Один из самых известных псалмов – 90-й: «Живый в помощи Вышняго». У нас он читается в чине шестого часа, на панихидах и
погребении. Его мы также читаем, желая оградить себя Божественной
помощью в сложных или даже опасных обстоятельствах. Подобным
образом он использовался и в иудейской традиции. Его читали на
погребениях, в утренних молитвах и в молитвах субботы. Это, кроме прочего, значило и то, что псалом был хорошо известен всем
сынам Израиля. Псалом составлен так, что речь в нем ведется от
лица наставника, перечисляющего наставляемому различные блага,
проистекающие из надежды на Бога. А заканчивается псалом тремя
стихами, произнесенными уже от лица Самого Бога. Последний стих
звучит так: «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».
Вчитываясь в рассказ евангелиста Луки
о событии, называемом Сретение, можно
заметить, что Божественное обещание 90-го
псалма исполнилось на старце Симеоне. Этот
«праведный и благочестивый» (Лк. 2, 25) муж
был стар и «насыщен днями» (Пс. 90). И
было ему обещано Духом Святым, что он не
умрет ранее, нежели увидит собственными
глазами Христа Господня.
А ведь это и было заветным чаянием
всех древних праведников. Они хотели жить
как можно дольше не для того, чтобы наслаждаться благами этой грустной земли,
а для того, чтобы дождаться Искупителя и
увидеть Его собственными глазами. Поколение
сменялось поколением, праведники с печалью
закрывали глаза и с верой уходили в смертную
тьму. Свои надежды они препоручали своему
потомству. И именно поэтому бездетность
ощущалась как проклятие. Ведь в этом случае
не только ты не дожил до пришествия Христа,
но и семя твое не укоренилось на земле и
не стало причастным радости.
Шли столетия. Вера оскудевала и засорялась земными мечтами о могущественном
царе, который должен дать Израилю политическую свободу и земную славу. Только
некий «священный остаток», слишком малый
числом, чтобы его заметить, жил чистой
надеждой и терпеливой молитвой. Первым
среди этого остатка был Симеон. До него
многие праведники «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели
оные, и радовались» (Евр. 11, 13). А рядом с
ним, в одно и то же время, жило множество
нечестивых и суетных людей, которые, хотя
и дожили до пришествия Мессии, не ощутили
дня посещения из-за черствости души. И
это – урок для всех. Мало жить во времена
Праведника. Мало находиться вблизи Праведника. Все это не будет на пользу, если
не будет веры, которую подает Дух Святой.
О Симеоне сказано, что «Дух Святой был
на нем» (Лк. 2, 25). Сей Дух предсказал старцу
о будущей встрече с Мессией. И Сей же Дух
повел Симеона в храм, когда Мать Иисусова
с Сыном на руках пришла для исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда
не был пуст. Это было одно единственное
святилище, кроме которого нигде и никем не
мог быть создан иной Храм.
Весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты и
приносил жертвы в этом Храме.
Для этого туда со всех сел и
городов ежедневно, не говоря
уже о праздничном многолюдстве, стекались людские толпы
для принесения жертв: жертв
повинности, жертв благодарственных, жертв по обету. И
в этом многолюдстве Симеон,
ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так долг
ждал, – Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки и произнес ту
молитву, с которой теперь мы
заканчиваем прожитый день и
надеемся закончить жизнь.
В этой молитве он исповедал, что обещанное ему
исполнилось. «Видели очи
мои спасение Твое, которое
Ты уготовал пред лицем всех
народов». Исполнились и слова 90-го псалма: «Явлю ему
спасение Мое».
Симеон видел прозорливым внутренним взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал
у него на руках, он видел уже распятым
за грехи мира. Поскольку именно Крест с
распятым на нем Праведником – это и есть
«спасение, которое Бог уготовал».
То, что Симеон предчувствовал тайну
Креста, видно и из слов старца к Марии.
«Тебе Самой, – сказал он, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих
сердец». Эти странные слова исполнились,
когда Мать-Дева стояла под Крестом, терзаясь сердцем о страдании Своего Сына. Так
очи, слепнущие от старости, приобретают
орлиную зоркость в вещах духовных, если
сердце человека очищено верой и терпеливым ожиданием.
Мало сказал Симеон, но вся будущая
история мира нашла отображение в его
словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого
Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут
и многие поднимутся. Слова эти вряд ли
можно было понять заранее, но последующая
история оправдала их полностью.
Увидев все, чего так долго дожидался, и
сказав все необходимое тем, кто продолжал
земное странствование, Симеон покинул
землю. Покинул без страха и сожаления.
Он видел Мессию! Он шел теперь в темноту
шеола, чтобы рассказать Давиду и Соломону,
Исаие и Иеремии о том, что обетование исполнилось и время всеобщего освобождения
близко. Мария с Иисусом на руках осталась
за его спиной. Старец медленно и твердо
шел к черте, отделяющей этот мир от мира
иного. И об этих его шагах нельзя сказать
лучше, чем уже сказано:
Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(И. Бродский. Сретение)
Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ,
Православие.ru
|