ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Православная молодежь: трудным путем веры

В современном обществе, в средствах массовой информации, а также на просторах интернета часто нагнетается мысль о некоем противостоянии общества и молодежи с Церковью. Так ли это на самом деле?

Еще сравнительно недавно Церковь не играла почти никакой роли в жизни общества, состояла почти из одних стариков, и ни о какой работе с молодежью не было и речи. Время прошло, Церковь стала активно участвовать в жизни общества, влиять на сферу образования, здравоохранения, армию и другие социальные институты. Но изменилось ли отношение общества и особенно молодежи к Церкви? У некоторых людей такая активность вызвала ярко выраженную неприязнь, людей запугивают вмешательством Церкви в «личную жизнь» каждого человека. Все это привело к тому, что в некоторых регионах (с преобладающим православным населением) родители выбрали для своих детей курс светской этики, а не основы православной культуры. В этой связи опять и уже более остро встает вопрос о роли Православной Церкви, православной общественности и православной молодежи в жизни общества.

Как говорили христианам в древнем Риме: «Non licet vos esse» («Вас не должно быть»). Но разве православная молодежь не имеет права на существование, на проявление своей веры, на социальную активность? Да и как может развиваться общество, лишенное своих идеалов, своих героев?

Путь веры остается до сих пор путем трудным, путем преодоления, течением «против». Как метко отметил святитель Иоанн Златоуст: «Живая и здоровая рыба течет против течения, только мертвая и больная – по течению».

Русский религиозный мыслитель начала XX века Н.Н. Неплюев писал об одной из главных причин «того, что церкви посещаются только стариками, женщинами и детьми. Люди, творящие жизнь, не могут не сознавать, что между этой жизнью и верой очень мало общего. Им стыдно идти в церковь, чтобы там короткое время пожить высокими мыслями и чувствами, совершенно не применимыми к той жизни, в которую они погрузятся, выйдя из церкви. Они предпочитают совсем не думать о вере и не ходить в церковь, чтобы бесплодно не тревожить совесть».

Совсем другое дело – православная молодежь, которая всерьез интересуется православной верой и смыслом жизни, которая не хочет размениваться на мелочи, которая не хочет жить в абсурде и этот абсурд воспринимать как норму. Такие люди есть. К сожалению, не вся молодежь горит верой, во многих социальных прослойках культура, как правило, такова, что она убивает эти живые ростки и огрубляет человека настолько, что он уже не задает себе вопросов о смысле жизни, что очень и очень печально.

Молодежь – это лицо Церкви, наравне со священнослужителями, наравне с другими прихожанами. Они могут создавать положительное отношение к Церкви во всем обществе. Ведь если молодежь занимается социальным служением в Церкви, это меняет отношение даже критично настроенных людей. Молодежь может заниматься миссионерской деятельностью. А потом они сами меняются, создают семьи, становятся костяками приходов, перестают быть молодежью.

Однако слишком часто оказывается, что молодые люди, которые, казалось, не испытывали в раннем возрасте никаких проблем со своей верой, часто оказываются беззащитны перед князем мира сего, который, как известно, «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Поэтому сейчас необходимо приложить соборные усилия для того, чтобы найти новые, адекватные нашему времени пути решения проблемы действительного, а не номинального воцерковления молодежи, чтобы научиться обретать свой путь пред Богом во Христе и в Церкви. Важно, чтобы дети и молодежь не просто жили как получится, воспринимая лишь внешние формы христианской жизни, но реально воцерковлялись – в том числе и через совместную деятельность, через изучение Священного Писания и Предания Церкви, чтобы они не теряли веру, не уходили от Бога, чтобы их детская вера крепла и становилась сознательной и взрослой, чтобы Церковь стала для них родным домом, а братья и сестры – родными людьми. Очень важно, чтобы они восприняли от старших, как свое наследие, заботу и труд по возрождению Церкви.

Иерей Иоанн КАЗАН ЦЕВ,
председатель епархиального отдела по
работе с детьми и молодежью

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.