В соответствии с Уставом Русской
Православной Церкви, «Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской
Православной Церкви в вероучительных,
канонических, богослужебных, пастырских,
административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни
Церкви; в области поддержания братских
отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с
инославными конфессиями и нехристианскими
религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом» (глава III, 1).
Решения состоявшегося в Москве 29 ноября – 2 декабря 2017 года Архиерейского
Собора отражены в принятых Собором «Постановлениях Освященного Архиерейского
Собора» (текст документа размещен на
официальном сайте Русской Православной
Церкви).
За два дня до открытия Собора, 27 ноября
2017 года, в Сретенском мужском монастыре
Москвы, при участии Святейшего Патриарха
Кирилла, состоялась конференция «Дело об
убийстве Царской семьи: новые экспертизы
и архивные материалы. Дискуссия» (полная
видеозапись заседаний конференции опубликована на официальном сайте Русской Православной Церкви). Архиерейский Собор, отметив, что «церковной комиссией совместно
с государственными следственными органами
по сей день ведется кропотливая
работа по идентификации «екатеринбургских останков»», выразил
надежду, что «во благовремении
будет поставлена точка в упомянутых исследованиях», а также
напомнил о сохраняющем свою
силу постановлении Архиерейского Собора 2016 года: «Решение
о признании или непризнании
«екатеринбургских останков»
святыми мощами Царственных
страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по
представлению Священного Синода, исходя из оценок
итоговых материалов комплексной
экспертизы, которые должны быть
предварительно опубликованы для
общественной дискуссии».
Архиерейский Собор внес
изменения в Устав Русской Православной Церкви, подчеркнув
особый статус Украинской Православной Церкви, руководящий
центр которой находится в Киеве.
На Архиерейском Соборе
были утверждены три документа: «Положение о монастырях и
монашествующих Русской Православной Церкви», документ «О
канонических аспектах церковного брака», а
также новая редакция «Положения о наградах
Русской Православной Церкви».
В «Положении о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви» отражен многовековой опыт монашеской жизни
и традиции русского монашества и определены основные принципы и правила жизни
монастырей Русской Православной Церкви
в современных условиях. «Положение», как
отмечается в тексте документа, «служит основой для внутренних уставов монастырей,
которыми устанавливаются правила взаимоотношений в конкретной обители, распорядок
жизни, расписание богослужений, особенности
послушаний и т.п.». Данное «Положение»
«призвано способствовать утверждению в
монастырях духа единства и братолюбия и
ограждению монашеской общины от разногласий и нестроений, которые могут происходить
из-за неверного понимания цели и порядка
монашеской жизни». Документ «является
общим руководством для архипастырей в
их попечении о монастырях, для игуменов
и игумений обителей, а также для всех насельников монастырей и желающих вступить
на путь монашеской жизни».
Документ «О канонических аспектах церковного брака» посвящен каноническим вопросам совершения Таинства Брака. Документ
состоит из пяти глав: «Условия вступления в
церковный брак и препятствия к совершению
Таинства Брака», «Признание церковного брака недействительным», «Браки с инославными
христианами», «Браки с нехристианами»,
«Признание церковного брака утратившим
каноническую силу». В кратком приложении
к документу приводятся примеры близких
степеней кровного родства. Как и «Положение
о монастырях и монашествующих», данный
документ, рассматривающий канонические
аспекты церковного брака, не носит каких-то
принципиально новых идей, но актуализирует
учение и канонические нормы Православной
Церкви для современных условий.
Архиерейский Собор принял Определение
«Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых». Согласно Определению,
Собор благословил общецерковное почитание
30-ти местночтимых святых, с включением
их имен в месяцеслов Русской Православной Церкви. Это подвижники благочестия,
ранее причисленные к лику святых Синодом
Украинской Православной Церкви и широко
почитаемые за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви:
мученик Даниил Черкасский (Кушнир);
святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский;
святитель Афанасий Полтавский (Вольховский);
преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев);
святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский;
святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский;
преподобный Иоанн Святогорский (Крюков);
преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский;
преподобный Паисий Киевский (Яроцкий);
преподобный Гавриил Афонский;
преподобный Иона Киевский (Мирошниченко);
преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев);
подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых:
преподобный Василий (Кишкин);
преподобный Филарет (Данилевский);
преподобный Феодот (Левченко);
преподобный Макарий (Шаров);
преподобный Мартирий (Кириченко);
преподобный Евфимий (Любимченко);
преподобный Досифей (Колченков);
преподобный Илиодор (Голованицкий);
преподобный Иннокентий (Степанов);
преподобный Лука (Швец);
преподобный Архипп (Шестаков);
преподобный Иоанникий (Гомолко);
преподобный Серафим (Амелин);
преподобный Андроник (Лукаш);
преподобный Серафим (Романцов);
преподобный Зиновий (Мажуга);
а также святитель Георгий (Конисский),
архиепископ Могилевский (†1795), и праведный Иоанн Кормянский (Гашкевич; †1917),
причисленные ранее к лику святых Синодом Белорусского экзархата.
Члены Освященного Архиерейского Собора напомнили, что «основная задача Церкви
в мире – это приведение людей ко Христу
через распространение Евангельского слова»,
а также поддержали призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко
всем, возвещающим слово Божие, помнить о
том, что «краеугольным камнем церковной
проповеди со времен святых апостолов и до
скончания века является радостная весть о
спасении человека, совершенном Господом
Иисусом Христом через Его страдания,
крестную смерть и славное Воскресение».
При этом, «с проповедью Евангелия неразрывно соединено главное делание, к которому
призван каждый священнослужитель, – это
благоговейное совершение великого Таинства
Тела и Крови Христовых».
Члены Архиерейского Собора выразили
благодарность Богу за дарованную радость
общения и, свидетельствуя о единстве Русской Православной Церкви, призвали «всех
верных к хранению мира о Христе, братолюбию и умножению трудов во славу имени
Господня».
Материал подготовил
секретарь епархиального совета
Тобольско-Тюменской епархии
священник Петр ОВСЯННИКОВ
|