(рассказ)
Вся в метели прошла преподобная Евфимия Великая – государыня масленица будет
метельной! Прошел апостол Тимофей полузимник; за ним три вселенских святителя; Святитель Никита, епископ новгородский – избавитель от пожара и всякого запаления; догорели восковые свечи Сретения Господня – были
лютые сретенские морозы; прошли Симеон
Богоприимец и Анна Пророчица.
Снег продолжает заметать
окна до самого навершия, морозы стоят словно медные, по
ночам метель воет, но на душе
любо – прошла половина зимы.
Дни светлеют! Во сне уж видишь траву и березовые сережки. Сердце похоже на птицу, готовую к полету.
В лютый мороз я объявил
Гришке:
– Весна наступает!
А он мне ответил:
– Дать бы тебе по затылку
за такие слова! Кака тут весна, ежели птица налету мерзнет!
– Это последние морозы, –
уверял я, дуя на окоченевшие
пальцы, – уже ветер веселее дует, да и лед
на реке по ночам воет… Это к весне!
Гришка не хочет верить, но по глазам
вижу, что ему тоже любо от весенних слов.
Нищий Яков Гриб пил у нас чай. Подув
на блюдечко, он сказал поникшим голосом:
– Бежит время… бежит… Завтра наступает Неделя о мытаре и фарисее. Готовьтесь к Великому посту – редька и хрен, да
книга Ефрем.
Все вздохнули, а я обрадовался. Великий
пост – это весна, ручьи, петушиные вскрики, желтое солнце на белых церквах и ледоход на реке. За всенощной, после выноса Евангелия на середину церкви, впервые
запели покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери.
Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму
Святому Твоему.
С Мытаревой недели в доме начиналась
подготовка к Великому посту. Перед иконами затепляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились «в землю». Мать становилась
строже и как бы уходящей от земли. До
прихода Великого поста я спешил взять от
зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался
в овраги и слушал снег.
Наступила другая седьмица. Она называлась по-церковному – неделя о Блудном
сыне. За всенощной пели еще более горькую песню, чем «Покаяние», – «На реках
Вавилонских».
В воскресенье пришел к нам погреться
Яков Гриб. Присев к печке, он запел старинный стих «Плач Адама»:
Раю мой раю,
Пресветлый мой раю,
Ради мене сотворенный,
Ради Евы затворенный.
Стих этот заставил отца разговориться.
Он стал вспоминать большие русские дороги, по которым ходили старцы-слепцы с поводырями. Прозывались они Божьими певунами. На посохе у них изображались голубь,
шестиконечный крест, а у иных змея. Остановятся, бывало, перед окнами избы и запоют о смертном часе, о последней трубе Архангела, об Иосафе – царевиче, о вселении
в пустыню. Мать свою бабушку вспомнила:
– Мастерица была петь духовные стихи!
До того было усладно, что, слушая ее, душа
лечилась от греха и помрачения!..
– Когда-то и я на ярмарках пел! – отозвался Яков, – пока голоса своего не пропил. Дело это выгодное и утешительное.
Народ-то русский за благоглаголивость слов
крестильный крест с себя сымет! Все дело
забудет. Опустит, бывало, голову и слушает,
а слезы-то по лицу так и катятся!.. Да, без
Бога мы не можем, будь ты хоть самый что
ни на есть чистокровный
жулик и арестант!
– Теперь не те времена, – вздохнула мать, – старинный стих повыветрился!
Все больше фабричное да
граммофонное поют!
– Так-то оно так, – возразил Яков, – это верно,
что старину редко поют, но
попробуй запой вот теперь
твоя бабушка про Алексия
человека Божия или там
про антихриста, так расплачутся разбойники и востоскуют! Потому что это…
душу русскую в этом стихе услышат… Прадеды да
деды перед глазами встанут… Вся история из гробов
восстанет!.. Да… От крови да от земли своей
не убежишь. Она свое возьмет… кровь-то!
Вечером увидел я нежный бирюзовый
лоскуток неба, и он показался мне знамением весны – она всегда, ранняя весна-то,
бирюзовой бывает! Я сказал про это Гришке, и он опять выругался.
– Дам я тебе по затылку, курносая пятница! Надоел ты мне со своей весной хуже
горькой редьки!
Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен – в знак
веры в воскресение из мертвых. В этот день
церковь поминала всех «от Адама до днесь
усопших в благочестии и вере» и особенное моление воссылала за тех, «коих вода
покрыла, от брани, пожара и землетрясения
погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных,
от мороза замерзших…»
В воскресенье читали за литургией Евангелие о Страшном суде. Дни были страшными, похожими на ночные молнии или отдаленные раскаты грома.
Во мне боролись два чувства: страх перед грозным судом Божьим и радость от
близкого наступления масленицы. Последнее чувство было так сильно и буйно, что я
перекрестился и сказал:
– Прости, Господи, великие мои согрешения!
Масленица пришла в легкой
метелице. На телеграфных столбах висели длинные багровые
афиши. Почти целый час мы читали с Гришкой мудреные, но завлекательные слова:
«Кинематограф «Люмьер».
Живые движущиеся фотографии и кроме того блистательное
представление малобариста геркулесного жонглера эквилибриста
«Бруно фон Солерно».
От людей пахло блинами. Бо-
гатые пекли блины с понедельника, а бедные с четверга. Мать
пекла блины с молитвою. Мать
много рассказывала о деревенской масленице, и я очень жалел, почему родителям вздумалось перебраться в город. Там все было
по-другому. В деревне масленичный понедельник назывался – встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомка; четверг – перелом;
пятница – тещины вечерки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы и
прощеный день. Масленицу называли также
Боярыней, Царицей, Осударыней, Матушкой,
Гуленой, Красавой. Пели песни, вытканные
из звезд, солнечных лучей, месяца-золотые
рожки, из снега, из ржаных колосков.
В эти дни все веселились, и только одна
церковь скорбела в своих вечерних молитвах. Священник читал уже великопостную
молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыке живота моего». Наступило прощеное воскресенье. Днем ходили на кладбище прощаться с усопшими сродниками. В церкви, после вечерни, священник поклонился всему
народу в ноги и попросил прощения. Перед
отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили: «Простите, Христа ради», и на это отвечали: «Бог простит».
Снился мне грядущий Великий пост,
почему-то в образе преподобного Сергия
Радонежского, идущего по снегу и опирающегося на черный игуменский посох.
Василий Никифоров-Волгин
|