ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями Ивана Андреевича Крылова

Басня Ивана Андреевича Крылова «Орел и куры» впервые была опубликована в 1808 году в «Драматическом вестнике». Это был период начала басенного творчества Ивана Андреевича.

Сюжет большинства первых басен заимствован. Однако его заимствования и переводы были оригинальными и отличались особым народным слогом. Василий Андреевич Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» отмечал погрешности в стиле, а некоторые выражения казались ему грубыми. Впоследствии, когда у Ивана Андреевича стало меньше заимствований сюжета, к нему пришла признательность литературной общественности.

В своих баснях он избегал стандартных книжных оборотов и умело применял простонародные выражения, точно и живо рисуя образные картины. Его повествования – нравоучительны и воспитательны. Мораль басни помогала читающим извлекать полезные уроки.

Обратимся к назидательной басне «Орел и куры». Орел «светлым днем» летал высоко над горами, «где молнии родятся». Спускаясь к земле, «Царь-птица отдыхать садится на овин». «Немного посидел и тут же на другой овин перелетел». Видя орла, перелетающего с овина на овин, куры, копавшиеся во дворе, стали сравнивать себя с орлом. «С овина на овин и я перелечу».

В басне раскрыта куриная безрассудная заносчивость перед орлом.

Орел и куры


Желая светлым днем вполне налюбоваться,
Орел поднебесью летал
И там гулял,
Где молнии родятся.
Спустившись, наконец, из облачных вышин,
Царь-птица отдыхать садится на овин.
Хоть это для Орла насесток незавидный,
Но у Царей свои причуды есть:
Быть может, он хотел овину сделать честь,
Иль не было вблизи, ему по чину сесть,
Ни дуба, ни скалы гранитной;
Не знаю, что за мысль, но только что Орел
Немного посидел
И тут же на другой овин перелетел.
Увидя то, хохлатая наседка
Толкует так с своей кумой:
«За что Орлы в чести такой?
Неужли за полет, голубушка соседка?

Ну, право, если захочу,
С овина на овин и я перелечу.
Не будем же вперед такие дуры,
Чтоб почитать Орлов знатнее нас.
Не больше нашего у них ни ног, ни глаз;
Да ты же видела сейчас,
Что понизу они летают так, как куры».
Орел ответствует, наскуча вздором тем:
«Ты права, только не совсем.
Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться!»
-
Когда таланты судишь ты,–
Считать их слабости трудов не трать напрасно;
Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,
Умей различны их постигнуть высоты.

Эта басня назидательна для заносчивых и безрассудных людей. Эгоистичный и горделивый человек не замечает таланты и успехи других людей. Его постоянно терзает зависть, и он выискивает в успешных людях только слабости и недостатки. При этом погрешности успешного человека преувеличиваются, а достижения не замечаются, принижаются или умалчиваются.

Чтобы понять духовную причину такого поведения людей, следует обратиться к библейскому взгляду на природу человека. Человек, как творение Божие, имеет материальную, земную, временную природу и духовную, Божественную, вечную живую душу. После грехопадения, нарушив волю Божию, человек свободно, по своей воле, склонился к исполнению злой воли лукавого. В результате чего произошло расстройство человеческой природы. Человек стал отходить от Бога. А вместо божественного дара любви человек в своей душе стал насаждать эгоизм. Условно говоря, так сложились две категории людей. Одни люди, сознавая влияние на них лукавого, через покаянное чувство, через обращение к Богу стремятся укрепить в себе дар божественной любви, изжить эгоизм. Другие люди, все больше и больше удаляясь от Бога, лишают себя дара божественной любви и коснеют в эгоизме и гордости. В первом случае люди, стремящиеся к познанию Бога, стремятся видеть Его проявление и в своих ближних, покрывая их немощи христианской любовью.

Другие же, горделивые, живущие эгоистично, в забвении о Боге, стараются разглядеть в ближнем лишь только проявления лукавого и людские недостатки. Так, эгоистичный человек, уничижая других, горделиво превозносится и тешит свое самолюбие.

Важно, чтобы каждый человек сознавал свое истинное положение и признавал свои слабости. Необходимо избегать уничижения и осуждения других. Надо стремиться быть снисходительным к ближним нашим, что дает нам надежду обрести милосердие Божие за наши немощи. Христос Спаситель дал нам на это надежду, сказав: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Не допуская осуждения ближних, смиряя гордыню и преодолевая свой эгоизм, укрепляя в себе дар христианской любви, мы увидим, что «сильно и прекрасно» в наших ближних.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.