Ежегодно 15 февраля Православная Церковь отмечает один из
Великих двунадесятых праздников – Сретение Господне. В этот
день вспоминаются события земной жизни Иисуса Христа, описанные в Евангелии от Луки (гл. 2, 22-39).
По закону Моисееву, все родители должны были своих первенцев (то есть первых
сыновей) на сороковой день после рождения
приносить в храм для посвящения Богу. При
этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в
память исхода евреев из Египта – освобождения от рабства, спасения еврейских первенцев от смерти.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса
в Иерусалимский храм.
В это время в Иерусалиме жил старец по
имени Симеон. Он был человеком праведным, благочестивым и уважаемым.
По преданию, Симеон был одним из
семидесяти двух ученых толковниковпереводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 годы до н.э.)
поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий (этот перевод
получил название Септуагинта). Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи
и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он подумал, что вместо слова «Дева» должно стоять
«Жена», и посчитал своим долгом исправить
текст. Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится в истинности пророчества Исайи.
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300
лет. И вот, в тот день, когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон, по
внушению Духа Святого, пришел в храм и
встретил Богомладенца Христа.
Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, – а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», – произнес пророческие слова Симеон Богоприимец.
Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня,
раба Твоего (из этой земной жизни в другую – вечную), по слову Твоему (согласно
Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Родившегося Господа Симеон называет:
«светом во откровение (для просвещения)
языков», то есть всех племен и народов, и
«славою для народа своего», то есть Израиля.
Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете это был избранный
народ еврейский или израильский, а в Новом
Завете – весь верующий христианский мир.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или
иначе – «Ныне отпущаеши».
Иосиф же и Матерь Божия удивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей
о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить
в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А
Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое
горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.
Слова Симеона Богоприимца исполнились.
Иисус Христос дал людям новый закон благодати и любви, но Его учение, как и Сам Спаситель мира, сделались для многих предметом
ненависти и противоречия, а Матерь Божия,
видя страдания и крестную смерть Своего Божественного Сына, испытала столько горя и
сердечных страданий, как будто бы действительно оружие пронзило Ее душу.
Тут же, в храме, была благочестивая
вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою
день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем
всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия
на землю Христа Спасителя.
Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.
Праздник Сретения принадлежит к числу древних праздников и был известен на
Востоке с IV века, а на Западе – с V века.
В 543 году при императоре Юстиниане
установлено совершать праздник с особой
торжественностью, с крестным ходом и со
свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от страшной моровой язвы.
День православной молодежи – международный праздник, и отмечается ежегодно в день Сретения Господня, 15 февраля.
Этот праздник появился в 1992 году благодаря Всемирному братству православной
молодежи «Синдесмос» – международной
церковно-общественной организации, основанной в 1953 году во Франции группой молодых православных верующих.
Деятельность «Синдесмос» получила благословение и поддержку всех Поместных Православных Церквей и способствовала расширению современного свидетельства о Православии в различных его аспектах. Литургическая жизнь, пастырская работа с молодежью,
миссионерская деятельность, богословие, православное свидетельство, диалог с Восточными Православными Церквами стали основными темами молодежных встреч и фестивалей.
Греческое слово «Синдесмос» дословно переводится как «единство духа в союзе
мира», поэтому именно этот праздник встречи жаждущей человеческой души с Богом выбрал «Синдесмос» в качестве Дня православной молодежи.
Господь наш Иисус Христос даровал нам
новый закон (Завет) – закон Любви. Он сказал:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на
сих двух заповедях утверждается весь закон
и пророки». (Мф. 22:37-40; Мк. 12:29 – 31;
Лк. 10:27-28)
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг
друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той
любви, как если кто положит душу свою за
друзей своих… Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:12 – 13, 17).
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Почему Любовь «первая и наибольшая заповедь»? Ответ на этот вопрос можно найти в первом послании апостола Павла к христианам города Коринфа:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я
медь звенящая или кимвал звучащий. Если
имею дар пророчества и знаю все тайны и
имею всякое познание и всю веру, так что
могу горы переставлять, а не имею любви,
то я ничто. И если я раздам все имение
мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы
(1 Кор. 13, 1-3).
О том, что происходит с душой человека, когда ее покидает Любовь, очень точно рассказывается в следующих строках,
составленных неизвестным автором.
Без любви все – ничто
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Ум без любви делает человека хитрым.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека тираном.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Закон, заповедь – это правило, которое
даровал нам Господь, чтобы мы жили правильно и были счастливы. Нарушая заповедь
Божию о Любви, мы сами себя и людей, окружающих нас, делаем несчастными.
Взять любое общество, будь то семья,
класс, город или страна, если среди членов
этого общества не будет Любви, то общество
погибнет. Люди будут завидовать, враждовать, убивать, воровать и т.д. Зло поселится в сердца людей, а зло, как известно, истребляет само себя. Никакие государственные законы не заставят человека жить правильно,
если у него в душе нет Любви. Невозможно
написать законы на все случаи жизни, чтобы
сдерживать человека, порабощенного злом.
Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить Бога и все то, что Он
создал. Потому что только Любовь созидает
человека и общество, только Любовь делает
людей счастливыми.
Вся земная жизнь человека – это «суета и томление духа» (Ек. 1, 14). Она проходит очень быстро. Спросите пожилого человека, и он ответит вам, что жизнь пронеслась очень быстро.
Если перевести в часы, то человеческая
жизнь длится всего около 400-500 тысяч часов. Из них одну треть мы тратим на сон.
Остальное тратим на погоню за богатством
и удовольствиями. А о душе и вечной жизни
либо вообще не вспоминаем, либо вспоминаем уже в самом конце своей жизни. Все мы, независимо от социального статуса, однажды
встретимся с Богом, и Он спросит нас о том,
как мы потратили дарованную нам жизнь.
Поэтому, обращаясь к молодым людям,
начинающим свой жизненный путь, хочется сказать:
Выбирайте правильный путь и правильные
духовные ориентиры. Мудрый не тот, кто не
делает ошибок, а тот, кто их не повторяет.
Будьте мудрыми, живите правильно и не повторяйте ошибок других. Рационально используйте дарованное вам время. Учитесь любить
Бога и ближних. Учитесь молится Богу, потому что молитва есть дыхание души. Так вы
станете счастливыми и правильно подготовитесь к своему сретению – встрече с Богом.
Иерей Владимир Прос куряков,
Председатель отдела по работе
с молодежью Тобольско-Тюменской
епархии
|