ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Одежды Христовы, или почему важен обряд

Представим себе, что кто-то, желая с нами встречи, приходит к нам и, вместо того чтобы начать разговор, начинает рассматривать наш гардероб, восторгаться обувью и изяществом пуговиц. Такой человек будет выглядеть странно. Вряд ли мы поймем, чего же он хотел, поскольку к нам он так и не обратился.

Церковь Христова – люди, составляющие Ее, – есть Его Тело. Смысл нашего пребывания в Церкви – это возможность общения с Самим Господом, возможность обращаться к Нему лично. Ведь мы верим в Бога, который есть Личность, причем три Лица в Нем: Отец, Сын и Святой Дух. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Не молятся христиане абстрактному божеству, не могут говорить о духовном мире: «ну, что-то там есть». Мы обращаемся к Богу, который есть Личность, обращаемся к Нему так же прямо, как к человеку, только со смирением. Для того Он и принял человеческую природу, чтобы приблизить Себя к нам, чтобы нам легче и понятнее было общаться с Ним. Важно, конечно, и братское общение с другими людьми, составляющими вместе с нами единую Церковь.

Однако Тело Христово имеет и свои «одежды». Это есть внешнее проявление бытия Церкви: это и обряд, и церковная архитектура, и иконопись, и то, как мы крестимся, как постимся, как читаем молитвы. Все это вырабатывалось две тысячи лет: сменялись народы, культуры, языки, империи, политический строй – а Церковь созидалась, многое в своих традициях сохраняя с древнейших времен, что-то добавляя и изменяя. С чем ассоциируется Церковь для внешнего мира? Конечно же, с чем-то внешним: храм с куполами и крестами, священники в длинных рясах, кадило, иконы, свечи, нательный крестик, куличи и яйца на Пасху, вода на Крещение Господне.

Человека ревностного, не желающего соглашаться с несовершенством в мире (но часто не обращающего внимание на собственное несовершенство), подобная поверхностность в восприятии возмущает. Действительно, ведь не икона же помогает человеку, а тот, кто на ней изображен, не сама по себе вода освятилась, но освятил ее Господь! Однако значит ли это, что нужно отменить обряды, чтобы они не отвлекали от Самого Христа? Никак. Неужели ты готов лишить Христа Его одежд, чтобы они не отвлекали взор от Него?! Поможет ли это? Как бы, по известной поговорке, «вместе с грязной водой не выплеснуть из ванной и ребенка». Кстати, это выражение стало известным благодаря протестанту М. Лютеру: хоть он и предостерегал от неосмотрительности, но нанес своим расколом с католиками еще больший вред единству христианства.

Обряд необходим. Он имеет большое значение как «детоводитель ко Христу». Это выражение апостол Павел употребляет в отношении ветхозаветного закона, который теперь отменяется. Однако что отменяется?

Неужели сама идея обряда? Отменяются кровавые жертвоприношения, потому что истинный Агнец уже принес себя в жертву. Господь говорит о Таинстве Евхаристии: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24). Что это как не установление нового Таинства? А как может совершиться Таинство без внешнего обряда? Или вот: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – а как это делать, не совершая молитв и не используя воду? И как бы мы все это делали, если бы предшествующие поколения христиан не составили бы нам подробные последования чина Крещения, чина Божественной литургии? И так во всем: крестное знамение, почитание икон, освящение воды, свечи при молитве – и прочее, и прочее.

Но зачем же обряд, если он отвлекает от Самого Христа? Тебя, если считаешь себя настоящим христианином, пусть он не отвлекает. Если мы рассеянно молимся, то чинопоследование в этом не виновато, но только собственная наша беспечность. Но зато кого-то наоборот – традиция привлекает к Богу. Пусть человек пришел в храм, чтобы только поставить свечу. Но ведь при этом он поднимет свой взор и на иконы, вглядится в лик Христа. Откуда ты знаешь, что Господь не коснется его души в этот момент? Быть может, он подойдет и задаст вопрос священнику, дежурным по храму. Быть может, он задумается и о большем.

Разве не так приходят к Богу все? Начинается дело с того, что просто зашел поставить свечку, а заканчивается воцерковлением и серьезным изменением жизни. Так что Христос не зря облекся в «ризы», которые соткали Его ученики в веках. Эти «одежды» очень ценны: каждое поколение христиан что-то добавляло в них, само прилагаясь к Телу Христову.

Кстати, слово «обряд» есть производное от «обряжение», то есть «облачение в одежду». Одежда сути человека не меняет, но первое впечатление о нем создается именно по его внешнему виду. Так что и с Православием знакомятся сначала по его внешним проявлениям. Кто «чист сердцем», тот сможет за внешним увидеть и Самого Иисуса Христа.

Протоиерей Григорий МАНСУРОВ,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.