Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (в миру Иван
Дмитриевич Касаткин) (1836 – 1912 гг.), – основатель Русской Православной Церкви в Японии. Родился 1 (14) августа в семье сельского
диакона Дмитрия Касаткина в Смоленской губернии. Бойкий деревенский парнишка был послан учиться в Смоленскую духовную
семинарию. А в августе 1857 г. бурсак Касаткин в числе лучших учеников
отправляется в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В канун окончания 4-го курса открылась
вакансия священника при Российском императорском консульстве в японском городе
Хакодатэ. Иван Касаткин сразу решил начать
службу пастыря в чужой стране. В конкурсе
участвовало двенадцать студентов старшего
курса. Касаткин победил. И подтвердил свое
желание принять иночество. Отборочная комиссия, состоявшая из церковных иерархов,
отправила свое решение в Духовно-учебное
управление при Святейшем Синоде. 23 июня
1860 г. стало днем пострига Ивана Касаткина
в монахи. Его нарекли Николаем, в честь
святителя и великого чудотворца Николая.
Спустя пять дней инок Николай был рукоположен в иеродиаконы, а ровно через сутки,
30 июня 1860 г., он был возведен в духовный
сан иеромонаха.
Николай опоздал на последний пароход,
уходивший в Хакодатэ. Пришлось прожить
зиму и весну в Приморье. С открытием навигации, как только сошел лед в устье Амура,
отец Николай отбыл в Японию. В Хакодатэ
он появился не то что без гроша в кармане,
но еще с большим долгом. Казначей одной
береговой морской части ссудил бедному
монаху сто рублей серебром. В Хакодатэ
Николая встретил консул Гошкевич. Консул
не стал скрывать, что отца Николая ожидали трудности. За три года, пока существует
консульство, сменилось два священника. Оба
не хотели изучать японский язык, без знания
которого миссионерство сводилось к нулю.
Первые семь лет своего пребывания
в Хакодатэ настоятель консульской церкви
серьезно занимался изучением японского
языка, истории и культуры, а в часы досуга пытался делать переводы из некоторых
священных и богослужебных книг. Научился
расшифровывать иероглифы, что дало ему
возможность знакомиться с книгами по литературе и искусству, а также с буддистскими
религиозно-нравственными сочинениями. К
этому времени, то есть к 1865 г., относятся
и первые пробы пера. Иеромонах Николай
начинает сотрудничать с газетой «Восточное
Поморье», выходящей в Николаевске-наАмуре. Материальное положение иеромонаха
Николая было такое, что он считал каждый
грош.
В 1869 г. епископ Иннокентий посоветовал отцу Николаю ехать в Санкт-Петербург
и добиваться открытия миссии. В столице к
просьбам гостя из Японии отнеслись благосклонно. В Хакодатэ отец Николай уже
вернулся в новом качестве – главой Русской
духовной миссии и в священническом сане
архимандрита. Было это в 1870 г. Переехав
в Токио, архимандрит Николай принялся за
свое святое дело. Им были созданы духовная
семинария, катехизаторские школы. Издавались первые в Японии русские журналы
«Православный вестник» (на русском и
японском языках) и «Уранисики» («Скромность»), знакомивший японских читателей с
историей, культурой, литературой России. На
первых порах это устраивало отца Николая,
но все-таки главная его цель была иной –
воздвигнуть кафедральный собор.
В 1879-1880 гг. отец Николай посетил
Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев,
Одессу: собирал добровольные пожертвования на строительство храма в Токио. Собор
Воскресения Христова, позже получивший
неофициальное название Николай-до, был
построен в Токио в 1891 г. В апреле 1906
г. епископ Ревельский Николай (в этом
сане – с марта 1880 г.) был возведен в
архиепископское духовное звание. За полувековую деятельность святителя Николая в
Японии насчитывалось 31984 верующих, 265
церквей, 41 священник, 15 хоровых регентов,
121 катехизатор. Отец Николай перевел на
японский язык Священное Писание, богослужебные книги. Он внес большой вклад в
установление и развитие российско-японских
связей.
Своей добротой и внимательностью к
каждому человеку, приходящему к нему для
беседы или утешения, святитель Николай заслужил всеобщее уважение, особенно у простых японцев, которые очень любили русского
пастыря. Протоиерей Иоанн Восторгов, посетивший Японию в начале XX века, писал: «Не
было человека в Японии, после Императора,
который бы пользовался такой известностью.
В столице не нужно было спрашивать, где
русская православная миссия, довольно было
сказать одно слово «Николай», и буквально
каждый рикша сразу знал, куда нужно было
доставить гостя миссии».
Особым испытанием для молодой Японской Православной Церкви стала Русско-Японская война (1904 – 1905 гг.). Святитель
Николай, не боясь прослыть предателем
России, благословлял японских солдат воевать
за свое отечество, сохраняя при этом христианское отношение к раненым и
пленным врагам. Конечно же, как
патриот России, архиепископ Николай
молился о победе русского оружия,
чем вызывал злобу и недовольство
японских властей.
За время пребывания в Японии
святитель Николай поднял авторитет
Православия в Японии на неслыханную высоту, основал Духовную семинарию, Регентскую школу, множество
катехизических школ, рукоположил
сотни священников, крестил сам и с
помощью священства тысячи японцев.
Обширная и активная архипастырская деятельность подорвала и без
того слабое здоровье святителя. 16
февраля 1912 г. архиепископ Николай
скончался в возрасте 75 лет в Токио
и был похоронен в пределах собора
Воскресения Христова. В 1978 г. над
его могилой была возведена белая
часовенка. Спустя полвека после
кончины преосвященный Николай был
канонизирован. Он прославлен в лике
святых как равноапостольный.
Ныне основанная трудами святителя Николая Японская Православная
Церковь успешно совершает свою миссию
в этой далекой и загадочной стране, а место проповеди равноапостольного Николая,
архиепископа Японского, до сих пор чтится
японцами с особым благоговением и носит
почетное имя святого архипастыря: «Николай-До», что значит «храм Николая».
Православие.ru
|