ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№2 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Быть казаком – значит быть православным

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 декабря 2013 г. в храме Христа Спасителя г. Москвы состоялся Первый большой съезд казачьих духовников.

В президиуме находились: Святейший Патриарх Кирилл; председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиеп. Запорожский и Мелитопольский Лука; архиеп. Витебский и Оршанский Димитрий; архиеп. Женевский и Западно-Европейский Михаил; атаман Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда; атаман Донского войска В.Г. Гончаров; атаман Оренбургского казачьего общества В.И. Романов и др. Участниками съезда были руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, духовники казачьих обществ, казачьи атаманы.

По благословению Митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия в работе съезда от нашей епархии приняли участие протоиерей Михаил Денисов, штатный клирик храма Семи отроков Ефесских г. Тобольска, и иерей Владимир Язов, настоятель храма Святой Троицы с. Нижняя Тавда.

К собравшимся с Первосвятительским словом обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший подчеркнул, что «в основе образа жизни казака лежит православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. А если система духовных и нравственных ценностей разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, в некий карикатурный образ. У казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви. Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви – это свободный выбор. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это значит, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными. А без этого увлечение скоро может пройти. И форма будет снята, и традиции попраны…».

Святейший также коснулся такой темы, как пост: «Пост нужен для того, чтобы человек воспитывал свою волю. И если мы настолько слабы, что не можем отказать себе во вкушении скоромной пищи, то хватит ли у нас силы Родину защищать? И если в таком простом деле не можем, стоит ли нам замахиваться на великие дела? Если в малом не смогу быть верен, смогу ли быть верен в большом (см. Мф. 25; 21)? Хватит ли силенок?».

Далее Святейший Патриарх высказал следующее: «Воцерковление казаков сегодня – это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви – это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, – только в этом случае казаки смогут сохраняться в условиях коллосального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям – политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

И второй важный момент – это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддержать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же, как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды… Самая главная политическая идеология казачества – это любовь к Отечеству, охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Казачество не должно терять бдительность. Оно является слишком значительной силой, чтобы им не интересовались те, у кого есть собственные планы в отношении будущего России… Пусть благословение Божие пребывает над всем казачеством».

Святейший Патриарх также высказался о роли казачьего духовенства: «Вы должны работать, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает… Вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответственны за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания… Я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей… не щадя живота своего. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, мои дорогие».

Участников съезда также приветствовал председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов. В частности, он заметил, что казак является носителем православной веры и русской культуры, что святая обязанность казака – посещать храм по воскресеньям.

Митрополит Ставропольский Кирилл возгласил «ЛЮБО» Святейшему Патриарху и прочитал доклад по основной теме съезда «Православие – духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». В докладе он напомнил, что казак без веры – не казак, что некрещеный казак – нонсенс (как можно присягать на Евангелии?), а если и атаман таков – это вообще катастрофа. Наша внутренняя беда – нерадение священников, для которых окормление казачества является только внешним послушанием, карьерной ступенью.

Митрополит также напомнил слова прп. Серафима Саровского, что «Господь за Православие сохранит Отечество наше». Руководитель Департамента межрелигиозного сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх огласил приветствие съезду мэра Москвы С.С. Собянина и выступил с докладом на тему «Межрелигиозный православный проект «Казачьи рубежи России»». Проект принят к реализации Советом при Президенте РФ по делам казачества при участии Правительства г. Москвы и администраций ряда регионов и предполагает в 2014 г. строительство т.н. обыденных (об один день) казачьих храмов в десяти регионах России. Себестоимость таких храмов невелика, вместимость – до 100 человек. Наш Тюменский регион, к сожалению, в этот проект не вошел.

Собравшихся приветствовал заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк.

А.С. Кириченко огласил приветствие министра регионального развития РФ И.Н. Слюняева.

Архиепископ Витебский Димитрий зачитал приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета, в котором говорится, что «задача пастырей – помочь казакам стать гражданами Царства Небесного». С докладом выступил митрополит Ростовский Меркурий. Он призвал духовенство быть в курсе всех казачьих дел. Атаман – пример для войска, он должен знать православное вероучение и должен участвовать в литургической жизни. Митрополит подчеркнул, что без религиозного просвещения возрождение казачества невозможно.

Архиепископ Запорожский Лука выступил с докладом «Пастырское окормление казаков в Украине», в котором сообщил, что современное казачество на Украине зачастую только по форме напоминает былое казачество. Трудности: раздробленность казаков, национальная гордыня, тяготение к неканоническим церковным образованиям, язычество, маловерие, суеверие (которое именуется традицией), слабое воцерковление. Большинство казаков не исповедуются и не причащаются, мероприятия проводят в пост.

Атаман Кубанского войска, казачий генерал Н.А. Долуда рассказал, что возрождение кубанского войска началось в конце 80-х гг. XX в. благодаря инициативе Екатеринодарского митрополита Исидора. Сегодня на Кубани 43,5 тыс. реестровых казаков, а с членами семьи – их 151 тыс.

Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил выступил с докладом «Сохранение духовных традиций казачества зарубежом», в котором рассказал о жизни эмигрантской части казачества. «Быть русским – великая задача заграницей. Тот, кто остался в Церкви, тот остался русским. Никакое дело не начиналось без молитвы. Казачество не преподавалось, им просто жили. Родившийся казачок – предопределен на служение. Огромную роль в воспитании играли каза.чки. Казаки – особые люди, они в Европе оставляли добрый след. До сих пор во Франции помнят атамана Платова с доброй стороны, хотя в современных понятиях – это был оккупант. «Простите, простите, простите», – говорил Платов, делая земные поклоны людям, вернувшись на родину. За что простите? – за то, что вернул вам только третью часть войска».

Затем в работе съезда был перерыв на обед, после которого состоялась вторая половина пленарного заседания. С интересными и полезными докладами выступали войсковые священники и духовники. Единодушно было признано, что в Русской Православной Церкви за последние 20 лет накоплен опыт взаимодействия с казачеством – духовного окормления и пастырского попечения казачьих обществ, организаций, образовательных учреждений. Однако существует немало проблем, над которыми предстоит работать и священникам, и атаманам, и представителям власти. В заключение работы съезда состоялся концерт Государственного академического кубанского казачьего хора.

Иерей Владимир Язов , настоятель
храма Святой Троицы, с. Нижняя Тавда

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.