1 сентября в Тобольских духовных школах
|
В 2024 году наш 2-й выпуск Тобольской
духовной семинарии отметил 30 лет со дня
вручения дипломов об окончании, которые
нам вручил прибывший впервые за историю нашей епархии Предстоятель Русской
Православной Церкви Святейший Патриарх
Алексий II. Наши годы обучения – 1991–1994.
Мысль написать об этом событии пришла после возвращения на приход. Остались
незабываемые моменты от этой встречи.
Мысль написать об этом событии пришла после возвращения на приход. Остались
незабываемые моменты от этой встречи.
Мы поступили в 1991 году, особенность
нашего курса в том, что некоторые абитуриенты были зачислены сразу на 2-й курс,
некоторые в последующем году были переведены с первого на третий. Конечно же,
процесс обучения и становления будущих
священнослужителей непростой, требует
многих усилий духовных, физических и
психологических. Поэтому, к сожалению, не
все студенты дошли до финишной прямой.
Но оставшиеся 9 воспитанников стали священнослужителями. А ведь задача семинарии
готовить к служению у алтаря. Среди них
два игумена, один иеромонах, четыре протоиерея, один иерей и священнодиакон. Да
и те, кто по разным причинам отчислились
и перевелись в другие духовные учебные
заведения, почти все также стали священнослужителями: один епископ, два протоиерея,
иерей и диакон. В то время шел процесс
становления и Тобольско-Тюменской епархии,
и духовной школы.
Нам несказанно повезло, что нас обучали
выдающиеся преподаватели, глубоко знающие
церковные дисциплины, они воспитывали нас
личным примером глубокой веры и добродетельной жизни.
Наш владыка-ректор преподавал несколько дисциплин. Одна их них очень важна –
нравственное богословие. На этом уроке,
который иногда не случался или начинался
не сразу из-за многих важных дел владыки
Димитрия, владыка успевал выдать много
полезного материала, причем все нужно
было конспектировать, успевал и опросить
нас, причем не по разу. Еще владыка Димитрий учил нас дыхательной гимнастике.
Он брал в свои персты, часто пахнущие
лавандой, ручку и начинал водить по списку
фамилий журнала. Сначала замирали и не
дышали обладатели фамилий, начинающихся
на буквы А, Б, В, затем те, что находились
в конце алфавита. Потом ручка начинала
подниматься снизу вверх, запуская обратный процесс дыхательной гимнастики.
И так несколько раз. А отвечать всегда было
волнительно. Требовались цитаты из святых
отцов, Священного Писания. И сам ответ
принимался близко к конспектируемому
тексту. Еще владыка-ректор учил нас благоговению к святыням храма, алтаря и любви
к богослужениям. Он сам всегда совершал
богослужения, не пропуская их, несмотря на
недомогание и усталость. А в воскресные
дни еще служил акафист у мощей святителя
Иоанна – покровителя земли Сибирской.
Посещая необъятные просторы епархии,
мы молились в спортивных залах, в помещения, приспособленных для совершения служб,
а в Светлую седмицу и в недостроенных
храмах. После поездок владыка старался поддержать студентов и материально, изыскивая
средства. Однажды мы после совершения
пасхальной службы на Светлой седмице,
а наш курс проживал в доме «Садовника»,
легли и уснули крепким богатырским сном.
Владыка пожаловал к нам в гости и каждому
на подушку положил шоколадку, не потревожив нас. Так он воспитывал своим примером,
научая любви к Богу и ближнему.
Игумен Василий (Донец) преподавал нам
слово об отцах – патрологию. Он вел лекцию тихим, успокаивающим голосом. Учил
святоотеческой литературе. Иногда мы от
монотонного чтения клевали носом, тогда
отец Василий взбадривал таким образом: он
начинал медленно, словно засыпая, читать
текст, а потом словно ронял голову на грудь.
Он показывал, что нужно ценить труд другого
человека, быть внимательным на уроках.
Еще не поступив в семинарию, но будучи
абитуриентами, мы жили в доме на улице
Большая Сибирская. А в комнате было много
комаров (тогда еще не было всяких средств
для борьбы с кровопийцами). Отец Василий,
зайдя в комнату, сказал: «Братья, а вы их
ловите». Кто-то спросил: и куда их, в банку?
Он не сказал убивайте, а именно ловите. За
окном комнаты, где проживал отец Василий,
в летнее время росло много укропа, который
он употреблял сам и угощал других целыми
пучками. Это преподаватель больших знаний,
скромный, истинный монах.
В первый год нашим семинарским
храмом был храм святых апостолов Петра
и Павла, но мы молились и в Свято-Покровском соборе вместе с владыкой. Отец
Василий вышел после запричастного стиха,
чтобы исповедать желающих прихожан в
семинарском храме. Во время чтения положенных молитв он вдруг запел «Символ
веры» красивым бархатным баритоном. До
этого мы и не знали, что отец Василий так
красиво поет. Зимой мы могли увидеть, как
отец Василий идет быстрым шагом в семинарию в кремле в одной шапке, без верхней одежды. Мы, читавшие жития святых,
понимали, что таким образом он удручает
свою плоть. Игумен Василий нес послушание
секретаря совета семинарии.
