Собор вселенских учителей и святителей (др.-греч. Οι Τρεις Ιεραρχες – «три иерарха») – праздник Православной Церкви, посвященный памяти
великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, которые почитаются
как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и Богослужения Церкви.
Торжество совершается 12 февраля (30 янв. по ст. стилю). Существует традиция часть службы им совершать на греческом языке ради
уважения к их греческому происхождению. Следуя ей, мы также будем перемежать текст статьи греческими словами и понятиями.
Жили святые, о которых далее пойдет речь,
в IV-V веках. Вследствие необычайной личной
святости, почитания и уважения к ним верующих, ради обширного вклада трех святителей в
вероучение и нравоучение Христовой Церкви
вскоре каждому из них были установлены дни
празднований. Общий праздник, прославляющий
в один день всех троих, начал отмечаться с
XI века.
Согласно повествованию Синаксаря, помещенного в греческих и славянских богослужебных Минеях под 30 января, в царствование
византийского императора Алексея Комнина, в
1084 году (или в 1092 г.), в столице империи
Константинополе приобрел особую остроту спор
о значимости трех святителей в среде «самых
образованных и искуснейших в красноречии
людей». Одни ставили выше Василия Великого,
другие Григория Богослова, третьи – Иоанна
Златоуста. Желая пресечь неполезные для
мира в Церкви и империи волнения, Божии
угодники в духовном видении предстали митрополиту Евхаитскому Иоанну (Мавроподу)
(сохранилось около 200 его канонов святым и
среди них канон Ангелу-хранителю, читаемый
перед Святым Причастием). Они поведали
о своем равенстве перед Господом нашим
Иисусом Христом и, указав о необходимости
установить им общее празднование в один
день, повелели песнописцу сочинить гимны для
общего церковного последования.
После видения владыка Иоанн Мавропод
составил службу на 30 января, так как в этом
месяце совершалось церковное прославление
всех троих святителей: день Василия Великого – 1-го числа, Григория Богослова – 25-го,
перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27-го.
Нам, людям немощным и несовершенным,
нередко хочется выделить одного, нередко лишь
на наш взгляд, более одаренного и талантливого человека (или святого) для подражания ему.
Такое выделение определенных выдающихся
качеств как наиважнейших для достижения
того, что нам представляется самым главным
в жизни, происходит в силу большей близости
наших особенностей к его чертам характера,
либо нравятся особенности его жизненного
пути, внешней одаренности и т.д. Такими были
и люди предыдущих веков. Каждый, выбирая
«по вкусу» святителя, хотел только на нем поставить фундамент не только своего личного,
но и общецерковного спасения. И вновь, а мы
говорим о богооткровенности Православной
веры, Бог открыл людям то, что не укладывалось в их сознание и что было неполезно
(раздоры!) для христианского уразумения, что
сужало и обедняло мышление и мировосприятие спорящих. Конечно, явленный путь трех
равноценных несравненно ярче, богаче и шире,
нежели если бы был выделен представитель
одного величайшего таланта. И, таким образом, Тайна и Образ Пресвятой Троицы, где
Все равны и равночисленны, вновь осияла,
запечатлела и явила Себя в трех святителях
как Своем человеческом образе и подобии.
«Нет между нами ни первого, ни второго», –
передает слова этих выдающихся церковных
иерархов свт. Димитрий, митр. Ростовский в
своих Четьих-Минеях. – «Если ты ссылаешься
на одного, – сказано было Иоанну Мавроподу, – то в том же согласны и оба другие.
Поэтому повели препирающимся по поводу
нас прекратить споры, ибо как при жизни, так
и после кончины, мы имеем заботу о том,
чтобы привести к миру и единомыслию концы
вселенной. Ввиду этого соедини в один день
память о нас и, как подобает тебе, составь
нам праздничную службу, а прочим передай,
что мы имеем у Бога равное достоинство».
Что общего выделяет всех трех гениальных
святых людей? Конечно, надо начать с того,
что жили они в одну эпоху и почти в одно
время. Так, годы жизни свт. Василия Великого (греч. Μξγας Βασιλειος, ок. 330 – 1 января
379), Григория Богослова (Назианзин; греч.
