Эфир передачи «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области от 10 марта 2017 г. (Продолжение. Начало в январском номере за 2018 г.)
Беседа с иереем Виталием Ведерниковым, заведующим Иконописной школой при Тобольской духовной семинарии.
Отец Григорий Мансуров: Расскажите,
а в Сибири были свои иконописные мастерские? В чем их особенность?
Отец Виталий Ведерников: С первыми
святителями, которые прибыли в Сибирь,
пришли и первые иконописцы, как часть
того окружения, которое необходимо для
реализации церковного делания. Прежде
всего, это было строительство храмов и
воцерковление местных жителей. Известно,
что с Ермаком пришел старец-духовник,
который, наверняка, имел иконы, походный
иконостас. На знаменах казачьего войска
было изображение образа Христа Нерукотворного и Богоявления. Формирование сибирского иконописания началось с прибытия
сюда иконописцев с центральных земель
– Сольвычегодска, Вологды, Новгорода и
других городов. В XVII-XVIII веках пришли
южнорусские традиции украинского направления. Сложно представить, что здесь сразу
сформировалась какая-то школа. Каждый
святитель старался привнести в Сибирь последние веяния. Так появились тенденции и
западного характера. Единственная школа,
которая сформировалась как отдельное российское явление, относится к старообрядцам
– это Невьянская школа. С XVIII-XIX веков
она сохранила общие тенденции и в технологии, и в каноническом самовыражении.
Мы также знаем Строгановскую иконописную артель, которая писала иконы в большом
количестве. Иконы начали писать мануфактурным способом. Один мастер быстро делает доску, другой ее грунтует, третий наносит рисунок.
А потом и вовсе стали изготавливать оклады
из фольги. Под эти оклады писали только лики
и руки. Таким образом, могли писать иконы в
огромных количествах. Икон могли изготавливать до 2 млн. в год. Так иконописание стало
не профессиональным, а ремесленническим
делом. Это вызвало упадок иконописания.
Таких иконописцев называли богомазами.
В Тобольске был цензорский центр,
куда иконописцы привозили свои работы и
получали или допуск к работе, или запрет
на работу, так как качество иконописания
было неудовлетворительным. Были специалисты, которые рассматривали икону на
предмет благочестивого, профессионального исполнения. Когда епископ Варлаам,
который занимался иконописью, прибыл из
Санкт-Петербурга, то он привез учителей
для семинарии. Так будущим священникам
преподавалось мастерство иконописания. Он
следил за тем, чтобы местные иконописцы
выполняли иконы достойно.
О.Г.: Где сегодня могут люди познакомиться с иконописью более подробно? Не в
храме, а, может быть, в каком-то музейном центре?
О.В.: В Тобольско-Тюменской епархии
сохраняются многие старинные иконы и
древние реликвии. Речь о церковно-археологическом кабинете или древлехранилище,
которое располагается в ризнице Софийско-Успенского собора. По-современному
он называется Музей церковного искусства
Сибири. Там можно увидеть иконы XVII
века, проследить тенденции формирования
иконописания. Экспозиция находится в шести
помещениях, где представлен определенный
период. Трагедия сибирской иконы в частых
пожарах. Тобольск в XVII в. горел более 10
раз, конечно, горели и храмы, и иконы. От
того периода сохранились единицы икон. И
те иконы, которые сохранились, не из самого
Тобольска, а из предместья. Поэтому представить, как формировалась и изменялась
икона сегодня очень сложно. Икона сегодня
сохранилась в музеях. Очень хорошая коллекция находится в Омске. Эта коллекция
привезена специалистами из г. Березово. До
того как там взорвали храм, специалисты
вывезли оттуда иконы, подписные и датированные тобольскими мастерами. Существуют
подписные иконы в нашем государственном
музее и древлехранилище епархии. Известные династии Чеботных, Козловых, Иконниковых, на которые мы можем ссылаться в
своих трудах.
Существуют святыни, которые сфотографировали до революции. Древлехранители,
которые трудились на территории Софийского кремля, занимались документацией
и фотофиксацией тех реликвий, которые
хранились в ризнице собора. В том числе
они фотографировали и святыни. Благодаря
этому до нас дошли фотографии Абалакской
иконы Божией Матери в окладе, тобольской
Одигитрии в окладе, иконостас Ермака.
Сегодня эти иконы утрачены. Мы тоже все
документируем и фотографируем.
О.Г.: Как люди могут попасть в эти музеи
на территории кремля?
О.В.: В духовной семинарии есть паломническая служба, где семинаристы принимают заявки и проводят экскурсии по всем
нашим объектам. Это Музей Православия
в Сибири в Архиерейском доме, Сибирский
кремль, ризница собора и все наши храмы.
