Любой народ, любящий свое Отечество, прежде всего печется,
чтобы сохранить и передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры. Если этого не происходит, общество начинает заболевать, переживать духовный кризис.
Для сохранения духовных и нравственных традиций необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, воспи-
тать молодежь в духе любви и уважения к Отечеству.
Рано или поздно человек вступает на самостоятельный жизненный путь. Как при этом избежать опасности, как убедиться, правильно ли выбрано направление?
Что является главным для человека?
Чего мы хотим в жизни? Если задать этот
вопрос каждому из нас, то можно услышать
различные ответы: чтобы хорошего жениха найти, мужа, чтобы муж не пил, не курил, зарплату бы всю отдавал, покупал бы
все, что захочется! Чтобы квартира была,
дети – девочка и мальчик, чтоб послушными были, чтобы на работе уважали, зарплату не задерживали, чтобы денег было много, чтобы автомобиль был престижный. Да,
еще – «самое главное» – чтобы здоровье
было. И вот, если это все соблюдается, человек счастлив. Вроде бы. Для христианина счастье приобретается в борьбе с самим собой, когда чувства подчинены разуму, а разум долгу.
Каждый человек стремится к счастью,
но как много сторонних сил, которые меняют направление движения, и нужно следовать туда, куда не хотел идти.
Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл в одной из своих бесед с молодежью приводит замечательный пример из
известного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», в котором речь идет о том,
как злоумышленник ставит под компас магнит, и курс корабля сбивается. И вот, вместо свободной Америки путешественники попадают в Африку, страну рабов.
Далее Святейший задает вопрос и тут же
отвечает на него: «Имеет ли вообще человечество такой компас, который указывает
путь к счастью? Позвольте мне сказать: человечество имеет такой компас. Бог, сотворив человека, вложил этот компас в нашу
природу. Этот компас является врожденным
нравственным законом». Некоторые ученые
говорят, что нравственность – это нечто приобретенное. Но вот ведь какой интересный
факт: где бы человек ни жил, грех отражается на сердце болью. Боль – голос совести. Поступил плохо, и как следствие – внутренний дискомфорт. Чем снять? Водкой?
Наркотиком? Или убедить себя, что все так
живут, что я не хуже других, другие-то вон,
что творят.
Каким бы ни было кажущееся благополучие безнравственного человека, он не может
быть счастливым. Не может быть счастливым
по определению… По определению Божию.
«Гений и злодейство» несовместимы. Не
может быть одновременно красоты и лжи.
Красота вне истины и добра – труп.
Итак, чтобы достичь счастья, нужно защищать и сохранять нравственное чувство.
Нередко под влиянием факторов, которые
сбивают стрелку компаса, человек становится неспособным сохранять нравственный
закон. И вера наша Православная помогает
вернуться на правильный путь. Необходимо
только войти с Богом в особые сыновние
отношения. И уже Бог помогает человеку
сохранить нравственное чувство.
Человек, жизнь которого наполнена иногда
бесконечной чередой страданий, беспрерывной
скорбью, говорит, что счастлив. А человек,
который имеет все, – глубоко несчастен и
нередко заканчивает жизнь самоубийством.
Необходимо помнить: самый лютый наш враг
– это грех. Многие мамы удивляются: почему
ребенок до 15 лет в церковь ходил, молился, а
потом вдруг – раз, и резко перестал, духовная
жизнь оборвалась. С чем это связано? Именно
с тем, что «от юности моея мнози борют мя
страсти», т.е. с грехом.
Что же такое грех? Грех – не запрет, посланный с Неба, грех – все то, что вредит
человеку. Действие греха можно сравнить с
действие радиации на тело человека. Убийство души – вот тот фатальный исход, к которому приводит легкомысленное отношение
к греху, привычка жить во грехах – извиняя самого себя тем, что «все так живут».
