16 февраля 2014 года исполнится 102 года со дня преставления святителя Николая, архиепископа
Японского, с именем которого связано утверждение Православия в Японии. Полувековой апостольский
подвиг сделал его имя незабываемым и священным для православных японцев.
Святитель Николай (в миру Иван Димитриевич Касаткин) родился 1 августа
1836 года в селе Береза Бельского уезда
Смоленской губернии в семье диакона. По
окончании Бельского духовного училища и
Смоленской духовной семинарии Иван Касаткин в 1857 году в числе лучших воспитанников был направлен в Санкт-Петербургскую
духовную академию. Узнав о настоятельской
вакансии в русском консульском храме в
г. Хакодатэ, юноша изъявил желание отправиться в Японию содействовать распространению
Православия в Стране восходящего солнца.
24 июня 1860 года епископ Выборгский
Нектарий (Надеждин; 1819-1874), ректор
Санкт-Петербургской духовной академии, совершил в академическом храме во имя Двенадцати апостолов постриг Ивана Касаткина
с наречением ему имени Николай. В день
праздника первоверховных апостолов Петра
и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня (Собор Двенадцати апостолов) – во иеромонаха (даты
по ст. стилю). Епископ Нектарий так напутствовал молодого инока: «С крестом подвижника ты должен взять посох странника,
вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские».
В июле 1860 года иеромонах Николай
выехал в г. Хакодатэ, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. Ехать пришлось
через Сибирь. В Николаевске-на-Амуре
отец Николай зимовал. Здесь он встретился
с прославленным святителем, апостолом
Америки и Сибири, архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским (впоследствии
митрополит Московский и Коломенский)
Иннокентием (Вениаминовым; 1797-1879).
Владыка Иннокентий оставил иеромонаха
у себя почти на год. Это было настоящей
миссионерской школой, практическим «курсом наук». Однажды владыка Иннокентий
спросил у о. Николая: «А есть ли у тебя рясато хорошая?» «Конечно, есть», – отвечал
о. Николай. Однако владыке академическая
ряса не понравилась: «Поедешь туда, все
будут смотреть, какой-де он, что у них за
священники? Нужно сразу внушить им уважение. Покупай бархат». Бархат был куплен.
Владыка вооружился ножницами и выкроил
рясу для о. Николая: «Вот так-то лучше будет. А есть ли крест?». Креста еще не было:
он дожидался о. Николая в Хакодатэ. «Ну,
возьми хоть вот этот», – сказал владыка,
надевая на шею о. Николая бронзовый крест
за Севастопольскую кампанию. «Оно хоть и
не совсем по форме, да все-таки крест, а без
него являться к японцам не годится. Да и не
одни японцы, и европейцы будут смотреть».
В Хакодатэ о. Николай прибыл в 1861
году и сразу же приступил к обязанностям
настоятеля консульской церкви. Одновременно он стал изучать японский язык, который успешно освоил к 1868 году, параллельно изучая и английский язык. В конце 1869 года иеромонах Николай приехал
в Санкт-Петербург и представил Святейшему Синоду записку о необходимости основания в Японии Русской духовной миссии.
К тому времени паства о. Николая насчитывала около 20 верующих.
В январе 1870 года Святейший Синод
своим определением постановил: «Образовать для проповеди слова Божия между
японскими язычниками особую Российскую
духовную миссию, состоящую из начальника,
трех сотрудников-миссионеров (иеромонахов)
и причетника». О. Николай был возведен в
сан архимандрита и назначен начальником миссии.
По возвращении в Японию о.
Николай передал Хакодатскую паству своему сподвижнику иеромонаху
Анатолию (Тихаю; † 1893) и перенес
миссионерский центр в Токио.
В августе 1872 года архимандриту Николаю удалось приобрести для
миссии участок земли с несколькими
зданиями в центре Токио на высоком
холме Суругадай. В 1873 году он приступил к возведению на этом месте
каменного строения, в котором должны
были помещаться храм, школа на 50
человек, квартиры для миссионеров и
учителей.