Каждый желающий может обратиться в эту
паломническую службу.
О.Г.: Есть сайт Тобольской митрополии,
где есть раздел «Паломничество», там вы
найдете все необходимые телефоны. Владыка Димитрий особенно любит приглашать
детей и молодежь на выходные дни. Если
приезжает детская группа, то могут расселить и покормить бесплатно.
О.В.: Добавлю, что в иконописной школе,
которая располагается недалеко от кремля,
есть выставка, посвященная технике настенной росписи, иконописания, реставрации,
работает косторезная мастерская, мастерские по металлу, тканям. Можно увидеть
реальный процесс появления иконы в мир.
О.Г.: Какова история реставрации Софийско-Успенского собора Тобольского
кремля?
О.В.: Во время последних масштабных
строительных работ под толстым слоем
многолетних штукатурок были обнаружены
первоначальные росписи в нижней части
храма. Сейчас мы знаем, что это особая
клеевая техника – темпера по известковой
мазке. Темпера – это когда на основании
какого-либо связующего – масла, яичного
желтка, клея – растираются краски природного происхождения, пименты, то есть
охры, глины, какие-то цветоносные камни.
О.Г.: Я знаю, что вы ездили на Байкал
в поисках этих камешков…
О.В.: Когда школа только начинала функционировать, мы сами заготавливали эти
самые пигменты. Ездили и на Алтай, и на
Байкал, работали в шахтах и на поверхности,
добывали эти камни, из которых можно приготовить краски. Сейчас существуют фирмы,
которые эти краски привозят со всей России
и из-за рубежа. Так на основе натуральных
камней, охры, глины и расписывали стены
в Софийско-Успенском соборе.
Возвращаясь к некоторым сохранившимся и нами восстановленным образам,
хочется отметить, что там наличествует так
называемая «парсунная живопись». Это уже
и не иконописание в нашем понимании, но
и не совсем живопись. Там парадные изображения киевских и московских патриархов
и святителей. Это целый чин конца XVII –
начала XVIII вв., время наших святителей
Иоанна Тобольского, Филофея (Лещинского).
Собор благоукрашался согласно современным тенденциям. Из Оружейной палаты
Московского Кремля в Тобольск специально привезли портрет патриарха Иоакима,
который был написан лучшим мастером
Оружейной палаты Карпом Золотаревым.
Возможно, этот портрет должен был служить
образцом последних художественных течений из столицы. Потом на основании этих
образов расписывались храмы. К сожалению,
сохранилось немного. К концу XVIII века собор выгорел. В процессе реставрации мы видели, как пламя шло
по стене, потому что натуральные
краски при большой температуре
превращаются в красные, то есть
обугливаются. Мы видели такие
места на стенах. В начале XVIII
века уже были сделаны первые
прописи в технике масла. То, что
мы сейчас видим, это поправки
начала XVIII века, но с сохранением той иконографии, тех сюжетов
и той композиции, которые была изначально.
Эти фрагменты были восстановлены. Сегодня любой человек может на них посмотреть.
О.Г.: Храм же в целом расписан в стиле
XVI-XVII веков?
О.В.: Да, в стиле XVI века, согласно
архитектуре Софийско-Успенского собора.
Сам собор крестово-купольный, как раз
этих времен. Сохранилось еще одно место,
которое, к сожалению, нет возможности
показывать паломникам. Оно находится в
алтаре. Там роспись конца XVIII века над
престолом, в арке алтарной абсиды. Там в
центре Иисус Христос, справа и слева изображение апостолов и евангелистов.
О.Г.: Какова специфика реставрации
росписей в Свято-Троицком мужском монастыре г. Тюмени. На какой стадии сейчас
находится реставрация?
О.В.: Буквально только что оттуда
(февраль 2017 г. – прим. ред.). Принимал
работу. Дело в том, что Троицкий собор,
в отличие от других храмов, фактически
сохранил полный концепт росписей. Мы
видим очень большие площади сохранившихся изображений. Это вторая половила
XIX века. Есть предание, что там работал
тобольский мастер Елеазар Пленин в числе
прочих артельщиков. У нас есть подписные
иконы его руки.
О.Г.: Росписи были сделаны не при
святителе Филофее, когда был построен
сам храм?
О.В.: Это были более поздние росписи
XIX века. Сделали контрольные участки,
сняли штукатурный слой и более ранних росписей мы не обнаружили. Хотя в описаниях
они были. Видимо, перед тем как нанести
новые, ранние были удалены.
О.Г.: Бывает так, что сохраняются.
Стены обстукивают, и можно восстановить
прежние росписи.
