ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№02 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Святая Православная Церковь светло празднует все великие события истории спасения человека. Двенадцать великих праздников, живописующих эти события, именуются Святой Церковью двунадесятыми. Одним из таких праздников является праздник Сретения Господня. Событие встречи Богомладенца с праведными Симеоном и Анной происходит на сороковой день после рождения Спасителя.

В этот день Пречистая Богоматерь с Праведным Иосифом Обручником принесли младенца Иисуса Христа в храм Господень «чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» /Лк. 2, 24/. В Иерусалиме в это время жил праведный и благочестивый человек именем Симеон, он ожидал «Утешения Израилева», и Дух Святой был на нем. Утешением Израиля в пророческих книгах именуется исключительно Мессия, напряженным ожиданием Которого характеризуется вся история богоизбранного народа. Дух Святой возвестил Симеону, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» /Лк. 2, 26/. И вот исполняется долговременное ожидание старца, ожидание всего ветхозаветного человечества, Симеон пророчествует, он испытывает великую радость, берет Богомладенца на руки, к его ликованию присоединяется праведная старица Анна и хвалит Господа. Сретение (означает «встреча») – это праздник встречи, встречи Симеона, Анны и Богомладенца, встречи Ветхого Завета и Нового, встречи человека с Богом.

Ликование Симеона и Анны при встрече Господа является ликованием всех праведников Ветхого Завета. Эту великую радость ветхозаветных праведников при встрече с долгожданным Мессией – Спасителем мира – нам довольно сложно в должной мере ощутить и понять, они ждали Христа более пяти тысяч лет, вера их была деятельной, надежда – живой и горячей. Сменялись поколения, пророчества о грядущем Спасителе приобретали все больше четкости, Он был надеждой всех праведников Ветхого Завета, этой надеждой жили, за эту надежду умирали. И вот сейчас в лице Симеона и Анны весь Ветхий Завет, все его праведники видят исполнение этой надежды.

Весь Ветхий Завет вкладывает свои чаяния, свою веру и радость в слова молитвы праведного Симеона: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Затем праведный Симеон благословляет Богомладенца Христа и Пречистую Матерь Его и изрекает пророчество: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются промышления многих сердец» /Лк. 2, 34-35/. Действительно пришествие Христа явилось судом Божиим над всем человечеством, восстали все верующие в Него, пали неверующие: вера в Него – оправдание, неверие – осуждение. Часть пророчества, касающаяся Божией Матери, говорит о Ее страданиях - «душу пройдет оружие», которые, по слову блаж. Феофилакта, испытывала Богородица во время постоянных преследований Господа во дни земной жизни и особенно во время распятия на Кресте. В момент распятия Христа открываются промышления многих сердец.

Сам праздник Сретения Господня совершенно особый среди двунадесятых праздников. Одни из них относятся к Господским, другие – к Богородичным, а этот – и Господский и Богородичный, само Евангелие, описывающее это событие, очень много говорит о Пречистой Деве. Она приносит Богомладенца в храм, ее благословляет Симеон, о ней изрекается пророчество.

Тропарь праздника также непосредственно воспевает Богоматерь: «Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш…», кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством твоим…», именно поэтому в этот праздник во многих церквах используют облачение разного цвета – белое или золотое с голубым. Золотой и белый – цвет Господских праздников, голубой – Богородичных.

Сретение Господне является престольным праздником Ялуторовского Сретенского собора – главного храма Ялуторовского благочиния, самого величественного на юге Тюменской области. Храм этот имеет свою историю. Построенный в 1777 году, он был разрушен в 1931, ныне же воссоздан по дореволюционным фотографиям. Восстанавливался храм всем миром, большую материальную помощь в его восстановлении оказало правительство Тюменской области, в первую очередь губернатор В.В. Якушев. Непосредственно инициировал и курировал строительство храма глава г. Ялуторовска В.Д. Зимнев. Восстановление храма совершилось по благословению архиепископа, а ныне митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, который неоднократно посещал строительную площадку, совершал молебны и Богослужения, а 11 июня 2011 г. совершил чин великого освящения Сретенского собора.

Приглашаем всех на престольный праздник посетить Сретенский собор г. Ялуторовска – жемчужину сибирского храмового зодчества.

Протоиерей Михаил Без укладников,
настоятель Сретенского собора
г. Ялуторовска, ректор Тюменского
духовного училища

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.