Басня Ивана Андреевича Крылова «Орел и
куры» впервые была опубликована в 1808 году
в «Драматическом вестнике». Это был период
начала басенного творчества Ивана Андреевича.
Сюжет большинства первых басен заимствован. Однако его заимствования и переводы
были оригинальными и отличались особым народным слогом. Василий Андреевич Жуковский
в статье «О басне и баснях Крылова» отмечал
погрешности в стиле, а некоторые выражения
казались ему грубыми. Впоследствии, когда у
Ивана Андреевича стало меньше заимствований сюжета, к нему пришла признательность
литературной общественности.
В своих баснях
он избегал стандартных книжных оборотов и
умело применял простонародные выражения,
точно и живо рисуя образные картины. Его
повествования – нравоучительны и воспитательны. Мораль басни помогала читающим
извлекать полезные уроки.
Обратимся к назидательной басне «Орел
и куры». Орел «светлым днем» летал высоко
над горами, «где молнии родятся». Спускаясь
к земле, «Царь-птица отдыхать садится на
овин». «Немного посидел и тут же на другой
овин перелетел». Видя орла, перелетающего
с овина на овин, куры, копавшиеся во дворе,
стали сравнивать себя с орлом. «С овина на
овин и я перелечу».
В басне раскрыта куриная безрассудная заносчивость перед орлом.
Орел и куры
Желая светлым днем вполне налюбоваться,
Орел поднебесью летал
И там гулял,
Где молнии родятся.
Спустившись, наконец, из облачных вышин,
Царь-птица отдыхать садится на овин.
Хоть это для Орла насесток незавидный,
Но у Царей свои причуды есть:
Быть может, он хотел овину сделать честь,
Иль не было вблизи, ему по чину сесть,
Ни дуба, ни скалы гранитной;
Не знаю, что за мысль, но только что Орел
Немного посидел
И тут же на другой овин перелетел.
Увидя то, хохлатая наседка
Толкует так с своей кумой:
«За что Орлы в чести такой?
Неужли за полет, голубушка соседка?
Ну, право, если захочу,
С овина на овин и я перелечу.
Не будем же вперед такие дуры,
Чтоб почитать Орлов знатнее нас.
Не больше нашего у них ни ног, ни глаз;
Да ты же видела сейчас,
Что понизу они летают так, как куры».
Орел ответствует, наскуча вздором тем:
«Ты права, только не совсем.
Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться!»
-
Когда таланты судишь ты,–
Считать их слабости трудов не трать напрасно;
Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,
Умей различны их постигнуть высоты.
|
Эта басня назидательна для
заносчивых и безрассудных людей. Эгоистичный и горделивый
человек не замечает таланты и
успехи других людей. Его постоянно терзает зависть, и он выискивает в успешных людях только
слабости и недостатки. При этом
погрешности успешного человека
преувеличиваются, а достижения
не замечаются, принижаются или
умалчиваются.
Чтобы понять духовную причину такого поведения людей,
следует обратиться к библейскому взгляду
на природу человека. Человек, как творение
Божие, имеет материальную, земную, временную природу и духовную, Божественную,
вечную живую душу. После грехопадения,
нарушив волю Божию, человек свободно, по
своей воле, склонился к исполнению злой
воли лукавого. В результате чего произошло
расстройство человеческой природы. Человек стал отходить от Бога. А вместо божественного дара любви человек в своей душе
стал насаждать эгоизм. Условно говоря, так
сложились две категории людей. Одни люди,
сознавая влияние на них лукавого, через
покаянное чувство, через обращение к Богу
стремятся укрепить в себе дар божественной
любви, изжить эгоизм. Другие люди, все
больше и больше удаляясь от Бога, лишают
себя дара божественной любви и коснеют в
эгоизме и гордости. В первом случае люди,
стремящиеся к познанию Бога, стремятся
видеть Его проявление и в своих ближних,
покрывая их немощи христианской любовью.
Другие же, горделивые, живущие эгоистично,
в забвении о Боге, стараются разглядеть
в ближнем лишь только проявления лукавого и людские недостатки. Так,
эгоистичный человек, уничижая
других, горделиво превозносится
и тешит свое самолюбие.
Важно, чтобы каждый человек сознавал свое истинное положение и признавал свои слабости.
Необходимо избегать уничижения и осуждения других. Надо стремиться быть снисходительным к
ближним нашим, что дает нам надежду обрести милосердие Божие за наши немощи. Христос Спаситель дал
нам на это надежду, сказав: «Не судите, да
не судимы будете» (Мф. 7, 1). Не допуская
осуждения ближних, смиряя гордыню и преодолевая свой эгоизм, укрепляя в себе дар
христианской любви, мы увидим, что «сильно
и прекрасно» в наших ближних.
+ М.Д.
|