????????? ? ???????? приблизительно 325-330 между 389 и 390). Иоанн Златоуст (Златоустый)
являлся их младшим современником (греч.
??????? ? ???????????; ок. 347 – 14 сентября
407). Первые двое даже, по видимости, были «земляками» – из Каппадокии.
Если внимательно вчитываться в их биографии (жития), то наблюдается значительное
сходство: все они происходили из знатных,
благородных, богатых и благочестивых родов,
особую роль в воспитании, формировании мировоззрения и характера несли матери (прп.
Емилия и бабушка св. исповедница Макрина
[Старшая] у Василия, св. Нонна у Григория
Богослова, благочестивая Анфуса. Анфуса,
овдовев в возрасте приблизительно 20 лет,
не вышла вторично замуж, но посвятила себя
воспитанию Иоанна). От Макрины Старшей
будущий святитель Василий Великий получил
первые духовные познания: она передала ему
«речи блаженнейшего Григория
[Чудотворца]» (оказывается, она
являлась духовным чадом ярчайшего святителя III века) и «воспитала в благочестивых учениях». С
детства усвоенные понятия о Боге
Василий Великий пронес через
всю жизнь, лишь «доводя [их] до
возможного совершенства».
Можно отдельно, конечно,
говорить и о значении отцовского
воспитания (например, о иерее
Василии Старшем у Василия, и о
«истинном архипастыре» Григории,
еп. Назианзском [Старшем] у Богослова), однако роль и значение
материнского воспитания как-то уж
особенно обращает на себя внимание. Впрочем, раз зашел разговор
об отцах, то слова матери Иоанна
Златоуста: «Лицо твое, похожее
на него, заменяло мне умершего
твоего отца, напоминая мне о
нем» - свидетельствуют, что даже
в раннем детстве Иоанна образ умершего
отца Секунда через частые воспоминания и
рассказы матери вдохновлял и воодушевлял
подрастающего отрока, призывая к проведению
достойной жизни.
Что же говорить о двух других святителях?
У одного отец был благочестивым христианином, впоследствии ставший священником, а у
другого (Григория), обращенный супругой из
секты на путь истинного благочестия и ставший
позднее даже епископом г. Назианза.
С детства будущие светильники церковные
полюбили учение, предались ему и в силу
удивительных природных и Божественных
дарований достигли предельного для человека
совершенства. Так, свт. Василия, например,
Григорий называл «громадным кораблем, нагруженным всеми возможными для человека
знаниями». Всем Святая Церковь усвоила
уникальные единственные и неповторимые
имена: Златые (золотые) уста, Богослов, Величайший. Все прожили (особенно Василий)
сравнительно недолго. Начинали труды с
монашеских и даже отшельнических подвигов.
Они были великие экзегеты (мастера объяснений и толкований Священного Писания),
проповедники и церковные ораторы. Василий
и Иоанн – творцы одноименных Божественных
Литургий, а Григорий и Иоанн были Святейшими Патриархами Константинопольскими.
Прошли многие скорби, зависть и страдания сопровождали каждого из них. Император
Валент и правитель Каппадокии Модест грозили смертью Василию; к Григорию и Иоанну
подсылали впоследствии покаявшихся убийц.
Иоанна Златоуста в конечном счете сослали
и соответствующей ссылкой ускорили его кончину в Команах Понтийских (современная Абхазия близ г. Сухума). Свт. Григорий был душевно «ранен», когда его стали «сводить» с
престола Константинополя.
Все они были постники, кроме скорбей
душевных, многие претерпели болезни и физические. Так, свт. Василий однажды сказал: «Я
так слаб телом, что первого удара во время
мучения будет для меня достаточно». Это
он, вообще слабый от природы, вдобавок так
истощил себя трудами и постом. Великие иерархи боролись с многочисленными еретиками.
