Известный московский священник, настоятель храма преподобного Феодора Студита
у Никитских ворот протоиерей Всеволод
Чаплин скоропостижно скончался 26 января
2020 года на 52-м году жизни, сообщает сайт
«Патриархия.ru».
Отец Всеволод родился 31 марта 1968
года в Москве. В 1990 году он окончил Московскую духовную семинарию, а в 1994-м
– Московскую духовную академию.
В МДА защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной
и богооткровенной новозаветной этики в
современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».
В диакона отец Всеволод был рукоположен 21 апреля 1991 года, а в пресвитера
(священника) – 7 января 1992 года.
С 1985 года протоиерей Всеволод Чаплин
был сотрудником Издательского отдела, с
1990-го – Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата. Также священник
возглавлял секретариат Отдела внешних
церковных связей по взаимоотношениям
Церкви и общества. В 2001-2009 годах он
был заместителем председателя ОВЦС.
В 1990-2000 годах отец Всеволод входил
в Центральный комитет Всемирного совета
церквей (ВСЦ) и Конференции европейских
церквей (КЕЦ), был сомодератором комиссии
«Церковь и общество» КЕЦ, членом комиссии Церквей по международным делам ВСЦ.
В 1999 году отец Всеволод был возведен
в сан протоиерея.
В 2009-2015 годах священник был председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2009-2016
годах – настоятелем столичного храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах.
Указом Патриарха Кирилла от 11 февраля 2016 года отец Всеволод был назначен
настоятелем храма преподобного Феодора
Студита (Смоленской иконы Божией Матери)
у Никитских ворот в Москве.
Также священнослужитель был председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и
всея Руси, заместителем главы Всемирного
Русского Народного Собора, входил в состав Синодальной библейско-богословской
комиссии и Совета по взаимодействию с
религиозными объединениями при Президенте России.
Кроме того, протоиерей Всеволод Чаплин
трудился в православных и светских СМИ.
Так, он был автором и ведущим программ
«Комментарий недели» (ТВ «Союз»), «Вечность и время» (ТВ «Спас») и «Время доверия» (Радио «КП»).
Отрывки личных, дневниковых записей
протоиерея Всеволода Чаплина
из книги «Лоскутки»
Семья и коллектив на самом деле закладывают очень многое в душу человека.
Еще больше закладывают школа и СМИ. Не
случайно антихристианские силы так воюют
за эти две сферы, так ожесточенно стараются не допустить туда слово Божие. Именно
поэтому нам надо в эти сферы стремиться.
И не стоит ждать, пока все люди вокруг
нас станут способны к самостоятельному
размышлению о смысле жизни. Боюсь, этого
не случится никогда. Кому-то надо просто
сказать, громко и ясно: делай так и не делай
иначе. Сказать десять, сто, тысячу раз, повторив это в школе и с телеэкрана. Иначе
просто не поймут. И никакого диспута с
апелляциями к разуму просто не воспримут.
Не случайно методы отца Александра Меня
привели ко Христу многих интеллигентов,
но не стали основой массовой проповеди.
* * *
Наши критики любят попенять на то,
что большинство наших современников,
именующих себя православными, не знают в
подробностях церковного учения. Так, между
прочим, было и много веков назад. Но не
случайно социологи говорят, что людей, обладающих пытливым умом и способных жить
убеждениями, – не более 10 процентов. Для
большинства же достаточно доверять Церкви,
говорить себе: я этого не знаю, но соглашаюсь с тем, чему Церковь учит. Можно
не разбираться в тонкостях богословия, но
верить жизненным примерам, голосу и делам любви, а главное – принимать в сердце
благодать Божию. Если таких людей в народе
большинство – он и является православным.
Даже если не отличает Флоренского от Флоровского и – о ужас! – не помнит, какой
собор что постановил. Воспитать именно
таких людей (не забывая, впрочем, об интеллигенции, которой необходима и пища для
ума), – задача для нас более важная, чем
насыщение интернета тоннами информации.
* * *
Одна дама долго звонила мне каждый
вечер – волновалась по поводу своей дочери, которая лет до тринадцати каждый
день ходила в храм, подпевала на клиросе,
а потом «пошла вразнос» – связалась с
фанатами одного поп-кумира, перестала
ночевать дома… Да, подростковый
возраст – испытание для родителей.
В это время важно уберечь взрослеющего человека от непоправимых
поступков. Но делать это надо очень
тактично, позволяя сыну или дочери
уже самим принимать решения. И
самим делать выводы – не только
из родительских слов, но и из книг,
журналов, фильмов, песен… Самое
же главное – нужно молиться о них.