С другой стороны, грех – это нанесение
прямого оскорбления Богу. Ведь Сам Христос открыл людям, что Бог для каждого из
нас «Отец наш Небесный».
Еще страшнее выглядит ситуация, если
мы посмотрим на нее с точки зрения искупительной жертвы Спасителя. Мы, совершая грехи, вновь и вновь становимся соучастниками Его распинания. Каждый наш
грех – удар молотком по гвоздям в пречистое Его тело.
Итак, грех – это яд (радиация); это оскорбление; это распинание. «Не обманывайтесь:
ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры,
ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые,
ни хищники – Царства Божия не наследуют»
(1 Кор. 6, 9-10).
Особенно хочется предостеречь молодежь от греха блуда, потери целомудрия.
Вне семьи не должно быть никакой половой жизни. «Не прелюбодействуй», – говорит нам 7-я заповедь Закона Божия. Сегодняшняя действительность дает нам грустную
картину: потеря целомудрия до брака, неудачные браки, разводы, нарушение чистоты брака, случайные, кратковременные сожительства, аборты. Церковь выступает за
отказ от минутных имитаций любви, рождающих лишь чувство стыда и разочарования, – ради любви настоящей, единственной,
вечной и всецелой, захватывающей душу и
тело человека!
Слово «невеста» означает неизведанная
никем, неизвестная. Внебрачная связь – торжество греха. «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело
с нею?.. Бегайте блуда; всякий грех, какой
делает человек, есть вне тела, а блудник
грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в
вас Святого Духа, Которого имеете вы от
Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6, 16-20).
Приснопамятный батюшка протоиерей
Алексий Сидоренко в работе «Этические
ценности христианского мировоззрения» приводил следующий пример о грехе блуда и
его последствии: «СПИД – страшнейшее заболевание… уникальная болезнь. В чем ее
уникальность? Впервые мы можем проследить прямую связь между грехом и смертью, впервые так четко… Кого поражает
эта болезнь? Людей из «группы риска». Что
это за «группа риска»? … Это те, кто ведет безнравственный образ жизни. Кто попирает нравственные нормы явным, совершенно бесстыдным образом».
Большая часть человечества, отступив
от Бога, вопреки совести узаконивает беззаконие, полагая разврат и блудное сожительство делом не только естественным, но
и необходимым – своеобразной проверкой
будущей супружеской жизни.
А вот какие советы преподает молодым
людям известный священник Артемий Владимиров:
– Юноши и девушки! Будем сторожами себе и своему подлинному земному счастью, которое можно обрести в законном,
венчанном браке.
Юноша! Благогоговея перед своей матерью, как ты сможешь осквернять ту, которая сама в будущем станет матерью?! Если
ты именуешь девушку своей невестой, бойся и перстом прикоснуться к ней. Чистая
привязанность внушает благоговение к человеку. Грубая похоть, ничем не сдерживаемое плотское стремление имеют место там,
где и речи не идет о взаимном уважении и
подлинной любви.
Девушка! Мудра Мать Церковь, заповедующая блюсти невинность как драгоценный дар, чтобы принести ее незапятнанной
к венцу. Иначе, идя на поводу у несдержанного ухажера, ты никогда не сумеешь разобраться в нем как в человеке. Если над
нами господствует плоть и похоть, все творится в угоду страстям, счастья в супружестве не жди!
Юноши и девушки! Мы имеем ныне
неоценимый дар внешней свободы, которым
нужно пользоваться благоразумно, не в
осуждение себе, а во спасение собственных
душ. Сейчас не время беспечности и легкомыслия, поиска суетных удовольствий и
легких путей в жизни! Познавайте заповеди
Христовы, изучайте Предание и Писание
Православной Церкви, ходите в храм Божий,
боритесь со страстями, учитесь молиться
внимательно и сердечно.
Иерей Владимир ЯЗОВ,
настоятель храма Святой Троицы,
с. Нижняя Тавда
|