ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Паломничество на Соловки

13 июля 2015 года. Понедельник.

От ж/д вокзала на автобусе монастырского подворья едем в поселок Рабочеостровск (10км), где находится подворье Соловецкого монастыря и морская пристань, от которой отходят катера на Соловки. Идет мелкий дождик.

У проходной сидим в автобусе, ждем руководителя группы Галину Викторовну, она оплачивает проезд автобуса на морскую пристань и билеты на катер «Василий Костромин» до Соловков.

Проезжаем проходную, доезжаем до пристани, выгружаемся. Вещей много, чемоданы неподъемные на колесиках, сумки с продовольствием в дорогу на Соловки. Все идет дождь. Спрятаться негде. Вот и смирение нам всем. Организованно занимаем места на катере и отправляемся в путь по Белому морю к основной цели нашей поездки – Соловецкому монастырю. С нами батюшка Александр. С верующими людьми даже в открытом Белом море чувствуешь себя спокойно и уверенно. Дождь, ветер, волны, а вода под нашим кораблем бело-зеленого цвета. Материка больше не видно. Вышли в открытое море, качает... Во все виденное верится просто с трудом... Не покидает какое-то ощущение нереальности от происходящего...

Во время почти трех с половиной часов плавания каждый нашел себе занятие по интересам. Многие любовались красотами Белого моря на палубе и кормили чаек, которые слетелись неизвестно откуда. Остальные дремали.

Соловецкий монастырь заметен издалека, его строгие купола победно горят в свинцовом небе.

Соловецкие острова летом, несмотря на жаркую погоду на материке, встречают холодом – температура не поднимается выше 10-12 градусов. Но наши первые дни на Северной земле выдались исключительно теплыми. И все равно не покидает ощущение, что с жаркой улицы зашел в морозильную камеру. Земля, воздух, море и ветер.

Прибыли на Соловки. Выгрузка вещей, чемоданов и сумок с продовольствием. Пасмурно, дождя нет. Тащимся со всеми вещами до монастырской гостиницы – тяжело.

По милости Божией разместились в деревянной двухэтажной гостинице. Условия достаточно хорошие. Батюшку Александра поселили в монастыре отдельно.

Сразу распределили очередь дежурства по кухне, и отправились изучать местные достопримечательности.

Соловки всегда холодновато-сдержанны, люди здесь тоже спокойны, никогда не суетятся, никуда не торопятся, потому как просто некуда. Почти восемь месяцев в году остров, а вместе с ним люди оторваны от Большой земли.

Деревянные невзрачные домики, вросшие в землю постройки, и заготовленные на зиму дрова. Мы гуляли по деревне, пристально всматриваясь в окружающую жизнь, чтобы понять для себя важную вещь – как здесь живется людям, отрезанным от остального мира неласковым морем и непогодой. Одна проживающая тут женщина нам заметила: чтобы жить на острове, нужно самому быть островом. Так, значит, каждый человек – остров? И если это понимать буквально, то каждый из нас одинок в этом мире.

И все мы затеряны в нем, как острова. И это одиночество гонит нас по планете в поисках себя и возможности чем-то согреться, на что-то опереться.

Соловецкий монастырь – одна из таких опор. Поэтому стекаются сюда, к «Соловецкому морю», тонким ручейком люди со всего света, а иные – чтобы остаться тут навсегда. Всего на Соловках проживают около тысячи человек, в сельской школе учатся 96 ребят, а всего в поселке 220 детей, пенсионеров чуть больше – 270.

Основные рабочие места – музей, дизельная электростанция, школа, сад, лесхоз, милиция. Из-за отсутствия нормальных дорог основное средство передвижения на острове – велосипед. Но вся эта неустроенность быта не имеет абсолютно никакого значения в сравнении с духовной мощью, которая так явно ощущается в этом необыкновенном месте.

Духовный путь к себе – это, возможно, и есть главная идея Соловков. Не просто же так Соловецкий монастырь построен в форме корабля, который является символом спасения.

