Много у нас встречается объяснений и
толкований, нередко противоречивых, понятию вера.
Искренняя, облагораживающая и окрыляющая, или слепая, фанатичная, ничем
не обоснованная вера. Вера, без которой
«невозможно жить» или на которую «нельзя
опираться». Вера, которую надо «открыто
исповедовать» или «тихо в душе хранить».
Даже на протяжении жизни одного человека вера может быть разной. Военные,
принимавшие участие в боевых операциях,
зачастую утверждают, что «в окопах неверующих нет». И в мирной жизни в тяжелых
болезнях и испытаниях даже самые заядлые
атеисты нередко обращаются к небесам:
«Господи, исцели, помоги, помилуй…».
Массовое проявление веры мы наблюдаем в большие православные праздники.
В день Крещения Господня в приемной
настоятеля храма не смолкает телефон,
задается один и тот же вопрос: «Когда,
где и как можно набрать впрок святой
крещенской воды?»
И в храмах в этот день тесно и душно от
необычайного множества одетых в верхнюю
одежду и обремененных объемными бутылями людей. Почти терпеливо выстаивают они
непонятную пока и, наверное, кажущуюся
им нескончаемой литургию, ибо верят в
исцеляющую телесные болезни силу святой
крещенской воды – агиасмы.
Постоянные же прихожане, облаченные
в легкие праздничные одежды и не отягощенные кладью с бутылями (воду ведь
можно взять и после богослужения), исповедавшись, благоговейно причащаются.
Эту разницу в поведении пришедших в
храм людей, пожалуй, объяснил Антон Павлович Чехов (сам, к великому сожалению,
атеист – прим. ред.): «Человек должен быть
верующим или искать веры, иначе жизнь
его пуста».
Без веры человек даже на экскурсию
в церковь едва ли пойдет и уж подавно в
крещенскую прорубь морозным днем не
рискнет погружаться. Да только разная вера
у ищущих и обретающих ее.
И все же, какая она – вера искренняя,
облагораживающая и окрыляющая? Как ее
можно, говоря современным языком, «вычислить»?
Откроем Евангелие – книгу, в которой
устами пророков и апостолов Бог беседует
с человеком. «Как тело без духа мертво,
так и вера без дел мертва», – говорит
апостол Иаков. Начинается и заканчивается
Евангелие призывом к покаянию, которое
и является главным делом на пути к нашему спасению. Покаянными слезами (ведь
не всегда получается у грешного человека
жить по заповедям Божьим!) исцеляется,
очищается душа – наследница вечности.
Исповедуя свои грехи в присутствии священника, мы получаем прощение их от
Самого Господа Иисуса Христа. С Ним же
мы незримо соединяемся в церковном Таинстве Причастия и получаем от Него зримую помощь. Мир и покой в душе, чистота
помыслов, царящие в нас при достойном
Причащении, и есть свидетельства веры
живой, окрыляющей, облагораживающей,
возвышающей душу. Исцеляется душа, и с
нею, чудесным образом, исцеляется и тело,
нередко уходят даже самые тяжелые и, казалось бы, безнадежные заболевания (но не
это главное, ведь тело дано для временной
земной жизни, оно тленное, а душа вечная!). Такая вера обогащает духовный мир
человека, меняет его внутреннее устроение,
отвращает от низменных поступков, делает
жизнь радостной и полноценной.
Помоги нам всем, Господи, иметь живую веру!
Татиана НИКОЛИНА,
прихожанка Успенско-Никольского
храма г. Ялуторовска
|