ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Обращение Закхея


Евангелие от Луки, глава 19:



1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Это история о прозрении, о том, как Господь заметил человека, жаждущего прозреть, Закхея, который залез на дерево, чтобы увидеть Господа. Как слепой захотел увидеть и увидел, так же захотел увидеть и Закхей, и увидел. А увидел он удивительным образом.

Христос входит в Иерихон. Слово Иерихон и имя Иисус мы уже и раньше встречали в Священном Писании. Однажды другой Иисус, Иисус Навин, подходил к Иерихону. Он должен был взять этот город, окруженный высокими стенами, стоящий на пути богоизбранного народа, преграждая ему путь в Землю Обетованную. Иерихон стоял перед ними непреодолимым препятствием, как некий символ твердыни греха. Священное Писание повествует о том, как, обойдя вокруг стен Иерихона, Иисус Навин с молитвой протрубил в трубы, и стены Иерихона упали, открыв путь к Сионским горам.

Иерихон действительно находится в низине, и путь в Иерусалим – это как бы образ восхождения в Царствие Небесное, восхождения души христианской от низменного к высшему, восхождения каждого человека от греха к добродетели.

Итак, Господь входит в Иерихон, окруженный толпой людей, которые видели исцеление слепца. Среди них был и Закхей, мытарь, но не простой мытарь, а начальник мытарей, человек очень богатый. Богатство его складывалось в результате того, что он обижал своих ближних: собирая деньги для римских оккупантов, он на самом деле большую часть оставлял себе, обирая вдов и никого не щадя. Вместе с богатством он приобрел и власть, и высокое положение в обществе, но вот любви народа не приобрел. В духовном смысле мытари были отринуты израильским обществом.

Народ толпится, теснится, Закхей слышит о том, что пришел в город Тот, Кого почитают Мессией, о Ком говорят, что Он – Сын Давидов. Об этом возвестил слепец: «Обетованный пророк, Сын Давидов идет…». И понятно, что народ собирается и встречает Его как Мессию. А Закхей не может пробиться через толпу людей, стена стоит перед ним, стена из его грехов фактически, потому что каждый человек несет на себе отпечаток своей злости, ненависти и корысти. Стоит эта стена и не пускает Закхея ко Христу, не дает возможности увидеть Его.

Рвется к Нему Закхей, но пробиться не может, как часто и мы не можем ничего с собой сделать в состоянии греховного пленения, когда даже самые мелкие грехи настолько могут побеждать нас своей властью, что мы остаемся совершенно беспомощными. Чувствуем, что рядом, совсем близко проходит Господь, но не способны ничего сделать, настолько нас связали наши грехи.

И вот тут Закхей совершает один простой, но очень важный поступок: он взбирается на смоковницу, чтобы хотя бы издали увидеть Христа. Маленький, видимо, неуклюжий человек, потому что он не может увидеть Христа из-за голов людей, взбирается на дерево и тем самым лишается всего того, что приобрел своим неправедным богатством. В этот момент он становится смешным и абсолютно беспомощным в глазах всего народа.

Над человеком, который взбирается на дерево, начинают смеяться и бросать в него камнями, он уже никто, он лишился своего величия. В этот момент Закхей забывает, кто он и как к нему должны относиться люди, ему безразлично, что он смешон, жалок, глуп и ненавидим теми людьми, которые его окружают, потому что все знают, что он награбил свои богатства…

Он совершенно не думает об этом, потому что сейчас самое главное для него – это увидеть Господа. Он не думает о том, что может нелепо выглядеть со стороны, как мы часто думаем: «А как на нас посмотрят? Как этот мой шаг поймут остальные люди?». Такие вопросы, не дающие человеку поступить по Христу, по совести, по правде Божией, задает себе тот, кто живет ложной жизнью. А Закхей перестает заботиться о том, что о нем будут думать, он забывает обо всем на свете, ему важно только одно – увидеть Христа. Но на самом деле ведь не только ему это важно…

Это был человек, облеченный властью, живущий по законам мира сего, как и мы с вами чаще всего живем по законам мира сего, а не по законам Божьим. Законы мира сего очень жесткие, они не дают человеку свободы, не позволяют расслабиться и быть самим собой.