Вот и мы приехали на Соловки за спасением, за возможностью понять о себе что-то важное и, наконец, успокоиться. Да, человек – остров, но и он мечтает прибиться к большому берегу.

В 16:00 нас ждала обзорная экскурсия по территории монастыря с экскурсоводом паломнической службы Марией.

Наше знакомство с историей Соловецкого монастыря началось у крепостной стены (1556 год), с восемью башнями и семью воротами. Экскурсовод рассказывает об основателях монастыря – православных подвижниках XV века Зосиме, Савватии и Германе, которые избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках.

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря.

Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Так был основан монастырь.

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни.

Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН, расформирована в 1939 году).

На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников.

После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных.

Они работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище.

В 1932 году последние Соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены.

Большинство иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, в 1932-1938 годах были замучены, расстреляны, погибли на острове или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех Соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру.

Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь: верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей – Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю.

Сейчас в обители возрождается монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Продолжительная экскурсия по монастырю заканчивается. Пошли в гостиницу купили монастырский хлеб. Завершился вечер прекрасным чаепитием на кухне. Завтра на Литургии многие собираются причаститься, так что вечерние молитвы и правило ко причастию читаем все вместе, собравшись в одной из комнат.

За окнами белая ночь, в этих широтах она светлее, чем на материке. Убеждая себя, что уже поздно и пора ложиться спать, расходимся по комнатам.



14 июля 2015 года, Вторник.


Посещение монастырских богослужений является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением. Подъем в 5-00. Идем на Литургию в храм святителя Филиппа, который был игуменом Соловецкого монастыря (1548-1566), а позднее митрополитом Московским. В 1569 году владыка принял мученическую кончину от руки опричника Малюты Скуратова.

Пока храм закрыт, ждем… Монах открывает храм, мы за ним проходим, прикладываемся к чудотворным иконам. В храме еще очень мало людей, горят лампады. Перед службой – братский молебен у рак с мощами преподобных Зосимы, Савватия и Германа. С трепетом в душе прикладываемся к святыням – мощам Соловецких чудотворцев, камню, на котором спал святитель Филипп, его образу на аналое.

И снова мы окунулись в безграничный мир действия Божьей благодати церковного Богослужения… Литургия пролетела на одном дыхании.

И что самое удивительное – нет постоянного столпотворения мыслей в голове, которые тебя гоняют по какому-то только им известному кругу, есть спокойное принятие себя и обстоятельств.

В 9-40 спешно садимся в экскурсионный автобус и отправляемся на Секирную гору. Дорога на Секирную гору хоть и недолгая, но тряская, и идет мелкий дождик.

Несмотря на сильный шум в автобусе, экскурсовод Ольга всю дорогу рассказывает нам о жизни на Соловецком архипелаге. Для всего мира Секирная гора давно стала трагическим символом Гулага, она неразрывно связана с памятью о жертвах коммунистического террора. На Соловках, в первом из организованных большевиками концлагерей,

Секирка была самым страшным местом: здесь находился штрафной изолятор – «тюрьма в тюрьме».

Автобус довез нас до подножия Секирной горы – дальше предстояло подняться пешком. Не торопясь, мы стали подниматься вверх по пологой дороге в тени высокого леса. Когда подъем закончился, мы оказались у небольшой каменной Вознесенской церкви. Уникальность этого храма в том, что на нем установлен маяк. Несмотря на то что установка маяка не вписывалась в церковные каноны, на это пошли в XIX веке ради обеспечения безопасности мореплавания.

Ведь Секирная гора – одна из наиболее высоких точек архипелага, и церковь на ней хорошо видна издалека.

Перед храмом – небольшая смотровая площадка. А на ее краю у крутого обрыва сделан деревянный помост для обзора окрестностей. Оттуда с горы открывается замечательный вид на северную часть Большого Соловецкого острова.

После осмотра замечательных окрестностей нас пригласили войти в Свято-Вознесенский храм.