Способные к наукам юноши прошли обучение
и покорили своих учителей в тогдашней «обители наук» городе Афины. Всех троих пытались
оставить в городе в качестве преподавателей
и ученых. Афинский епископ хотел оставить
и рукоположить Иоанна в священный сан с
тем, чтобы впоследствии последний занял
архиерейскую кафедру. Вместе с Григорием,
но особенно Василий составил свод канонических правил для общежительного монашества.
Можно продолжать схожий перечень их заслуг
трудов и подвигов этих необычайных личностей
всемирной и церковной истории.
Следует отдельно сказать и о том огромном вкладе, который внесли эти люди, как о
нечто определенно бесценном, в сокровищницу Церкви, ее богословия и православного
богопочитания. И о том различии, которое из
их черт, способностей, талантов и дарований
Божиих, которое сделало возможным неповторимым и уникальным вклад каждого из них в
хранилища вселенской Церкви и единственном
пути каждого во Христе.
Несколько еще черт о свт. Василии. Про
него говорили, что «он был велик и в словах,
и в действиях». Еще в Афинах он, молодой
человек, буквально поразил знаменитого учителя философии ее необычным определением:
«Сущность философии в том, что она заставляет нас думать о смысле смерти». Правитель
Кесарии Модест, пораженный поведением архипастыря, произнес: «С такою свободою никто доселе не говорил предо мною».
Вскоре после смерти Юлиана Отступника в 364 г., в год, когда Василий стал священником, три вопроса стояли перед сознанием Вселенской Церкви.
1. После арианского «наплыва» в мышлении произошло движение в сторону благочестия, и «флаг» перехватили «подобосущники»
(от ?????????? – подобосущный, сходносущий).
Однако в их мышлении оставался пробел:
если Бог Слово подобен Богу Отцу, то нет
ли в рождении от Отца волевого хотения при
рождении, а это снижение Сына на позицию
ущербную по отношению к Отцу. Или же рождение Сына от Отца действие всецело природы
Божества? Решение: ????????? – единосущий
нужно было вновь возрождать в православном
миропонимании подавляющего большинства.
2. Вставал вопрос правильного (православного) почитания Третьей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Проявление,
энергия, сила от Божества Отца или же Сам
является Богом? Как писал свт. Григорий: в
то время «одни почитали Духа энергией [т.е.
нетварной, но все же эманацией Божества],
другие тварью, иные Богом и
еще иные не решались сказать
ни того, ни другого. И даже
из признававших Его Богом
многие благочестивы только
в сердце, иные же решаются
благочествовать и устами».
3. Стоял вопрос о Личностях
(Лицах) Пресвятой Троицы, обладающих Единой Божественной
Сущностью. Сын единосущен
Отцу, Дух единосущен Отцу –
это ясно, но ведь Они разные.
Эти вопросы путем молитвенного подвига, громадной силе
ума, помноженной на мощное
и глубокое классическое древнегреческое образование, надлежало решить свт. Василию
Великому.
При этом необходимо понимать, что Василий столько же
философ, сколько и богослов.
Иначе многое будет непонятным. Разработка категориального аппарата, т.е.
понятий, с помощью которых стало доступным и
возможным выражение на человеческом языке
межличностных отношений в Пресвятой Троице, – заслуга всецело великого Кесарийского
архиепископа. Ему принадлежит и введение
в святоотеческое богословие слова ипостась
(от греч. hypostasis – подставка, опора, сущность, основание). Слово просопон (др.-греч.
???????? – лицо) нельзя было использовать,
так как в греческих трагедиях оно стало
означать маску, личину. Поэтому нужно было
выделить это названное новое слово и, постепенно очистив его, возвысить до всеобщего
понимания Лица, Личности. Труд философа и
филолога, озаренного Духом Святым!
Когда выработанные понятия, термины и
их взаимоотношения определились благодаря
работе богословской мысли Василия, стало
возможным выразить таинственную сущностную Троичную жизнь через общее и частное.
