Забегая вперед, скажу, в чем смысл
притчи: Христос проповедовал. Его окружали и слушали
тысячи людей.
В них происходили какие-то
мыслительные
процессы. Кто-то
раньше отозвался, кто-то позже,
кто-то придет к
вере в Него, когда Христос умрет
и воскреснет, то
есть совсем поздно. Но главное – прийти!
Все получат одинаковую награду, даже если
по какой-то причине человек притормозил на
пути к Иисусу. Главное – идти…
В отношении нас, последующих поколений
людей, смысл таков: пока мы живем в этом
мире, пока Суд не начался (для каждого из
нас Суд, после которого изменить ничего
нельзя, – это смерть), возможность прийти
к Богу, покаяться, принять Господа Иисуса
Христа открыта для каждого.
А теперь – к притче… Представьте ситуацию: на рынке каждый день стояли люди,
которых поутру нанимали для каких-то работ:
домашних, сельскохозяйственных. И сейчас
на восточных базарчиках такое есть: можно
прийти на рынок, а там есть маленькая биржа
труда, где стоят люди, которых можно нанять
для разного рода работ.
И вот на рассвете пришел на рынок
человек и договорился с работниками на
ежедневную плату в один динарий. Нанятые
приступили к работе. Но время идет, а работа
еще не вся сделана, и хозяин в 9 утра (по
древнееврейскому счету – третий час) идет
за другими работниками. Нанимает
и их. Следующих нанимает в полдень
(шестой час), и еще одних – в три
часа дня (девятый час). Зной спадает… Евреи работали до 4-5 часов
дня, после этого народ расходится
по домам, ужинает, отдыхает, проводит время с семьей.
Но, видимо, очень серьезная работа была,
потому что и около 5 часов (по-еврейски –
одиннадцатый час), совсем под вечер, хозяин
пошел еще нанимать людей.
Наконец, все окончили работу, справились.
Наступило время оплаты. И вот, когда наступило время оплаты, хозяин всем заплатил
одинаково. И, конечно, работники возмутились.
Пришедшие первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию,
то есть традиционную установленную плату...
(Часто спрашивают, сколько это в пересчете
на наши деньги? Динарий того времени весил от 3,5 до 4,5 грамма серебра. Сегодня
1 грамм серебра 925-й пробы стоит 25 рублей.
Значит, цена серебра этой монеты – всего
100 рублей. Но в действительности сегодня
труд работника, нанятого на целый день,
оценивается как минимум в 1000 рублей. А
если представить стоимость товаров времен
Христа? 1 динарий стоил хороший обед на
несколько человек. Столько же стоил кувшин
оливкового масла. Овца стоила 4 динария.
Аренда маленького дома – 4 динария в месяц.
Один хлебец стоил 1/12 динария. Так что, исходя из сегодняшних цен, я бы поостерегся
делать выводы, сколько в пересчете на наши
деньги значил один динарий.)
Работавшие целый день стали роптать на
хозяина дома: эти последние работали один
час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной! Он же в ответ сказал одному
из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий
ли ты договорился со мною? возьми свое и
пойди; я же хочу дать этому последнему [то
же], что и тебе; разве я не властен в своем
делать, что хочу? или глаз твой завистлив от
того, что я добр?
Да! Человек, который за пять минут до
конца света, если не знает о том, что сейчас
произойдет, искренно, с желанием всю свою
оставшуюся жизнь провести со Христом, принимает веру, получает такую же награду, что
и прожившие в христианстве всю жизнь.
Более скользкий вопрос, когда человек
принимает веру перед смертью, боясь адских
мук. Недавно меня позвали к одной старушке,
которая сказала: «Я всю жизнь была неверующая, и сейчас не очень верю, но мне идти на
днях к Богу (она и правда через 2 дня умерла),
не хочу попасть в ад. Я хочу принять христианство, креститься, чтобы не попасть в ад».
Лукавая позиция. В принципе, в этой притче
не сказано, сколько работникам одиннадцатого часа обещали. Может, они думали, что
им мелочь какую-то дадут, чтобы они только
лепешку себе купили, а динарий целый никто
не даст. Они пошли потому, что их позвали.
Вот так и любой человек не должен знать,
когда наступит конец, но должен искренне обращаться к Богу. И, может быть, ему много лет
придется трудиться на ниве Божией, а может
быть, несколько часов. Даже если это работник
«последнего часа» – по выражению притчи,
он получит одинаковую с другими награду. А
тот, кто все взвешивает и рассчитывает и с
лицемерием ко всему подходит, наверное, не
такую плату от Бога примет.
Священник Константин Пархоменко,
Азбука.ру
|