ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Преподобный Феодор Студит и Постная Триодь

8 февраля исполняется 1175 лет со дня перенесения мощей преподобного Феодора, игумена Студийского

В дни Великого поста и подготовительных к нему седмиц со страниц Постной Триоди встает образ составителя этой великой богослужебной книги – преподобного Феодора Студита. Со всей силой достигают души кающегося и его сокровенных помыслов строки преподобного Феодора.

К тому времени, когда преподобный Феодор принял монашество и изучал творения святых отцов, последование Великого поста – Триодь Постная – еще далеко не представляла законченного произведения. В ней находились трипеснцы преподобного Андрея Критского на первые дни Страстной седмицы, дву- и трипеснцы преподобного Космы Маиумского и стихиры преподобного Иоанна Дамаскина. Весь же строй этой богослужебной книги продуман преподобным Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается «составителем Триоди».

Преподобный Феодор родился в 759 году от богатых и благочестивых родителей. Отец его был приближен ко двору, однако при наступлении иконоборческой ереси родители оставили мир и приняли иночество. Преподобный Феодор воспитывался в книжном научении и, по слову святителя Димитрия Ростовского, «еллинстей премудрости учася, бысть ритор прекрасен и философ изряден и препирашеся с злочестивыми о благочестивой вере».

Преосвященный Филарет пишет, ссылаясь на свидетельство самого святого, что Феодор был женат, но на двадцать втором году жизни он и его супруга Анна «посвятили себя иноческой жизни». Преподобный со своим дядей преподобным Платоном удалился в Саккуден (или Саккудион), уединенное место под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом подвижничестве, изучая Священное Писание, творения святых отцов, и особенно труды святителя Василия Великого.

Преподобный Феодор, «в мягкости и покои воспитанный», вдавал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался никаких низких работ и был всем слугою. К тому же он старательно занимался исповеданием и откровением своих дел и помышлений своему духовному отцу, преподобному Платону. По желанию последнего он был поставлен во пресвитера патриархом Тарасием, после чего умножал свои труды в монастыре.

Примерно через 14 лет после своего поступления в обитель преподобный Феодор должен был – против своей воли – принять управление монастырем. Он проявил себя последовательным и строгим начальником, «уча словом и делом и исправляя во иноцех развращенные уставы».

Вскоре преподобный Феодор, нелицеприятный критик императора, претерпевает ссылку в Солунь, но через год возвращается и поставляется императрицей Ириной начальником Студиева монастыря в Константинополе. Здесь во всем объеме проявились способности преподобного Феодора как руководителя. Заброшенный монастырь был восстановлен, преподобный ввел точный порядок во всех областях монастырской жизни, собрал к себе в монастырь более тысячи братий, завел около монастыря училище для детей и сам постоянно занимался как литературными трудами, так и всякой тяжелой и черной работой. Так преподобный подвизался с 798 по 809 год, когда опять был послан в заточение.

Вернувшись из ссылки в 814 году при императоре Льве Армянине, он становится неустрашимым исповедником иконопочитания, за что и претерпевает жестокое изгнание. Болотистые места, гнилые темницы, кровавые пытки и истязания в Метопе и Боните были уделом преподобного Феодора до 819 года. Почти умирающего от ран и голода, его перевели в Смирнскую темницу, где нанесли ему еще 100 ударов. В 820 году исповедники иконопочитания были освобождены, но преподобный Феодор не остался в Константинополе, а удалился в уединенное место – Акрит, где и пребывал до своей кончины.

Отошел преподобный ко Господу 11 ноября 826 года на шестьдесят восьмом году жизни со словами псалма на устах: «Во век не забуду оправданий Твоих» (Пс.118,93). Божественными «оправданиями» (повелениями) были для преподобного все горькие муки его исповеднической жизни.

Сочинения преподобного исповедника весьма многочисленны. Преосвященный Филарет Черниговский различает среди них:

1) сочинения догматические (книги и письма против иконоборцев);

2) увещания (руководства, как вести жизнь христианскую);

3) священные песни и

4) Устав.

Кроме этих произведений архиепископ Филарет упоминает эпиграммы и ямбические стихи. Наибольшее значение для разбора песнотворческой деятельности преподобного Феодора представляют его руководства для монахов, так называемые катехизисы Большой и Малый.