А Господь как раз дает нам такую возможность. И более того, Он нас как бы вынуждает быть самими собой: никогда не надевать на себя маску, никогда не играть чужую роль, вообще ничего в жизни не играть, никаких ролей, а всегда и постоянно быть самими собой. И чаще всего это есть самое невыносимое для нас.

Представьте себе на минуту, что окружающие люди увидят нас такими, какие мы есть на самом деле. Страшно подумать, что люди будут знать, кто я есть в данную минуту. Вот так, заглядывая иногда в себя, нам и самим неприятно смотреть, и даже на исповеди мы не всегда имеем мужество до конца раскрыть себя перед Богом, потому что это ужасно неприятно.

Но в тот момент, когда человек думает только о том, как на него посмотрит Господь, Господь смотрит на него, как Он посмотрел и увидел Закхея, который забрался на дерево, приподнялся над землей, стал выше. Господь замечает его и говорит: «Мне надо быть в твоем доме». Господь, Который ни в чем не нуждается, Который ничем не ограничен и не связан, должен быть в доме Закхея, обязан к нему прийти… «Мне надо быть у тебя в доме, скорее слезай. Я к тебе иду, ни к кому другому»… Такое ощущение, что весь путь в Иерихон Господь проделал специально, чтобы прийти в гости к этому странному человеку, чтобы крепость его греха была сокрушена любовью Христовой.

И Закхей в полном раскаянии говорит очень важные слова: «Если я кого обидел, я вчетверо воздам». Он приносит такие глубокие плоды покаяния, готов всю свою жизнь поменять только из-за того, что почувствовал – именно к нему идет Господь. Он преодолел свое собственное греховное состояние, сумел расколоть свое каменное сердце, сокрушить твердыню своего греха, эти стены иерихонские, просто смирением, согласием быть грешником, смешным и нелепым, но только со Христом.

И Христос говорит о нем: «Это сын Авраама». Закхей – сын Авраама, потому что Авраам так поступал, как и нам следует поступать: когда Господь его звал, он тут же слышал Господа и сразу отзывался: «Это я, Господи…». На каждый звук голоса Господня – это я! И вот Закхей поступил, как Авраам, он услышал, как идет Господь, он своей жизнью откликнулся, влез на дерево и тем самым сказал: «Вот он я, Господи, посмотри на меня».

Это Евангелие дает нам возможность увидеть, как Господь каждого из нас ищет, как Он к каждому из нас грядет, как каждый из нас Им любим. Для каждого из нас Господь проделывает этот тяжелейший путь из Иерихона в Иерусалим, чтобы этот путь был проделан вместе с Ним и нами, чтобы с этого момента, когда мы встретили Господа, мы пошли в Иерусалим, стремились бы в Царствие Небесное, оставили бы все на свете, смогли расколоть себя до конца и сказать эти слова: «Я вчетверо отдам Господу, чтобы Твоя милость и Твоя любовь никогда не отступали от меня».

И нам бы, как Закхею, постараться возвыситься до того, чтобы Господь нас заметил. А возвышение наше – в нашем смирении, когда мы поднимаемся над толпой страстей, шумом и гамом человеческих мнений и суждений, когда мы не заботимся о том, что думают о нас другие люди, не примериваем чужие одежды, когда мы не стараемся внешне быть хорошими и выставить напоказ то, что нам никогда не принадлежало, а ходим перед Богом, как ходил Авраам. Тогда Господь приходит в наш Иерихон, чтобы каждого из нас найти, как Он нашел Закхея. И найти нас возможно только тогда, когда мы, подобно Аврааму, на каждый Его призыв можем сказать: «Это я, Господи».

Прот. Алексий Уминский

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.