Если даже они поступают неверно,
исправить это должны не родители,
а они сами – и Господь. Никогда
ничего не исправят обида, гнев,
ссора, подавление.
Между прочим, великое благо
– если человек с детства бывает в
храме. Пусть потом он может уйти
«на страну далече». Почти каждый такой
блудный сын вернется в Отчий дом: кто-то
уже вскоре, а кто-то – при конце жизни.
Мне приходилось исповедовать многих
старых коммунистов, которые со слезами
вспоминали, как в детстве бабушка водила
их в церковь…
* * *
У нас постоянно возникает искушение
создать в обществе свое православное «подпространство», в котором будет уютно и
удобно. Свои телеканалы, свои газеты, свои
концерты, свои сайты, свои конференции…
А остальной мир, «прелюбодейный и грешный», пусть живет как хочет, век бы его
не видать. Между прочим, властители дум
этого мира будут очень даже рады: сидите,
мол, в своем кругу, как раньше сидели в
церковных дворах, и не вылезайте оттуда.
Во многом именно по этому пути пошла на Западе Католическая Церковь,
да и большинство протестантов. Создали
свою субкультуру, свои «подпространства»
– прекрасно меблированные, продвинуто
оснащенные и очень комфортные, но незаметные для больших СМИ и для семидесяти
процентов народа. Неужели к этому нам
нужно стремиться?
Нередко говорят, что нельзя воцерковить
все современное общество. Пусть так. Но
в замкнутом кругу нам не выжить. Хотя
бы потому, что общество сейчас – на фоне
культа релятивизма – становится все более
идеологизированным. В нем принято «верить в отсутствие веры» – верить истово,
фанатично, нетерпимо. И эта «вера» имеет
своих миссионеров, уже захвативших школу
и масс-медиа. Обитатели «православного
гетто» рискуют тем, что их дети с радостью
вырвутся из него, влекомые поводырями
«мира сего». Вот почему в этот мир нужно
идти, пока он не пришел за нами.
* * *
Общество в России становится все более
расколотым. «Элита» и «плебс», Москва и
регионы, богатые и бедные, старики и молодежь… Разный язык, разные песни, разные
кварталы, разные магазины. Не дай Бог, будут
еще и разные храмы. Между «классами» –
все больше отчуждения и даже неприкрытой
вражды, выплескивающейся в политику, газеты,
телевидение. «Собрати расточенная» – вот задача, которую Церкви никак нельзя оставлять.
* * *
Думаю, можно без преувеличений назвать наше время золотым веком русской
православной мысли. Буквально каждую неделю публикуются серьезные, глубокие статьи, каждый месяц – такие же книги. Темы
поднимаются самые разные – «чистое» богословие, историософия, национальные и мировые общественные проблемы… Мы отдаем
предпочтение веку серебряному, наверное,
лишь потому, что его тексты лучше изучены,
они прочно вошли в историю. К тому же их
было просто-напросто меньше: весь объем
русской религиозной мысли конца XIX –
начала ХХ века можно «просканировать»
гораздо быстрее, чем нынешние просторы
интернета и длинные стеллажи православных
книжных магазинов. И если сто лет назад
каждая новая статья становилась известна
всем (пусть и не сразу), то в современном
объеме информации найти что-либо действительно стоящее не так-то просто.
Что из нынешней православной мысли
будет заметно в истории? Конечно, это
зависит от того, как история будет развиваться. Но не в меньшей степени – от
нашего умения хранить и популяризировать
свое наследие, делать его понятным людям.
Раньше приоритет отдавался академическим
текстам. В будущем, вполне вероятно, предпочтение будут отдавать художественному
слову и «малым формам». Известность текста уже сейчас сильно зависит от поступков
автора, от его общественной активности
и – к сожалению – от «раскрученности».
Если история не сделает крутой поворот,
так будет и дальше…
Печалит, что современная русская мысль
практически не знакома Западу – ее знают
только специалисты, подчас тенденциозные
и ангажированные. Такая же ситуация и
во всем православном мире. Например, в
Румынской Церкви есть масса самобытных
авторов, но они совершенно неизвестны за
ее пределами. Вот почему так важно – переводить, переводить, переводить наши тексты.
Хотя бы на английский язык, а потом – на
французский, испанский, греческий, итальянский, арабский, китайский…
По материалам сайта
журнала «ФОМА»
|