Пример: человечество – общее, конкретный
человек – частное. Так и в Троице: Божество –
то, что присуще всем Лицам Пресвятой Троицы,
и личность, лицо, ипостась – то, что относится
к любому из Лиц Пресвятой Троицы. А различие Ипостасей выразить через различие
личностных свойств. Существенные свойства
(от ???????) – тоже термин свт. Василия Великого – каждой ипостаси. Отца – нерожденность,
Сына – рожденность и Духа Святого – исхождение. И при этом неслитность (никогда
не сливаются) и нераздельность (аналогичное
рассуждение). Вот когда становится понятным
Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Пока мы
этого не понимаем, мы не можем и вознести
хвалу св. Троице, пока ум не сможет восприять
неслитность Лиц и их индивидуальных свойств
Каждого, дотоле невозможно совершить ей
славословие Отцу и Сыну и Св Духу». Все
Три обладают полнотой Божества при неслитности всех Трех – завершение тринитарного
(троичного) богословия Великого Василия.
Святитель буквально «сгорел» на кафедре и
умер, не дожив до Собора 381 г.
Григорий – Богослов Пресвятой Троицы.
Еще в детстве Господь призывал его избрать
девственный образ жизни. Среди различных
божественных знаков, указаний и видений
назовем ночное видение, когда ему явились
в виде двух дев добродетели: Чистота и
Целомудрие. «Кто молится, тот и Богослов» –
слова прп. Симеона Нового Богослова.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога
узрят», а значит, и смогут наиболее адекватно (по человеческой мере постижения)
описать Святую Троицу. Это все приложимо
к божественному Григорию. Он начинает свое
богословие с апофазы (с отрицания).
Он столь же поэт, сколько и богослов, и
это дает ему возможность не просто внешне
описать Троицу, но, если можно так сказать, и
заглянуть внутрь божественной жизни, насколько Сам Бог разрешает это сделать святому,
чистому, избранному Им человеку. Только
Сама Троица знает, какой порядок имеет
Сама в Себе, как совершается рождение,
как совершается исхождение. Поэзия – это
красота слова, приличная Троице, это взлет,
парение над землей. «Три Лица, Три Ипостаси,
Они нераздельны в воле, они нераздельны
в могуществе и во всех иных существенных
свойствах, в славе, премудрости, любви. В
Трех Бесконечных бесконечная соестественность. Не успеваю помыслить о Едином, как
озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех,
как возношусь к Единому».
Как совершается рождение, исхождение?
Григорий доводит до полноты учение о Троице. Когда пытались свести Григория с кафедры, народ стал стеной и, не отпуская его, говорил: «С собой ты уводишь Троицу!» Святитель вводит понятие, также относящееся к
внутрибожественной жизни в недрах Пресвятой Троицы: равночестность и равновеликость.
Новое свидетельство: Сыновство не есть недостаток по сравнению с Отечеством и Исхождение не меньше Рождения. Богословие Троицы – славословие и хвала! «Прихожу в трепет, когда представляю в уме богатство наименований: Дух Божий, Дух Христов, ум Христов; Он Дух сыноположения, Он дышет где
хочет, Он делает меня храмом, творит богом,
совершает, почему и Крещение предваряет и
по крещении взыскуется». Как бы останавливаемый свыше в рассуждениях и лицезрениях
Таин Внутрибожественной жизни Григорий завершает: Дальнейшее да будет почтено молчанием. Истину нужно содержать всем, а вот
богословствовать может не каждый!
В 381 г. после смерти свт. Мелетия Антиохийского (он хиротонисал Иоанна Златоуста
во пресвитера) 2-й Вселенский Собор проходил под председательством Григория Богослова. Орос (определение) Собора – Символ
веры, поемый за каждой Литургией. Подвиг
Отцов Собора открыл Православное учение
о Святой Троице и сделал доступным всем
христианам исповедание Истины.
Удивительный Златоуст. С самого начала
его стали называть Сладкоречивый, Медоточивый и др. Он столько же ритор, оратор (и
филолог), сколько и богослов. Богословие его
направлено к народу. Известно, что однажды он
говорил так высоко, что было сложно для понимания простого народа. Одна женщина возвысила свой голос, сказав: «О, Иоанн, золотые
уста! Произносимое тобою велико и высоко, а
вервь [веревка] нашего ума коротка, и мы не
можем уяснить глубину, изреченную тобой».
