После рождественских праздников удалось найти время и сходить
со старшими детьми в кинотеатр на фильм «Викинг». Разумеется,
на версию +12, так как на версию более старшей возрастной
категории христианину и без детей вход воспрещен. Незадолго
до этого на глаза попалась статья с критикой данного фильма. И
хоть критика была совсем не предметной и неаргументированной,
осадок все равно остался. Поэтому шел на просмотр с некоторым
напряжением: а вдруг и правда реклама фильма значительно
преувеличивает качество самого кино?
Однако фильм не разочаровал. Особенно приятно было то, что сюжетная линия не
противоречила летописным свидетельствам
о жизни князя Владимира. И охота в лесу,
где погибает слуга князя Ярополка, и гибель
Олега, преследуемого братом, и поход Владимира на Киев, попутное завоевание Полоцка, да и все прочие события имеют основание в летописях Древней Руси.
Исключение составляет история, когда
Владимир прячется в воде под мостками от
печенегов – подобный сюжет присутствует в летописях, но относится он к событиям более поздним, спустя восемь лет после
Крещения Руси. Немного покоробил сюжет
с кораблем греков-ромеев, которые прибыли к Киеву договариваться с князем о помощи греческому императору в подавлении
мятежа. Дело в том, что такой факт отсутствует в «Повести временных лет» – самом
авторитетном летописном
памятнике того периода.
Однако, как оказалось,
событие договора греков
с руссами по поводу взятия Корсуни описывается
у арабоязычного историка того периода по имени Яхъя Антиохийский.
Также сюжет с кораблями, которые войска Владимира спустили на своих врагов со склона холма, – не стал уже интересоваться, из каких источников взят этот сюжет…
В конце концов режиссер
имеет право на художественный вымысел!
Немножко резануло
представление князя Владимира в виде такого несколько нерасторопного и довольно слабого правителя. Но по историческим документам нельзя понять, какой у него был характер. А вот хотел ли он смерти брата Ярополка – так и останется загадкой для историков. Об этом преподобный Нестор Летописец в своей «Повести» говорит только то,
что и показали в фильме: Ярополк зашел в
комнату к брату Владимиру, а два человека из войска последнего «подняли его на
мечи». Была ли это их личная инициатива,
чтобы «помочь» своему князю занять киевский престол, или они согласовали с Владимиром это убийство – неизвестно.
Также надо сказать, что главный герой
показан в фильме в довольно «причесанном»
образе. Умалчивается о том, что у него до
крещения было множество жен и наложниц, что жена убитого Ярополка – гречанка (пленная монахиня), возможно, беременная от своего мужа, – была взята Владимиром себе в жены. Кстати, когда она родила сына Святополка, так и не было ясно
до конца, чей он сын. Хотя Владимир растил его как своего.
В фильме показано язычество во всей
его неприглядности. Но тут уж ничего не поделаешь: события гибели христиан Федора
и сына его Иоанна, которого хотели принести в жертву «богам», отражают без изменений летописные свидетельства. Момент
принятия Владимиром крещения в Корсуни
показан с долей художественного вымысла,
но принципиально не противоречит историческим документам.
Кому-то из критиков, возможно, не понравится, что в фильме, где используются
яркие и сильные средства
современного кинематографа, язычество показано явно в негативном
свете, а христианство – в
ярко положительном. Эти
образы запоминаются и
откладываются в памяти. Однако за что можно
тут упрекать создателей
фильма? Созданная ими
картина вполне соответствует действительности
того периода. Не в полной мере, лишь отчасти,
но она отражает атмосферу Руси X века. Почему я так решил? Потому
что читал несколько раз
«Повесть временных лет»
и ряд других книг. Иной
истории не существует.
Если кто-то ее захочет переписать и снять
фильм – это будет другая, «альтернативная
история», то есть фантастика.
Кстати, насчет фантастики: в детстве я
несколько раз перечитал «Хоббита» и трилогию «Властелин колец». Современные дети,
как правило, не читают, а смотрят фильмы «по мотивам». Так вот, при всем уважении к Толкиену и Льюису («Хроники Нарнии»), пусть дети лучше смотрят фильмы на
основе невыдуманных событий нашей истории, снятые в подобном стиле. И впечатлений наберутся, и историю подучат. Разве
это будет плохо?
Священник Григорий Мансуров,
г. Тюмень
|