на умерших.
Имя преподобного Феодора Студита, почитаемого
как аввы монахов и исповедника Христова, должно
прославляться и как имя
преискреннего делателя
церковного, богослова и
песнописца, утверждающего
людей церковных, особенно в дни Великого поста,
в немеркнущих таинствах
нашего исповедания Бога,
воплотившегося от Девы, – Бога, в Троице
поклоняемого.
По книге схимонахини ИГНАТИИ
(ПУЗИК) «Церковные песнотворцы».
Печатается в сокращении.
Пояснения с церковнославянского
в скобках – редакции «Сибирской
православной газеты»
|