Поднявшись по ступенькам, мы оказались в небольшой пристройке, соединяющей келейный деревянный корпус и саму церковь. В коридоре развешаны музейные стенды, посвященные истории скита и страшным страницам Соловецкого лагеря.

Во времена существования СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения) Секирка была самым страшным местом на острове. Почти никто не возвращался оттуда живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для «штрафных», обычно умиравших от невыносимых условий. Срок заключения от месяца до года. Больше практически никто не выживал. Помещали за побег, за нарушения, за совершения богослужений. Трудились заключенные на лесозаготовке.

Норма – 8-10 деревьев: срубить, очистить от веток и сучьев, приготовить к отправке. Питание: утром – кружка кипятка на троих, по фунту хлеба, пшенный отвар, болевшим цингой – вобла на двоих и по ложке тюленьего жира (использовавшегося ранее монахами только для чистки сапог). Спали в храме. На ночь одежду изымали. Чтобы как-то отогреться на ледяном полу заключенные придумали спать «в штабелях». Люди ложились друг на друга, слоями: первый – вдоль, второй – поперек, третий – опять вдоль. Больше 4 слоев разместить было невозможно: «низы» не выдерживали. Время от времени менялись местами. Нередки были случаи, когда задавленные или задушенные с нижних ярусов умирали.

Сохранился рассказ об «утешительном попе», отце Никодиме, который попал сюда уже в очень преклонном возрасте: ему было за 70. Лежа в штабелях, он рассказывал собратьям по несчастью притчи из Евангелия, или, как их называли узники, «священные сказки». Большей популярностью пользовалась притча о блудном сыне. Заключенные с интересом обсуждали, как бы они поступили на месте отца. Кто-то соглашался принять сына, кто-то спорил. В одну из ночей отец Никодим задохнулся.

Жили здесь недолго. Людей наказывали за малейшее неповиновение или невыполнение трудовой нормы.

Нередко прибегали к пыткам: отправляли на «комарики» или, как еще говорили, «на сухую смерть» – оставляя заключенного нагим в лесу, привязанного к дереву. Мало кто переживал ночь.

Зимой провинившегося, раздев, обливали холодной водой или заставляли переливать воду из одной проруби в другую.

Иногда – просто расстреливали. Могли послать на «лесенку»: привязать к бревну и столкнуть с крутого склона по просеке рядом с высокой лестницей, спускающейся от Вознесенского скита к подножию горы. Два года назад «лестницу мучеников» восстановили на деньги норвежских туристов. Внизу – поклонный крест в память о тех, кто скончался на этом месте.

Согласно личным свидетельствам трупы свозились в определенное место, однако не было доподлинно известно, где располагалось «кладбище». В 2005 году обнаружили первое захоронение, теперь открыто около 10 братских могил. Ведутся раскопки, определяется количество людей, на местах захоронения водружаются кресты. Установить личности нет никакой возможности. Один Господь ведает имена страдальцев… Приложившись к поклонным крестам и пропев «Со святыми упокой», двинулись дальше.

Хутор Горка, куда мы направляемся, находится в трех километрах от монастыря. Его называют заповедником в заповеднике. Тут, в Макарьевской пустыни, в конце девятнадцатого века был создан ботанический сад. Сейчас самыми старшими по возрасту являются сибирские кедры и яблони, которым более ста лет.

Позднее здесь появилось множество небывалых для северных широт растений: липа мелколистная, черемуха пенсильванская, даурский чай, роза и другие.

Наша поездка на Секирную гору заканчивается.

Уже в автобусе, по дороге обратно, наш экскурсовод старалась как можно больше рассказать нам о событиях, происходивших на Соловках за его многовековую историю. Всегда очень радует и восхищает такое добросовестное отношение человека к делу, которым он занимается.

У гостиницы прощаемся с Ольгой.

Приготовление обеда. Мы носим дрова. Женщины варят первое, второе, чай.



15 июля 2015 года, Среда.


В 7-00 был назначен сбор у Никольских ворот, откуда мы на трех машинах едем на другой берег острова к причалу.

