14 декабря 2016 года в Православном Свято-Тихоновском
богословском институте прошла конференция «Страдание и
особенности оказания помощи страдающим людям в церковной и
светской практике».
В форуме приняли участие психологи Московской службы психологической помощи населению, психологи МЧС, представитель проекта «СО-действие», психологи,
преподаватели и студенты Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Конференция проводилась совместно
с Московской службой психологической помощи населению Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
«Осмысление страдания необходимо каждому человеку, никто из нас его избежать
не может, – подчеркнул в своем выступлении на форуме председатель Синодального
отдела по церковной благотворительности
и социальному служению епископ ОреховоЗуевский Пантелеимон. – Когда мы рождаемся, мы плачем. Немногие умирают спокойно. Нет таких людей, которые не переживали бы страданий. Много людей, которые страдают рядом с нами. Как научиться
состраданию и милосердию, но при этом не
выгореть и не впасть в уныние? Эти вопросы
особенно актуальны для тех, кто занимается
помощью людям профессионально: священников и психологов. Нравственные страдания тяжелее физических, и некоторые люди,
которые переживают такие страдания, находятся на грани безумия, психических болезней и депрессий». Председатель Синодального отдела задал участникам конференции
вопрос: в чем причина того, что современные люди так сильно страдают, и как научиться преодолевать страдания?
Первый докладчик, декан богословского
факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский, выразил сомнение в том, что от
страдания вообще нужно бежать. Отец Павел посвятил свой доклад истории обезболивания. По его мнению, человек стремится к душевному обезболиванию точно так
же, как стремится избежать боли физической. Привыкание к отсутствию боли приводит к тому, что минимальное страдание может обернуться для человека катастрофой.
«Браки распадаются из-за обид по мельчайшим бытовым поводам. Подростки кончают жизнь самоубийством, получив плохую
оценку в школе или не обнаружив достаточного количества лайков под своими фотографиями в соцсетях, – рассказал протоиерей
Павел Хондзинский. – Кроме того, стремление избегать любой боли ведет к одиночеству, ведь общение даже с самыми близкими нам по крови и по духу людьми неизменно чревато болью и страданием. Акт соприкосновения физического или душевного
всегда потенциально чреват для меня либо
собственной болью, либо необходимостью
принять в соображение чужую боль, то есть
со-страданием, которое есть, в свою очередь, страдание для меня самого». С этой
точки зрения, по мнению отца Павла, «человек анестезированный», если у него не получается обезболить акт общения, предпочитает отказаться от него совсем.
Доклады, представленные на конференции, были посвящены деятельности государственных структур в сфере оказания психологической помощи, способам облегчения
страданий человека через сопереживание
другим, светским и церковным практикам
помощи страдающим.
Во время обсуждения выступлений владыка Пантелеимон высказал мнение о том,
как можно помочь страдающему человеку.
«Говорить с человеком о страдании лучше
тому, кто сам страдал, кто знает, каково это.
Говорить со страдающим можно тогда, когда
мы видим путь выхода из этого страдания,
когда мы готовы со-страдать ему, – сказал
глава Синодального отдела. – Но разделять
такие чувства можно не всегда. Не стоит
разделять с человеком состояние уныния,
депрессии, тоски или обиды, не всему можно сочувствовать».
У практикующих психологов, которые постоянно работают, в том числе, с воцерковленными людьми, возник ряд вопросов к епископу Пантелеимону. В частности, они спрашивали, можно ли привлекать к работе над
психологическими проблемами людей их духовников и что делать, если советы духовника противоречат рекомендациям специалиста; как работать с кризисными семьями,
как относиться к тому, что верующие люди
отказываются использовать определенные
психотерапевтические техники, например, не
могут работать с «субличностями» – то есть
«разделять» свое «я» на несколько носителей разных социальных ролей. Глава Синодального отдела ответил, что для христиан
свойственно понятие целостности души, ее
неделимости и даже «простоты». И посоветовал всем интересующимся этим вопросом
познакомиться с наследием святых отцов:
аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в
произведениях которых, хотя они и жили в
разное время, представлен единый взгляд на
то, что такое человеческая душа.
По материалам официального сайта
Московской Патриархии
|