ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Притча о работниках в винограднике

Забегая вперед, скажу, в чем смысл притчи: Христос проповедовал. Его окружали и слушали тысячи людей. В них происходили какие-то мыслительные процессы. Кто-то раньше отозвался, кто-то позже, кто-то придет к вере в Него, когда Христос умрет и воскреснет, то есть совсем поздно. Но главное – прийти! Все получат одинаковую награду, даже если по какой-то причине человек притормозил на пути к Иисусу. Главное – идти…

В отношении нас, последующих поколений людей, смысл таков: пока мы живем в этом мире, пока Суд не начался (для каждого из нас Суд, после которого изменить ничего нельзя, – это смерть), возможность прийти к Богу, покаяться, принять Господа Иисуса Христа открыта для каждого.

А теперь – к притче… Представьте ситуацию: на рынке каждый день стояли люди, которых поутру нанимали для каких-то работ: домашних, сельскохозяйственных. И сейчас на восточных базарчиках такое есть: можно прийти на рынок, а там есть маленькая биржа труда, где стоят люди, которых можно нанять для разного рода работ.

И вот на рассвете пришел на рынок человек и договорился с работниками на ежедневную плату в один динарий. Нанятые приступили к работе. Но время идет, а работа еще не вся сделана, и хозяин в 9 утра (по древнееврейскому счету – третий час) идет за другими работниками. Нанимает и их. Следующих нанимает в полдень (шестой час), и еще одних – в три часа дня (девятый час). Зной спадает… Евреи работали до 4-5 часов дня, после этого народ расходится по домам, ужинает, отдыхает, проводит время с семьей.

Но, видимо, очень серьезная работа была, потому что и около 5 часов (по-еврейски – одиннадцатый час), совсем под вечер, хозяин пошел еще нанимать людей.

Наконец, все окончили работу, справились. Наступило время оплаты. И вот, когда наступило время оплаты, хозяин всем заплатил одинаково. И, конечно, работники возмутились. Пришедшие первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию, то есть традиционную установленную плату... (Часто спрашивают, сколько это в пересчете на наши деньги? Динарий того времени весил от 3,5 до 4,5 грамма серебра. Сегодня 1 грамм серебра 925-й пробы стоит 25 рублей. Значит, цена серебра этой монеты – всего 100 рублей. Но в действительности сегодня труд работника, нанятого на целый день, оценивается как минимум в 1000 рублей. А если представить стоимость товаров времен Христа? 1 динарий стоил хороший обед на несколько человек. Столько же стоил кувшин оливкового масла. Овца стоила 4 динария. Аренда маленького дома – 4 динария в месяц. Один хлебец стоил 1/12 динария. Так что, исходя из сегодняшних цен, я бы поостерегся делать выводы, сколько в пересчете на наши деньги значил один динарий.)

Работавшие целый день стали роптать на хозяина дома: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной! Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

Да! Человек, который за пять минут до конца света, если не знает о том, что сейчас произойдет, искренно, с желанием всю свою оставшуюся жизнь провести со Христом, принимает веру, получает такую же награду, что и прожившие в христианстве всю жизнь.

Более скользкий вопрос, когда человек принимает веру перед смертью, боясь адских мук. Недавно меня позвали к одной старушке, которая сказала: «Я всю жизнь была неверующая, и сейчас не очень верю, но мне идти на днях к Богу (она и правда через 2 дня умерла), не хочу попасть в ад. Я хочу принять христианство, креститься, чтобы не попасть в ад».

Лукавая позиция. В принципе, в этой притче не сказано, сколько работникам одиннадцатого часа обещали. Может, они думали, что им мелочь какую-то дадут, чтобы они только лепешку себе купили, а динарий целый никто не даст. Они пошли потому, что их позвали.

Вот так и любой человек не должен знать, когда наступит конец, но должен искренне обращаться к Богу. И, может быть, ему много лет придется трудиться на ниве Божией, а может быть, несколько часов. Даже если это работник «последнего часа» – по выражению притчи, он получит одинаковую с другими награду. А тот, кто все взвешивает и рассчитывает и с лицемерием ко всему подходит, наверное, не такую плату от Бога примет.

Священник Константин Пархоменко,
Азбука.ру

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.