Тезисы к фильму «Проклятьем заклейменный»
Февральская революция – это трагическая страница в истории России.
События первых дней марта изменили вековой уклад жизни монархической империи.
2 марта происходит отречение от власти
императора Николая II, на следующий день
отречение его брата князя Михаила Александровича. Власть в стране переходит к Временному правительству.
4 марта во всех газетах были опубликованы акты об отречении, народ узнает о
случившемся. Синод получает многочисленные телеграммы от архиереев с запросом о
форме моления за власть.
Ответом на вопрос является определение Синода №1207 от 6 марта, в котором
говорится о том, что акты об отречении
надо принять к сведению и исполнению...
по храмам огласить их с «совершением молебнов об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея».
9 марта Синод издает Обращение ко
всем чадам Русской Православной Церкви,
в котором призывает довериться Временному правительству.
Такова была реакция Синода на происшедшие события. Синод оказался в действительно сложном положении. Временное правительство заняло место государя. Синод поставили перед фактом падения монархии.
Итак, своим Воззванием Святейший Синод констатирует ситуацию уже свершившуюся, о которой сами иерархи знали не больше, чем остальные жители России: государь
отрекся, и власть временно была передана
новому правительству – до созыва Учредительного собрания и решения о дальнейшей
судьбе России (что, кстати, совершенно не
исключало и возможную перспективу восстановления монархии). До этого момента Временное правительство считается единственной законной властью в условиях войны, и
Синод призывает подчиняться ему, пока борьба с врагом не закончена.
Что же происходит в Тобольске? Какова
реакция на случившееся?
В Тобольске происходит смена архиереев.
Архиепископ Варнава (Накропин), управлявший Тобольской кафедрой с 1913 года,
был уволен на покой 7 марта 1917 года. 8
марта на его место назначен епископ Гермоген (Долганев).
Владыка Гермоген февральскую революцию встретил настороженно. Он писал: «Я
ни благословляю случившегося переворота,
ни праздную мнимой «Пасхи» нашей многострадальной России, ни лобзаю туманное и
«бурное» лицо революции, и в дружбу с ней
не вступаю, ибо не знаю кто и что она есть
и что она даст нашей родине, особенно Церкви Божией завтра».
В своих проповедях владыка Гермоген
призывал паству «сохранять верность вере
отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами,
требующими от православных русских людей
выветривания, искажения русской народной
души космополитизмом, интернационализмом,
коммунизмом и открытым безбожием».
Итак, владыка Гермоген, как и многие в
то время, не разделял оптимизма по поводу случившейся революции. Было понимание
того, что происходят очень серьезные процессы, которые меняют все, было ясно, что ничего особенно хорошего ждать не приходится.
В официальной же части мы видим реакцию схожую с синодальной – это констатация факта.
Так, 8 марта 1917 года в 10-м выпуске
«Тобольских епархиальных ведомостей» были
опубликованы тексты отречения и постановление Святейшего Правительствующего Синода о необходимости объявить эти акты за
ближайшим воскресным богослужением. Предписывалось также вознести особое моление
Господу Богу «об утишении страстей с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному
Правительству ея».
В следующем номере «Тобольских епархиальных ведомостей» от 15 марта 1917 года
опубликовано Синодальное обращение от
9 марта «К верным чадам Православной
Российской Церкви по поводу переживаемых
ныне событий».
Итак, официальная реакция – это исполнение воли Синода, то есть публикация и оглашение синодального обращения.
На личном же уровне архипастыри, пастыри и народ Божий чувствовали тревогу и опасение за будущее свое, своих детей и Родины.
Печальные результаты случившейся трагедии не заставили себя ждать.
Диакон Димитрий Прахт,
г. Тобольск
|