В них содержатся указания для монахов, трудящихся на различных послушаниях, увещания, приуроченные к праздникам и различным периодам церковного года, прежде всего ко Святой Четыредесятнице. Связь последних с трипеснцами Постной Триоди, написанными преподобным Феодором, особенно очевидна. При характеристике «колоссального наследия» преподобного Феодора Студита С.С. Аверинцев останавливается на «ямбических стихотворениях, посвященных монастырской жизни», которые отличаются «простотой и непосредственностью». Он приводит свой перевод стихов к монастырскому повару:


О чадо, как не удостоить повара
Венца за прилежанье целодневное?
Смиренный труд – а слава в нем небесная,
Грязна рука у повара – душа чиста,
Огонь ли жжет – геенны огнь не будет жечь.
Спеши на кухню, бодрый и послушливый,
Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все,
Накормишь братью, а послужишь Господу.
Да не забудь приправить труд молитвою,
И воссияешь славою Иакова,
В усердьи и смиреньи провожая жизнь.

О жизненной силе этих наставлений свидетельствует ученик преподобного Михаил, слова которого передает Преосвященный Филарет Черниговский: «Сколько в том и другом катихизисе небесной, благодатной мудрости – известно каждому… Я убежден для себя, что ни из какой другой книги не почерпал столько света и столько сокрушения, как из «Оглашений» отца нашего». Преосвященный Филарет добавляет, что «все наставления оглашений довольно кратки… но они сильны искренностию».

Переходя к перечислению гимнографических трудов преподобного Феодора Студита, необходимо указать, что, кроме его творений в Постной Триоди, давших преподобному имя ее составителя, в Минее также встречаются стихиры, надписанные именем Студита. Преподобному Феодору Студиту приписывают также 75 степенных гимнов-песней на погребение Спасителя к стихам 118-го псалма. Но основным песнотворческим деланием преподобного Феодора Студита было составление песней на Святую Четыредесятницу, а также редактирование трудов тех отцов, которые писали свои произведения для дней Великого поста.

В обстоятельном исследовании Постной Триоди И.А. Карабинова показано, что триодные песнопения составлялись братьями Феодором и Иосифом между 813 и 820 годами, когда они находились в церкви святого Романа в Константинополе. По мнению исследователя, значение трудов преподобного Феодора Студита при составлении Постной Триоди столь велико, что история этой богослужебной книги должна иметь такую периодизацию:

I период – до преподобного Феодора Студита;

II период – деятельность преподобного Феодора Студита и продолжателей его труда, песнописцев IX века;

III период – с X по XV век.

К трудам преподобного Феодора в Постной Триоди относятся каноны, стихиры и трипеснцы. Назовем прежде всего каноны преподобного:

1) на субботу мясопустную (об усопших) со стихирами;

2) на субботу сырную (прославление памяти преподобных отцев, в подвизе просиявших) со стихирами;

3) канон на Неделю мясопустную (на Второе пришествие Христово);

4) канон на 3-ю Неделю Великого поста, Кресту Христову;

5) канон на Неделю Православия. Он, однако, не напечатан в Триоди. По-видимому, это тот канон, который пел преподобный Феодор в 814 году во время совершения им крестного хода.

Все каноны преподобного Феодора Студита имеют стихиры. В Триоди Постной преподобному Феодору принадлежат также 35 трипеснцев; четыре четверопеснца (на субботы 2, 3, 4, 5-й седмиц Великого поста), 30 подобных стихир и 30 седальнов.

Эти песнотворческие произведения преподобного Феодора Студита составляют живую ткань богослужений Святой Четыредесятницы. В своих песнопениях преподобный открывается как великий авва монахов, но одновременно – и как любящий духовный отец всех грядущих к покаянию, всех христиан, ищущих обновления души. Крепки, ясны, тверды слова преподобного отца, когда он сначала убеждает верующих войти в постное поприще, а затем помогает каждому идти этим путем, уговаривает, поддерживает, ободряет.

«Любезно, людие, пост облобызаим, – восклицает преподобный в самогласной стихире на утро сырного вторника, – приспе бо (подоспело) духовных подвигов начало… спостраждем, яко раби Христовы, да и спрославимся, яко чада Божия». Необходимо поддержать христианина, входящего в постное делание, не испугать его строгостью воздержания, а постепенно подготовить его и тем ободрить, утешить.

Исповедуя Великий пост весною души, преподобный Феодор ублажает подготовительную Сырную седмицу, называя ее предочистительной: «Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная священных постов». А поститься христианину подобает «не брашны токмо (не в еде только), но и деяньми», и начинать пост следует «теплым помышлением», «не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней (скрытой лести)». Заключить же труд покаяния следует в любви и милости. И это по опыту знал преподобный, так как, трудясь в монастыре, испытывая и проходя на деле все трудные и черные работы, он ведал и радость утешения от Бога после исполнения всех тяжелых послушаний для членов своего великого братства.