Около причала остатки часовни святой великомученицы Варвары, которой паломники молились о благополучном путешествии. Следуем многовековому обычаю и мы, поем тропарь и кондак святой, читаем молитву и занимаем места на катере. Катер неспешно начинает свой путь по заливу.

В этих краях очень сильные приливы и отливы, из-за которых возникают течения. Создается ощущение, что катер стоит на одном месте, безрезультатно борясь с волной, которая затягивает нас обратно в бухту.

Мы идем на катере два часа, погода пасмурная, дождик мелкий. Наконец катер бросает якорь около северо-западного мыса заветного острова.

Сам катер не может подойти близко к берегу, и поэтому нас небольшими группами перевозят на берег в обычной весельной лодке. Выгружаемся, дождик перестал, пасмурно.

Перед нами остров Анзер – второй по величине в составе Соловецкого архипелага, площадью 47 км. Название острова переводится с вепсского как «очень вытянутый остров».

От других островов архипелага Анзер отделен проливом Анзерская салма. На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря.

Анзер – заповедный остров. Со времени основания на нем скитской жизни он является прибежищем ищущих уединения, отшельничества и особых подвигов.

Анзер – остров сосредоточия святости, подвижничества, тяжелого труда молитвы. Это остров печали, скорби, горя и радости всех православных. Там в муках нашли успокоение души тысяч невинно убиенных, среди которых были люди разных вероисповеданий. Во времена лагеря на этом острове располагался стационар медчасти, так называемая больничка, в которой умерли тысячи заключенных. Когда в лагере началась эпидемия тифа, сюда свозили больных узников умирать.

Именно здесь – на Анзере каждому из нас предстоит пройти свой путь в 12 километров на гору Голгофу. И не будет возможности у слабого духом свернуть назад, так как только неумолимое движение вперед позволит завершить свой путь по Анзеру, чтобы затем вернуться на Большой Соловецкий остров. Трудна и тяжела эта дорога на собственную Голгофу, но, именно она, дает каждому пищу для размышления и внутренних переживаний, которые очень долго не оставляют в покое. Здесь ты понимаешь, что каждому из нас нужен свой день, свой час и свое место для того, чтобы взглянуть в глубь своей души и спросить себя о своей жизни.

Так начинается покаяние и спасение души.

От берега, совсем похожего на тундру, мы движемся в глубь острова. Пейзаж начинает меняться. Мы попадаем в настоящий лес. Остров почти девственно чист, природа здесь сурова и прекрасна. На Анзере нет опасных хищников, водятся лисы, зайцы, полярные олени, тюлени, гуси, утки.

С каждым шагом меняются живописные пейзажи острова. Сочетание лесистых холмов, озер и болотных низин, открытых пространств, устланных разноцветным ковром трав и цветов, каменистых обрывистых берегов создает невероятное ощущение гармонии человека с природой.

Здесь все имеет особенный вкус.

До Свято-Троицкого скита – первого на этом острове – три километра. Монах Елеазар прибыл на остров в самом начале XVII века, чтобы подвизаться в уединенной жизни, своими руками построил келью. Но про него узнали и стали прибывать из Соловецкой обители монахи, желающие такой же подвижнической жизни. Для них и был учрежден скит.

Сначала построили деревянную церковь, а впоследствии и каменную с братским корпусом. В храме прикладываемся к образу преподобного Елеазара и продолжаем наш путь.



16 июля 2015 года, четверг. В 15-00 садимся на катер.


Покидая остров, мы увозим с собой очень сильные переживания, незабываемые впечатления и множество прекрасных фотографий. Мы надеемся сохранить в сердцах настроение этого острова, потому что, побывав на Соловках, невозможно не измениться хотя бы на время, или хотя бы чуть-чуть. Тут ты убеждаешься, что прикоснулся к чему-то совершенно уникальному и неповторимому. Это место, где будто бы сочетается несочетаемое и где обнаруживаются одновременно самые сильные, величественные, красивые, но в то же время и самые страшные и жестокие стороны человеческого духа.

Михаил Колотыгин,
г.Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.