(приводится в сокращении)
26 января 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл выступил с докладом на открытии V Рождественских
Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXV
Международных Рождественских образовательных чтений «1917-
2017: уроки столетия».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Дорогие братья и сестры!
Сердечно всех вас приветствую и радуюсь возможности в очередной раз в рамках Рождественских Парламентских встреч обратиться к представителям законодательной власти нашей страны.
Довольно часто в последнее время звучат призывы к
формулированию
общенациональных идей, определяющих вектор
развития государства и общества. Это отражает естественное
развитие гражданского сознания. Убежден,
что во многом это происходит благодаря
принципам, закрепленным в нашей Конституции. Именно они вызвали к жизни гражданскую активность, стали основой для защиты национальной исторической памяти от
попыток ее искажения и поругания, для защиты духовного и культурного наследия нашего народа.
Вместе с тем важно понимать, что разговор о национальной истории и культуре невозможен вне духовно-нравственного контекста. В противном случае он рискует превратиться в сплошную демагогию, основанную
на подмене смыслов.
Бережное отношение к истории и сохранение исторического наследия – это зримое
свидетельство готовности общества к усвоению уроков прошлого. Если мы будем учитывать опыт наших предков, и в частности,
что очень важно для нашей страны, осознаем причины войн, междоусобиц, революций,
мы сможем и в будущем не повторить роковых ошибок.
Еще в 2014 году Всемирный русский народный собор предложил концепцию примирения истории, призвав наше общество признать, что, какими бы ни были в нашем прошлом трудности или достижения, это наш
опыт, это болезненные уроки или примеры
для подражания. Особенно актуален этот разговор в связи со 100-летием крушения Российской империи и известных революционных событий, за которыми последовали жесткие попытки отказаться от национальной духовной традиции.
Думается, что из истории ХХ века мы можем извлечь немало полезных уроков. Будучи
свидетелем и даже участником многих общественных дискуссий, хотел бы выразить уверенность в том, что настоящий ученый умеет
сохранять беспристрастность по отношению к
любому историческому персонажу или периоду, а дилетант будет пытаться подверстать
историю под свои представления, под существующие в его голове штампы и стереотипы, даже когда все это прямо противоречит
историческим фактам. Цель первого – обогатить своих слушателей и стимулировать диалог, цель второго – добиться признания своей позиции, даже если она защищается по
принципу «если факты противоречат теории,
тем хуже для фактов». Следствием подобного
подхода часто становится разделение людей
и противопоставление их друг другу.
Василий Осипович Ключевский как-то отметил, что «история – это надзирательница, которая ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание уроков». Продолжая
мысль этого выдающегося отечественного
историка, хотел бы добавить: невежество в
истории делает человека легко манипулируемым, склонным к однобоким оценкам и искажению фактов.
Отличительными особенностями истории
и культуры нашей страны являются многовековой опыт добрососедства, межнационального и межрелигиозного диалога, согласие народов, объединенных в историческую
Русь. Представляется, что наша национальная культура немыслима без стремления к
народному единству, справедливости и миру.
Именно поэтому столь болезненно мы переживаем любые нестроения в жизни народов, объединенных с нами общей историей и
духовно-нравственными ценностями.
Украина сегодня переживает очень сложный этап в своей истории. Нестроения внутри страны сказываются и на российско-украинских отношениях, что во многом обусловлено – и это уже ни для кого не секрет
– действиями внешних сил. Но народы России
и Украины, переживающие ныне во взаимоотношениях серьезные испытания, призваны
вопреки всему сохранить братское общение и
единство, проявить стойкость и не позволить
геополитическим жерновам перемолоть нашу
многовековую духовно-культурную общность.
Для меня как Предстоятеля Церкви события на Украине отзываются в сердце большой
болью и печалью, ведь я являюсь Патриархом
не только России, но и Украины, и Беларуси, и всех других стран, входящих в каноническую ответственность Московского Патриархата. Русская Православная Церковь – это
не Церковь Российской Федерации, но Церковь многих народов, объединенных историей, духовными и
культурными истоками, общими
нравственными
ценностями.
Что же мы
видим сегодня?
Мы видим, как
с использованием самых изощренных технологий и средств
между русскими
и украинцами с
поистине диавольским искусством обильно сеются семена розни и вражды, попирается наша общая историческая память, делается все, чтобы, погрузившись в
эту атмосферу страстей и безумной ненависти, позабыть о том, сколь много значат
для наших народов многовековая история и
кровные связи нашего братства – братства,
которое основывается на том, что русские и
украинцы вместе молятся Богу, чтут общих
святых, принадлежат к единой Церкви. Мы
призваны не забывать о нашем общем национальном герое – равноапостольном князе
Владимире, духовными детьми которого мы
остаемся, что бы ни происходило на международной арене. В семье народов исторической Руси нет лишних братьев.
Я убежден, что невозможно понять душу
и мотивы поступков русского человека без
глубокого изучения российской истории. События Крещения Руси, когда великий князь
Владимир поставил христианские ценности
в центр жизни народа и государства, стали
основанием для формирования нового общества на просторах Руси – общества, построенного на стремлении к небесному, к высоким
духовным идеалам, к живому и непрерывному
поиску Бога. Конечно, историки-прагматики
сказали бы также, что христианизация нашей
страны впоследствии послужила также формированию единого государства, дальнейшему развитию государственной системы. Но,
на мой взгляд, основополагающим является
то, что христианские духовно-нравственные
ценности легли в основу самосознания и национальных культур многих народов исторической Руси.
Что же составляет основу мировоззрения
нашего народа? Что русский человек считает приоритетом в своем отношении к миру?
Прежде всего – это отношение к ближнему.
Человек, открытый к своему ближнему, готовый к самоотвержению, способен на совершение подвига.
Важное место в мировоззрении нашего народа занимает еще один евангельский
идеал – идеал целомудрия. А что же это такое? Церковь учит нас, что целомудрие есть
в первую очередь здравый (то есть целостный) образ мыслей, направленный на сохранение и укрепление целостности человеческой личности. А в чем заключается эта целостность? Целостность заключается в единстве с Божественным замыслом о человеке и мире. Иными словами, цельный человек стремится выстраивать свою жизнь в
соответствии с Божественным законом. Почему это так важно? Как не устоит то царство, которое разделится в себе, так не устоит и та личность, которая внутренне разделена противоречиями, конфликтами, двойной
жизнью, лицемерием и ложью. Это все трещины на человеческой личности. Здание может стоять долгие годы, и вдруг — землетрясение. Если здание целостное, если конструкция не повреждена, то оно выдержит.
Точно так же и наша человеческая жизнь.
Пока все спокойно, вроде ничего и не происходит. И вдруг землетрясение, которое сотрясает нашу личную, семейную, общественную, государственную жизнь, – и тогда ру
шатся личности дезинтегрированные, лишенные целостности. Поэтому, когда мы говорим о целомудрии, мы говорим не только о
личной этике. Мы говорим о чем-то гораздо большем – о способности человека оставаться человеком и осуществлять свою высокую миссию вне зависимости от потрясений исторического контекста.
А почему мы говорим об этом именно
сейчас? Да потому что целостность человека – это залог его жизненного успеха и нравственного совершенствования.
Желаю всем вам крепости душевных и
телесных сил, мудрости и решимости в ваших трудах, а также Божией помощи в ответственном служении России и ее народу.
Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|