О.В.: Сейчас такие работы производятся в Покровском соборе в Тобольске. Там
под слоем поздних записей раскрываются
фрагменты ранних росписей, возможно,
XVIII века. Там еще предстоит провести
исследовательские работы, поэтому сегодня
об этом не можем говорить в полноте. В
Троицком монастыре реставрируют то, что
может увидеть каждый посещающий
храм. Несколько регистров: с одной
стороны это повествование о Моисее,
с другой – сюжеты из жизни Христа.
В алтаре роспись посвящена праздникам Христовым, ангельским и архангельским чинам. Как раз на прошлой
неделе на горнем месте обнаружили
еще один сюжет – Новозаветной Троицы, или «Отечество». Изображение
Господа Саваофа, Христа и Святого
Духа в виде голубя. Это изображение
было закрашено еще до революции,
видимо потому, что не соответствовало канону. Кто-то взял и всю
композицию закрасил серой краской.
Сегодня были сделаны контрольные участки,
и стало понятно, что роспись находится в
хорошем состоянии. Так мы приобретем то,
что еще никто не видел.
О.Г.: Восстановление росписей – дело
сложное и долгое. Я слышал, что планируется законсервировать то, что есть, а не восстанавливать росписи сейчас. Так ли это?
О.В.: Прежде чем заниматься реконструкцией всего храма, сначала нужно
правильно закрепить то, что сохранилось.
Штукатурный слой уже долгое время слоится. Фрагменты просто отрываются и падают
со стен. Сегодня наша задача – сохранить
все то, что находится в плохом состоянии:
законсервировать, укрепить и удалить все
загрязнения (копоть и бытовые загрязнения,
более поздние замазки, которые налагались
на авторскую живопись). То есть реставраторы сейчас занимаются главным. Как
дальше пойдет работа – увидим. Сегодня
наша задача максимум – это сохранить то,
что имеем. Сам храм был закрыт, потому
что люди стали обращать внимание, что
фрагменты исторических росписей начали
падать на пол. Поэтому было принято решение провести восстановительные, укрепляющие работы.
О.Г.: Отец Виталий, вы один из немногих
священнослужителей, кто был в Спасском
храме г. Тюмени. Оказывается, в храме
тоже сохранены росписи. Нерукотворный
образ – это первая икона, которую Господь
оставил после Себя. Именно с этого образа
написаны и все остальные иконы Господа.
Мы ожидаем, что в скором будущем храм
будет передан епархии. Пока там находятся
фонды музея. Что там наблюдается в отношении росписей?
О.В.: Я общался со специалистами из
музея, которые там долгое время трудились.
Благодаря их самоотверженности все, что
там есть, – сохранилось. Они мне показали
те фрагменты храма, где эти росписи сохранились. В 80-х годах в храме работали
реставраторы из Москвы. Они раскрыли,
реконструировали и укрепили отдельные
фрагменты стен. Раскрытым росписям была
нанесена профилактическая заклейка, чтобы
в дальнейшем не повредить росписи, и забелена. То есть эти фрагменты человек, попавший в храм, не увидит. Но есть сведения
о том, что в куполе храма, за потолком есть
нетронутые росписи в достаточно хорошем
состоянии. После того, как раскроют потолки, которые появились в советское время,
мы увидим часть комплексного решения,
которое дошло до наших дней в нетронутом
виде. Но туда я не дошел. Предполагаю, что
это будет одно из важных приобретений
церковного искусства г. Тюмени.
О.Г.: Чем известны другие храмы? Что
вас привлекает как специалиста?
О.В.: Есть такое явление в церковном
искусстве Сибири, которое называется сибирское барокко. Искусствоведы, историки
понимают, что Сибирь привнесла свое
индивидуальное в архитектуру церкви. Поэтому сохранены не только росписи, но и,
допустим, лепнина: в храме Захарии и Елисаветы в Тобольске, в Крестовоздвиженском
храме Тобольска. Троицкий собор – это
целый архитектурный комплекс, который
мы больше нигде не увидим. Там иконы
как бы не являются зрительной частью
стены, но создается впечатление, что это
картины, повешенные в рамах на стенах.
У каждой композиции есть нарисованная
рама, создающая эффект багета, выполненного в орнаментальном стиле. Внутри этой
рамы развивается сюжет. Это достаточно
необычное решение. Можно сделать даже
литературный или художественный экскурс,
выпустить альбом, где будет рассказано
об исторических изменениях в Сибири на
примере храмовых росписей.
О.Г.: Спасибо, отец Виталий. Еще раз
мы приглашаем слушателей посетить духовную столицу Сибири. 2017 год – год столетия
двух русских революций. В Тобольске долгое
время находилась царская семья перед
отправкой в Екатеринбург. В этом городе
есть что посмотреть!
Беседу провел протоиерей
Григорий Мансуров
|