С той поры простота, доступность, ясность,
точность, красота и образность, в совокупности необходимые для более адекватного
понимания слушателей, стали ориентиром для
церковного непревзойденного проповедника. И
знание богословия, принесенного народу для
его насущного назидания, становится главным
в жизни архипастыря и вселенского учителя.
Это богословие, обращенное к народу, если
хотите. Отсюда и многие экзегетические труды,
проповеди, которых сохранилось благодаря
скорописцам более 800. Толкование, учительство и проповедничество были вдохновлены
Богом. Иоанна Златоуста видели с апостолом
Павлом, нашептывающим святителю мудрые
толкования своих посланий. В другой раз
старец и подвижник Исихий лицезрел апостолов Петра и Иоанна Богослова, вручивших
Иоанну ключи Царства Небесного и свиток,
несущий в себе истинное знание, правильность
и глубину понимания и проникновения в дух и
букву Священного Писания.
Последние слова земной жизни высокого
подвижника и угодника Божия: «Слава Богу
за все!» и его крестный путь во Христе и со
Христом стали важнейшим уроком духовного
назидания и воспитания (формирования) подлинного патриотизма, силы воли, духа и мужества для многих и ныне ищущих и совершающих Божией помощью свое спасение.
Таково лишь в общих чертах подлинное
значение подвига трех учителей и святителей Христовой Церкви. Их подвиг как нельзя
востребован и необходим для воспоминания,
для прославления и уяснения подлинного
христианского учения. Ум, такт, всесторонняя
образованность, энциклопедические знания,
святость, Божественное созерцание и раскрытие Православного учения и славословие
Троицы – то, что полезно будет современному
и взрослому, и подрастающему поколению
нашей Родины, чтобы мы знали и помнили,
как важно и сегодня подлинное воспитание и
образование. Сопряженное с личным и общественным благочестием, праведной жизнью и
нравственностью оно способно противостоять
«злу мира сего», служить процветанию нашей
России, спасению и водворению человека в
Царствие Небесное.
И еще. Часто в разговорах с православными христианами слышу, как и сейчас кто-то
предпочитает Иоанна Златоуста, кто-то – Василия Великого… Никак мы не можем уйти от
общих страстей, присущих «всем временам и
народам». Нам нужно внимательнее обратиться
к истории этого праздника и уяснить, что данное Божественное Откровение (открытие! для
тогдашних христиан) насущно и современным
последователям Христа. Дело действительно в
том, что они полностью равны между собой. А
потому восхождение до этой открытой истины
и есть необходимая для нас потребность. Когда
любой сможет искренне сказать о каждом святителе: «я так люблю его во Христе!» – тогда
наш уровень бого- и благочестия наконец-то
достигнет уровня открытой Господом истины.
Нынешний, 2015 год несет России крупную
юбилейную дату – 1000-летие со дня преставления св. равноапостольного Великого князя
Владимира. В связи с этим стоит вспомнить,
что принятое им Таинство Святого Крещения
с именем Василия в честь свт. Василия Великого, указывает что «Василий» - «царственный» - во всем ведет и указывает достойно
идти средним, царским путем. Для правителя
и для каждого живущего на земле неотъемлемо важным является не только сердце – вместилище любви, но и ум, разум, рассуждение
и знание (конечно, в Духе Святом). А это был
путь и свт. Василия (соединение ума и сердца) и пришедшего к евангельскому покаянию
святого князя Владимира.
Помимо этого как может быть дорог и нам,
сибирякам, этот праздник трех святителей!
Ведь нынче для Сибири помимо прославления
равноапостольного князя Владимира грядет и
приближаются юбилейные торжества, посвященные 300-летию упокоения свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского.
Диакон Валерий Казанцев , клирик
Знаменского кафедрального собора,
г. Тюмень
|