В 1875 году епископ Камчатский
Павел (Попов; 1813-1877) рукоположил
в священный сан рекомендованных архимандритом Николаем кандидатов из
первых православных японцев. К 1879
году при миссии в Токио действовали
катехизаторское училище, семинария,
женское и причетническое училища, а в
Хакодатэ два училища – для мальчиков
и девочек. Со второй половины 1877
года миссией стал регулярно издаваться
журнал «Церковный вестник» («Кеоквай-Хосци») и другие периодические издания.
Издавались также духовно-нравственные
книги и брошюры, переводы богослужебных
книг на японский язык.
17 марта 1880 года Святейший Синод
вынес определение «о бытии архимандриту
Николаю епископом Ревельским, викарием
Рижской епархии, с откомандированием
его в Японию», а 30 марта того же года в
Троицком соборе Александро-Невской лавры
была совершена его хиротония во епископа.
Так начался новый период в жизни Японской
духовной миссии.
Первые годы архипастырского служения
святителя Николая были радостными, хотя
трудными. На вершине Суругадайского холма, где находились миссия и ее учреждения, по плану архитектора М.А. Шурупова
в 1885-1891 годах был построен собор Воскресения Христова.
В 1897 году для работы в миссии был откомандирован иеромонах Андроник (Никольский,
† 1918, священномученик). В своем дневнике
он писал о владыке Николае: «Февраля 21/
марта 5 1898 года. Суббота под воскресенье
первой недели Великого поста. Я исповедал
епископа, а вчера сам у него исповедовался. Замечательно молодая у него душа: при
немалых годах (62 года), при постоянных житейских и деловых передрягах – совсем молодая душа молодого идеалиста, чуждая всякой неискренней прикрасы своего настроения,
прикрасы хотя бы умными и высокодуховными словами; он, напротив, говорит так, как
чувствует, – просто, искренне. И самопревозношения над другими никакого не заметно.
Владыку здесь, конечно, вся Япония
знает, конечно, не лично, а просто как «Николая»; и само Православие здесь большей
частью известно под именем «учения Николая»; так как он один ведь здесь и положил
начало и вел до сих пор это дело. И
жаль мне его, бедного: как будто всегда
он один и был, и есть, и будет, а мы
все какие-то временные работники,
постоянно готовы убежать, то рассорившись с ними, то заболевши».
Во время русско-японской войны
1904-1905 годов на долю святителя
Николая и его паствы выпали тяжелые
испытания.
Деятельность епископа Николая,
много помогавшего русским военнопленным, была по достоинству оценена:
церковным священноначалием он был
возведен в сан архиепископа и ему
усвоен титул «Японского». Преодолевая
послевоенные трудности, умудренный
опытом 70-летний старец продолжал
руководить основанной им Церковью.
В марте 1908 года помощником архиепископа Николая стал епископ Киотский Сергий (Тихомиров; 1871-1945),
впоследствии митрополит Японский.
Архиепископ Николай видел в своем
преемнике истинного миссионера.
3 февраля 1912 года на 76-м году
жизни приснопамятный святитель
Японский мирно отошел ко Господу. В
тот же день Святая Церковь празднует
его память. Архиепископ Николай для
японской православной паствы был не
только проповедником слова Божия, но и
любящим пастырем и отцом, отдавшим ей и
свое сердце, и свою жизнь.
Девять с половиной десятилетий прошли
со дня преставления архиепископа Николая.
К гробнице святителя поныне приходят православные и инославные христиане, а также и нехристиане, выражающие тем самым
ему свое благоговение.
Священным Синодом Русской Православной Церкви во главе со Святейшим
Патриархом Алексием (Симанским; † 1970)
было принято постановление о прославлении
святителя Николая в лике святых с именованием «равноапостольный». В Японии
православные почитают святителя Николая
как великого праведника и молитвенного
предстателя пред Господом.
Галина ГУЛИЧКИНА,
Православие.ru
|