В одной из ключевых сцен фильма,
который стал знаковым для нескольких поколений, умирающий герой что-то шепчет.
Годами зрители считали, что это бессвязный бред умирающего. Но мы расслышали слова.
И они нас поразили. Но об этом – в конце нашего эссе. Потому что сначала важно
рассказать о предыстории.
Фильм Василия Шукшина «Калина красная» вышел на экраны в 1974 году. Над
ним рыдали все – от рабочих заводов до
партийных аппаратчиков. Судьба главного
героя Егора Прокудина оказалась близка
миллионам очень разных людей. Как это
возможно? Как это возможно в том смысле, что перед нами вор-рецидивист, то есть
совсем не тот герой, с которым зрителям
хочется себя соотносить? Тем более, таким
разным зрителям…
Может, дело в том, что круг вопросов,
которые Егора беспокоят, – это те же вопросы, которые рано или поздно возникают
в голове практически каждого человека. Про
что моя жизнь? Есть ли в ней смысл? Есть
ли в ней место радости? Что это за радость
и где ее искать? Что внутри меня так болит,
если физически вроде все в порядке?
Сложность этих вопросов в том, что ответы на них не найти в просто социальной
жизни, даже самой насыщенной. Эти вопросы другой природы – если называть вещи
своими именами, они из области отношений
человека с Богом. Но как раз вот с этим в
социальной реальности советского времени
были большие проблемы.
«Калина красная», напомним, фильм
1974 года. Это время, когда в официальной
жизни страны Бога давно вынесли за скобки.
Храмы разрушены, святыни поруганы. Верующих людей уничтожали сначала Ленин, потом
Сталин, потом Хрущев пообещал показать по
телевизору «последнего попа». В «Калине
красной» эта драма выражена в нескольких
кадрах. Когда Егор плывет на корабле по
Шекснинскому водохранилищу, мы видим
посреди воды разрушенный и затопленный
храм Рождества Христова в Крохино. Когда
после встречи (или вернее – невстречи) с
матерью Егор рыдает на холме и фактически
приносит покаяние за всю свою жизнь – мы
тоже видим на заднем плане обезглавленный
и поруганный храм. Вот она, казалось бы,
смысловая вертикаль, вот храм, вот куда
бежать с этим криком от земли к небу –
но вертикаль эта отрезана и заколочена
досками. Туда нельзя. Стой где стоишь.
И вот они проклятые вопросы, и покаяние –
а идти со всем этим… некуда.
Многие люди в то время искали и находили ответы на вопросы о смысле жизни
в идее светлого будущего и коллективном
труде. Но такой путь не для Егора. Мы в
самых первых кадрах фильма видим, что
это человек, который не умеет петь строем
и ходить хором. Говорят, Шукшин даже намеренно гипертрофировал эту коллективную
часть советской жизни, но не в этом дело.
Егору действительно мало того горизонтального, социального измерения, которое
предлагает советская концепция построения
земного благоденствия. Вполне возможно,
потому он и примыкает в какой-то момент
к шайке воров: это хоть какая-то альтернатива официальной реальности. Но этот
путь оказывается самообманом. Таким же
самообманом окажется и так называемый
разврат, которому Егор спешит предаться,
когда на пару дней вырывается из-под опеки
Любы Байкаловой. Нет для Егора очевидного ответа, куда ему деться со всем этим
клокочущим внутренним миром.
Конечно, духовная жизнь и в советское
время была, и кое-где были уцелевшие
храмы, и в некоторых были священники…
Но чтобы, живя в колхозе, все это найти –
нужно было предпринять большое усилие
или иметь такой колоссальный внутренний
запрос, что само сопротивление среды отступает. Возможно, этим Егор и оказался
так близок миллионам людей… Таким же как
он: с вопросами – и без ответов. Говорят,
таким человеком был и сам Шукшин, автор
сценария, режиссер и исполнитель главной
роли в «Калине красной».
Но смотрите, какой интересный момент.
Распространено мнение, что Егор Прокудин
так и умирает как блудный сын, не дошедший
до дома. Он ведь не вернулся к матери и
не нашел Небесного Отца. Вместо этого он,
как порой утверждают, сам пошел на пулю,
то ли по неосторожности, то ли от безысходности… Однако отношения человека с Богом
не подчиняются земным законам. И даже
там, где храмы обезглавлены и очевидным
образом отрезана вертикаль – та самая
духовная вертикаль, духовное измерение,
в котором только и можно найти ответы на
проклятые вопросы, – даже там выход все
равно возможен. Чем сильнее внутренний
запрос человека, тем более явно Бог выходит ему навстречу.
Причем для окружающих это может быть
вообще неочевидно – настолько неочевидно, что мы, кажется, проглядели в «Калине красной» один принципиально важный
момент. Который все эти годы был у нас
перед глазами.
Помните эпизод, почти в самом конце
фильма, когда Егор умирает у Любы на руках? Он сначала просит ее не плакать, она
говорит: я не плачу; а он ей: я же слышу,
и на лицо капает… Потом он ей говорит
про деньги: у меня там в выходном костюме
деньги, раздели с мамой. А потом… Шукшин
переходит на шепот, даже как бы бормотание, и со стороны кажется, что он бредит.
Но он вовсе не бредит в этот момент!
Напротив, он говорит потрясающие слова.
Но расслышать их зрителю – невероятно
трудно. И все же, несколько раз промотав
эту сцену туда и сюда, эксперт академии
журнала «Фома» Алла Митрофанова смогла
это сделать.
Итак, вот что Егор говорит: «Возьми
деньги, раздели с мамой. Я потом приду к
вам. Он не злой старик, я Его знаю. Его
мама во сне видела. Он ей все написал,
только она читать не умеет».
Понимаете, здесь ведь… про встречу с
Богом. Открытым текстом. «Он не злой старик, я Его знаю. Его мама во сне видела. Он
ей все написал, только она читать не умеет».
То есть умирающий Егор рассказывает
Любе и всем нам о Боге, Которого на самом
деле и искал всю свою жизнь и не мог найти,
но Бог – вышел ему навстречу. И оказалось,
что Егор Его знает!
Что это меняет в жизни Егора? Да уже
ничего… Ведь эта жизнь угасает у нас на
глазах. А что это меняет для жизни Егора
в вечности – да вообще все! «Помяни меня,
Господи, когда будешь в Твоем Царстве», –
говорит Христу разбойник, распятый рядом с
Ним на Голгофе. «Ныне же будешь со Мною
в раю», – отвечает Христос.
В повести «Калина красная», которую
Шукшин написал незадолго до съемок, этого
момента нет. Да и не факт, что при отборе
материала его пропустила бы цензура…
Вполне возможно, эти слова родились у Шукшина прямо на съемочной площадке. Работа
над фильмом была крайне тяжелой, стоила
Шукшину остатков здоровья, и скончался он
через полгода после того, как картина вышла на экраны.
Может быть, эти слова Егора – ответ и на
поиск самого Шукшина? И его личный опыт?
И его собственный прорыв в то вертикальное
измерение, которого ему так не хватало?..
Алла МИТРОФАНОВА,
Фома.ру
|