Первая мысль: «Это не наше, зачем нам католические праздники? Зачем какие-то красные финтифлюшки? Зачем слепо
перенимать чужие обычаи?»… Православный – не значит дубиноголовый.
Можно спокойно разобраться.
День св. Валентина связывают со многими событиями. Например, римляне в
середине февраля праздновали «фестиваль
эротизма», так называемый Луперкалий: бегали голые люди, били друг друга козлиными
ремнями, верили, что этим повышается рождаемость. В 494 году Папа Римский Геласий
попытался запретить Луперкалии.
Также в феврале проходили праздники
в честь богини Юноны. Был обычай, своего
рода гадание: молодые люди друг другу дарили записки со своими именами. Гадания о
«суженом-ряженом» были у многих народов.
А что мы знаем о самом святом Валентине? Мучеников с именем Валентин было
трое. Один пострадал в Карфагене. Двое в
Риме. Сведений об их житии крайне мало.
Больше легенд о мучениках. Одна возникла в средние века. В 269 году Римской
Империей правил император Клавдий II. Он
издал указ, запрещающий женитьбу легионерам, чтобы солдат думал о войне, а не о
семье. Конечно, было много недовольных.
Тогда и проявил себя священник Валентин
из римского города Терни. Он помогал
встречаться влюбленным и тайно венчал их.
Император, узнав об этом, казнил священника. Красивая и грустная история. И католическая церковь относится к ней именно
как к истории, так как во время реформы
Римско-Католического календаря святых,
произведенной в 1969 году, празднование
памяти св. Валентина как общецерковного
святого было отменено на том основании,
что нет достаточных сведений об этом
мученике, кроме имени и информации об
усечении мечом.
А в Православной Церкви, напротив,
святой Валентин почитается по-прежнему.
Точнее, оба упомянутых ранее мученика –
епископ и пресвитер – имеют собственные
дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, – 12
августа (30 июля).
В интервью РИА «Новости» глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и
общества Московского Патриархата священник Георгий Рябых сказал: «День святого
Валентина в том виде, в каком он навязывается россиянам, пропагандирует такие
отношения мужчины и женщины, которые не
являются любовью в настоящем понимании.
Под «влюбленными» часто понимаются люди,
согласно христианским канонам подлежащие
епитимьи (наказанию) за сожительство вне
брака. Пропагандируется безответственное
отношение друг к другу. Люди, живущие
вне брака, относятся друг к другу именно
безответственно, не готовы отдавать себя
до конца. Церковь же считает, что любовь
должна быть полной и ответственной».
Критическое отношение ко Дню всех
влюбленных вовсе не означает, что люди
не должны проявлять внимание, нежность,
заботу друг о друге, дарить подарки. Наоборот, каждый день должен быть праздником
проявления любви к своим ближним, своей
семье, детям, друзьям. В православной
традиции особыми праздниками любви и
семейного счастья считаются дни памяти
святых, отличавшихся в земной жизни супружеской верностью и взаимопониманием,
например, Петра и Февронии Муромских или
Царственных Страстотерпцев.
Хорошим поводом проявить особое
внимание к любимому человеку является
День Ангела (именины), день рождения или
крестин. Если же хочется устроить торжества
именно 14 февраля, то можно направить
эту энергию на подготовку к празднованию
Сретения Господня (15 февраля). Вечером
накануне Сретения в православных храмах
традиционно пройдут торжественные Богослужения.
Символично и то, что в праздник Сретения Господня Русская Православная Церковь
уже несколько лет подряд отмечает День
православной молодежи, возносит молитвы и
о благополучном устройстве семейной жизни
юных россиян.
И в истории о святом Валентине, когда
он венчал влюбленных, освящая их союз, и
в значении праздника Сретения, когда мы
вспоминаем приход Святого Семейства в
ветхозаветный храм, можно почерпнуть для
себя то, что все наши дела и даже чувства
должны освящаться.
Кто-то из мудрых сказал: «Счастлив
в любви может быть только тот, кто Бога
любит больше».
Владислав ГЛЕБОВ, иподиакон,
Православие.ru
|