15 февраля Русская Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня.
В чем духовный смысл этого праздника – Сретения?
Событие, давшее начало двунадесятому
празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово встреча не передает главного значения церковнославянского понятия
сретение. Встречаются обычно равные. «А
здесь, – как заметил митрополит Вениамин
(Федченков), – более подходяще славянское
слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога». Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость.
Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1, 15) и
как первенец Девы (Мф. 1, 25) приносится
в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом того служения, которое
на земле заканчивается великим событием:
воплотившийся Сын Божий приносит всего
Себя Отцу во искупление человечества, с
которым ранее встретился в лице святого
праведного Симеона. Ибо видели очи мои
спасение Твое, которое Ты уготовал пред
лицем всех народов, свет к просвещению
язычников и славу народа Твоего Израиля
(Лк. 2, 30-32). Эта благодарственная песнь
по мыслям и выражениям восходит к некоторым местам книги пророка Исаии: И
будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава
(Ис. 11, 10). Иессей был отцом царя Давида. Поэтому корень Иессеев – ожидаемый
людьми Мессия-Христос, Сын Давидов (см.:
Мф. 1, 1), Который, как показала двухтысячелетняя история, станет знаменем пререкаемым. Это знамение разделит людей
на верующих и неверующих, возлюбивших
свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое? – Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной» (святитель Иоанн Златоуст). Встреча Бога и человека, которая
произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его
личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем.
Пока такая встреча не произошла, человек
остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4, 16).
На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча – церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной.
Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный книгой Левит, посвящение первородного сына Богу, символический выкуп его.
Однако легко увидеть, что духовный центр
описываемого события полностью перенесен
в новозаветную историю. Ныне (Лк. 2, 29)
означает, что ожидаемое многими поколениями время прихода Мессии пришло. Святой праведный Симеон говорит об исходе
из этого мира (глагол отпущаеши в греческом и славянском текстах стоит в настоящем времени). Вдохновенная речь старца
Симеона полна хвалы и благодарения Богу
за то, что исполнились сроки обетования.
По святоотеческому преданию, святой пророк Захария, отец святого Иоанна Предтечи,
Пречистую Деву, пришедшую по закону для
исполнения обряда, поставил не на месте
жен, приходящих для очищения, а на месте
девиц (женам, имеющим мужей, становиться там не позволялось). И когда книжники
и фарисеи стали выражать негодование, Захария возвестил, что сия Матерь и по рождестве остается Девой и чистой: «по сему
и я сию Матерь не устранил с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».
Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычно долго. Ему было
обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией. Праведный Симеон, отличавшийся незаурядной ученостью,
как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание, трудился вместе с 72
переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до
Р.Х. с еврейского на греческий книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии,
дошел он до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14). Читая их, он
усомнился, думая, что невозможно, чтобы
жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти
слова в книжном свитке и изменить слово
«дева» на слово «жена». Но в это время
явился ему ангел Господень и, удержав за
руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты
не увидишь смерти, прежде чем не узришь
имеющего родиться от чистой Девы Христа
Господа». Уверовав в ангельские слова,
старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа, проводя праведную
и непорочную жизнь. По преданию, старец
Симеон сподобился блаженной кончины на
360-ом году своей жизни. Его святые мощи
были перенесены при императоре Иустине
Младшем (565-578) в Константинополь и положены при Халкопратийском храме в пределе святого апостола Иакова.
Молитва святого Симеона Богоприимца
(ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко) поется (в праздничные дни) или читается (во
время вседневного богослужения) на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире
с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с
радостью встретить нескончаемый светлый
день в Царствии Небесном.
Праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после
страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году. Тогда же возник обычай
совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами,
произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои
спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2, 30-31). Обычай этот укоренился на Западе.
В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение
Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по
часех, прежде начатия священныя Литургiи».
В третьей молитве этого чина священник
обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго
в мiр: излей благословенiе Твое
на свещы сiя, и освяти я светом
благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си
есть, светлостiю Святаго Духа
просвещенна, слепоты всяческих избежат…».
Принесенные в этот день
домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как
и другие свечи, освященные в
иные дни.
Богослужение на праздник
Сретения совершается в голубом облачении.
Голубой цвет священнических одежд символизирует чистоту и целомудрие. В праздники, посвященные Божией Матери, служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица,
будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.
Сретение Господне соединяет в себе
черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Главную мысль и основное
настроение праздника выражает тропарь:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
/ из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме.
/ Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, /
дарующаго нам воскресение.
Иеромонах Иов (Гумеров),
Православие.ру
|