ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А.Крылова

Басни ивана андреевича Крылова можно воспринимать как притчи, как предсказания, как назидания и как вразумление. они содержат глубокую и чистую мораль, являют собой пример нравственного поведения, призывают к порядочности и честности, выявляют лицемерие и ложь.

При этом в творчестве просматривается доброта и снисходительность к немощам человеческой природы. В баснях нет обличения, а лишь назидание и предостережение, а через аллегорию автор призывает людей посмотреть на свои поступки и постараться изгладить свои недостатки. Свои труды И.А.Крылов посвящал поколениям русской молодежи, чтобы они научились понимать природу добра и зла, проявляющиеся через человека, через его поступки, которые могут быть правдивыми и лживыми. Простой русский народ искренне любил творчество Крылова. Тайна всенародной любви заключается в любви автора к своему народу, к народной культуре и неприятие модных в то время веяний запада, которые он считал пагубными для русского народа. Писал он просто и доступно для человека всякого сословия, образования и возраста. Его творчество одухотворено глубоким религиозным пониманием мира и человека.

Иван Андреевич был носителем и выразителем православного самосознания. При этом важно учесть, что он жил в эпоху навязываемого вольнодумства, неверия и нигилизма. Интеллигенция того времени, ослепленная атеистической философией Вольтера, брезгливо презирала многовековой государственный, духовный и нравственный уклад русского народа. В этой атмосфере подтачивались устои государственности, народности, и по злой воле ненавистников России готовились смуты и разделения для уничтожения нашего Отечества. Обращаясь к творчеству великого басенника, восхищаешься, как пророчески предсказывал он проявления немощи человеческой природы: как отдельных людей, народов, государств, так и современных политических блоков. Сегодня мы видим, как с позиции силы разрушаются государственные устои целых стран, целые народы обрекаются на кровопролитную гражданскую войну, а подстрекатели и зачинщики прикрываются демагогической, демократической риторикой о продвижении либеральных ценностей для всего человечества. Миллионы людей, включая женщин и детей, сегодня скитаются по миру в поисках земного счастья, а по сути они потеряли Родину, свое человеческое достоинство, и лишены элементарных средств для существования. Запад никак не может усвоить уроки своих злодеяний, чинимых в мире в XXI веке. В минувшем ХХ веке не без тайных и явных злодеяний Запада большие страдания перенесла Россия. Революции, контрреволюции, гражданская война, воинствующий атеизм, постигшие Россию, пережил наш многострадальный народ. Сегодня, можно сказать, он чудом выжил. Однако западные политики не перестают очернять Россию и набираются наглости все беды мировые вешать на наш народ. Очень созвучно с вышесказанным изложено И.А.Крыловым в басне «Мор зверей».



Мор Зверей



Лютейший бич небес, природы ужас – мор –
Свирепствует в лесах. Уныли звери;
В ад распахнулись настежь двери:
Смерть рыщет по полям, по рвам,
по высям гор:
Везде разметаны ее свирепства жертвы:
Неумолимая, как сено косит их,
А те, которые в живых,
Смерть видя на носу, чуть бродят
полумертвы:
Перевернул совсем их страх,
Те ж звери, да не те в великих столь бедах:
Не давит волк овец и смирен, как монах;
Мир курам дав, лиса постится
в подземелье:
Ем и еда на ум нейдет.
С голубкой голубь врознь живет,
Любви в помине больше нет:
А без любви какое уж веселье?
В сем горе на совет зверей сзывает Лев.
Тащатся шаг-за-шаг, чуть держатся
в них души.
Сбрелись и в тишине, царя вокруг обсев,
Уставили глаза и приложили уши.
«О, други! – начал Лев:
по множеству грехов
Подпали мы под сильный гнев богов,
Так тот из нас, кто всех виновен боле,
Пускай по доброй воле
Отдаст себя на жертву им!
Быть может, что богам мы этим угодим,
И теплое усердье нашей веры
Смягчит жестокость гнева их.
Кому не ведомо из вас, друзей моих,
Что добровольных жертв таких
Бывали многие в истории примеры?
Итак, смиря свой дух,
Пусть исповедует здесь всякий вслух,
В чем погрешил когда он вольно
иль невольно.
Покаемся, мои друзья!
Ох, признаюсь – хоть это мне и больно –
Не прав и я!
Овечек бедненьких – за что? –
совсем безвинно
Дирал бесчинно;
А иногда – кто без греха?
Случалось, драл и пастуха:
И в жертву предаюсь охотно.
Но лучше б нам сперва всем вместе
перечесть
Свои грехи: на ком их боле есть,
Того бы в жертву и принесть,—
И было бы богам то более угодно».—
«О царь наш, добрый царь!
От лишней доброты, –
Лисица говорит, – в грех это ставишь ты.
Коль робкой совести во всем мы станем
слушать,
То прийдет с голоду пропасть нам наконец;
Притом же, наш отец!
Поверь, что это честь большая для овец,
Когда ты их изволишь кушать.
А что до пастухов, мы все здесь
бьем челом:
Их чаще так учить – им это поделом.
Бесхвостый этот род лишь глупой
спесью дышет,
И нашими себя везде царями пишет».
Окончила Лиса; за ней, на тот же лад,
Льстецы Льву то же говорят,
И всякий доказать спешит наперехват,
Что даже не в чем Льву просить
и отпущенья.
За Львом Медведь, и Тигр, и Волки
в свой черед
Во весь народ
Поведали свои смиренно погрешенья;
Но их безбожных самых дел
Никто и шевелить не смел.
И все, кто были тут богаты
Иль когтем, иль зубком, те вышли вон
Со всех сторон
Не только правы, чуть не святы.
В свой ряд смиренный Вол им так
мычит: «И мы грешны. Тому лет пять,
когда зимой кормы
Нам были худы,
На грех меня лукавый натолкнул:
Ни от кого себе найти не могши ссуды,
Из стога у попа я клок сенца стянул».
При сих словах поднялся шум и толки;
Кричат Медведи, Тигры. Волки:
«Смотри, злодей какой!
Чужое сено есть! Ну, диво ли, что боги
За беззаконие его к нам столько строги?
Его, бесчинника, с рогатой головой,
Его принесть богам за все его проказы,
Чтоб и теланам спасть, и нравы от заразы!
Так, по его грехам, у нас и мор такой!»
Приговорили –
И на костер Вола взвалили.
И в людях так же говорят:
Кто посмирней, так тот и виноват.
Да, «кто посмирней, так тот и виноват».

Россия на протяжении всего ХХ века смиренно терпит унижения, нападки, разорения, а ее враги, внешние и внутренние, не перестают усердно стряпать обвинения, оскорбления и уничижения. Доколе будем слепы, сколько будем жить угодливо перед лживыми, лицемерными врагами Отечества нашего? Как исконно православные люди, покроем их беззакония и неправды всепрощающей любовью, но при этом не будем забывать думать о пользе нашего народа и о благе нашего многострадального Отечества. Давайте вспомним и о пользе трудов, на протяжении веков заботливо оберегающих наш народ, многострадальной нашей матери – Русской Православной Церкви. Которая и в годину гонений жила мыслью и заботами о духовном и нравственном здоровье каждого из нас, с заботой о сохранении духовных и культурных многовековых традиций наших, которые являлись и являются скрепами государства Российского.

Пусть не напрасен будет труд и подвиг наших великих классиков и патриотов, каковым и являлся Иван Андреевич Крылов. Внимайте и вразумляйтесь!

Митрополит Димитрий

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.