Изложенные мысли будут многократно повторяться любящею душою великого аввы и духовного отца человеков на протяжении всех подготовительных дней к Великому посту, чтобы жизнь сердца христианина созидалась на подлинных основаниях. С ними он войдет и в дни Святой Четыредесятницы, разнообразя свои выражения и образы.

Изо дня в день преподобный внимательно строит последование Постной Триоди, воистину как бы ткет одну прочную ткань, ведет одну-единственную нить, поддерживающую в людях постный подвиг. Эта нить будет идти до самой Страстной седмицы.

Близко к творениям преподобного Феодора, в которых раскрывается тема его душепопечительной любви, стоят и строки его канона в субботу мясопустную, когда Святая Церковь поминает всех прежде усопших отцов и братий. Здесь преподобный Феодор не столько авва кающихся, сколько многопопечительный отец всех человеков, всех когда-либо живших христиан, умерших при тех или иных обстоятельствах. Живая любовь к человеку подсказывает преподобному возможные причины и обстоятельства кончины, почему, от первой песни и до последней, он с глубокой любовью вникает в судьбы людские, связывая их с судьбами Божиими. «Глубиною судеб Твоих, Христе, – пишет преподобный Феодор уже в 1-й песни, – …Ты предопределил еси коегождо (для каждого) кончину жизни, предел и образ». В следующих песнях дается уточнение многообразных причин кончины человеков. Во все эти причины вникает душа преподобного, в любви своей духовной он как бы сооблекается в смерть каждого верного и с ним соумирает.

«Усопшия в мори, или на земли, или в реках, источницех, или езерех, или в ровенницех (рвах с водой)… – вся упокой», – пишет преподобный. Дальше он поминает «напрасно (внезапно) восхищенныя, попаляемыя от молнии, и измерзшия мразом, и всякою раною», или тех, «кто в горе, на пути, на местех пустых оставили житие, монахи же и бельцы, юноши и старцы», или тех, кто «от печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)… в благоденствии пострадавшия или злоденствии». Преподобный Феодор знал, что умирают люди в благоденствии своем, умирают и от радости. А дальше – молитва за тех, «яже уби меч, и конь совосхити, град, снег и туча умноженная; яже удави плинфа (придавило плитой), или персть посыпа (землей засыпало)». Для любви преподобного нет недостойного образа смерти. Все уходящие в иной мир должны быть им помянуты, все отражены, запечатлены в его сердце. «От стремнины всяческия падшия (упавших с обрыва, крутизны), древа, железа, всякаго камене» поминаются им, так же как умершие «от клича… зельнаго, и скораго течения, заушения, удавления же (убитые удушением) и лягания». О всех ушедших печалится преподобный, всех их поставляет в своей молитве перед Богом, Христом воскресшим, и восклицает: «Возсияв, яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершия в вере, во веки», – и продолжает: «Безвестных и сокровенных Сведетелю (Ты, знающий тайное и сокровенное), егда имаши открыти дела тьмы и советы сердец наших, тогда не истяжи слова со всеми верою усопшими».

Перечислив все возможные причины смерти, вникнув во все виды исшествия, пострадав с каждою душою, ушедшею в иной мир, преподобный Феодор мирно кончает свою долгую молитву. «Всякий возраст, – вздыхает он в заключительной песни канона, – старцы и юныя, младенцы и дети, и ссущия млеко (грудных младенцев), мужеское естество и женское, упокой, Боже, яже приял еси верныя».

В других канонах преподобного Феодора Студита, помещенных в Постной Триоди, можно найти немало свидетельств попечения его о спасении души человеческой…

Преподобный Феодор прежде всего является проповедником таинства покаяния, отцом, зовущим к Богу, оберегающим каждый шаг, каждый день церковного человека на его стезе покаяния. И здесь преподобный Феодор – не авва монахов только; его голос звучит для всех людей, и все человечество, обращенное ко Христу, является его паствой, а любовь его простирается и на умерших.

Имя преподобного Феодора Студита, почитаемого как аввы монахов и исповедника Христова, должно прославляться и как имя преискреннего делателя церковного, богослова и песнописца, утверждающего людей церковных, особенно в дни Великого поста, в немеркнущих таинствах нашего исповедания Бога, воплотившегося от Девы, – Бога, в Троице поклоняемого.

По книге схимонахини ИГНАТИИ
(ПУЗИК) «Церковные песнотворцы».
Печатается в сокращении.
Пояснения с церковнославянского
в скобках – редакции «Сибирской
православной газеты»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.