Раз уж я стал писать о пении, пришло время вспомнить игумена Максима
(Дмитриева), ныне епископа Елецкого и
Лебедянского, – преподавателя церковных
дисциплин на всех курсах, регента семинарского хора. При поступлении в семинарию
он нес послушание инспектора семинарии.
Он еще был у нас классным наставником.
Освящение иордани в Тобольске на р. Иртыш
|
Церковное пение занимает в жизни семинариста особую роль. На уроках и спевках
мы постигали азы нотной грамоты, учились
правильно дышать и петь. Мы узнавали и
об истории пения, и о преподавателях пения и регентах Троице-Сергиевой Лавры.
В нашей семинарии укоренились многие благочестивые традиции, репертуар церковных
песнопений был лаврский. В основном наши
преподаватели были выходцами из обители
преподобного Сергия Радонежского. Даже
за богослужением игумен Максим мог кратко и емко объяснить смысл исполняемой
стихиры или тропаря. На втором курсе мы
познакомились с песнопениями знаменного
распева. Наш регент жил церковным пением
и нас приучал к его спасительной красоте.
Наши преподаватели хорошо разбирались в
пении, сами пели и нас этому учили. При
игумене Максиме мы стали изучать и исполнять духовные канты и народные песни.
На свой день тезоименитства отец Максим
всегда служил Божественную литургию,
и мы пели на ней, а после он приглашал нас
на чашку чая, одаривал всех небольшими
сладкими подарками.
На всю жизнь запомнились поездки
группы семинаристов в 1992–1993 годах на
полуостров Крым. Эти поездки по благословению владыки-ректора и при финансовой
поддержке организовал игумен Максим. Паломнические поездки служили еще и популяризации нашей возрождающейся семинарии.
По пути я впервые побывал в Москве, где
мы посетили храмы Московского Кремля.
В Успенском соборе перед нашим приходом
в Кремль в этот день закончилась патриаршая служба. Главная святыня Кремля попала
в полон музейных сотрудников. Нам сказали,
что молиться перед святыми иконами, а тем
более прикладываться – запрещено. Недолго
думая, регент нашей певческой группы принимает решение, и мы начинаем исполнять
духовные песнопения. Вся музейная спесь
сотрудников сразу спала, и мы смогли воздать поклонение древним образам. И что еще
более удивительное или промыслительное:
вдруг из алтаря вышел батюшка, который
знал игумена Максима, и мы смогли пройти
в алтарь и приложиться к мощам святителя
Петра. Посещение Троице-Сергиевой Лавры,
участие в богослужении в составе хора под
управлением ныне покойного архимандрита
Матфея (Мормыля) – это отдельный разговор.
Но ни с чем не сравнится молитва у мощей
преподобного Сергия, поклонение святыням
Троицкого храма и Никоновского придела.
Отец Зосима – игумен (ныне архимандрит), много лет нес послушание духовника
семинарии и епархии. Всегда бодрый, быстрый, окруженный множеством богомольцев в святительские дни. Знающий псалмы, священные тексты. Любитель обиходного и
знаменного пения. Он преподавал нам практическое руководство для пастырей и объяснял
смысл таинств и богослужений. Неутомимый
миссионер по многочисленным приходам как
на севере, так и на юге епархии. На занятиях помимо материала предмета учил, как
изготовить уголь и ладан, какие травы пить
от простуды. Переживающий и молящийся за
всех студентов, духовенство и паству.
Протоиерей Алексий Сидоренко – это ходячая энциклопедия. После игумена Максима
был инспектором семинарии, затем проректором. Вел многие предметы: философию,
языки, сравнительное богословие. Помимо
знаний прививал нам и пунктуальность. Перед
лекцией, которую вел отец Алексий, мы
боялись опоздать на урок. Звонок – и отец
Алексий заходит быстрой походкой. Опоздал –
прошу к доске. Предметы сложные, ответы
должны быть по существу, и поэтому можно
было получить неуд. Отец Алексий был хорошим проповедником, служба, которую он возглавлял, проходила быстро, чинно, по уставу.
Патриарх Алексий II вручает дипломы об окончании
Тобольской семинарии. 1994 г.
|
Протоиерей Михаил Денисов преподавал
много дисциплин на разных курсах. Его
уроки всегда интересные, живые, не сухие
по конспектам. Когда мы поступили в семинарию, служил в сане диакона. Отличный
семьянин, любящий отец, заботливый муж,
гостеприимный хозяин, надежный и верный
друг. Сам спроектировал и построил большой
дом, рыбак, пчеловод, водитель. Хороший и
священник, и проповедник. На третьем курсе, когда ушел из семинарии преподаватель
диакон Николай Терпугов, отец Михаил вел у
нас такой важный предмет, как литургика. Он
просто и доходчиво смог растолковать, как совершать чтение канона в Великий пост. Отец
Михаил еще и хороший певец. Ему под стать
и верная супруга матушка Татьяна. Она по
профессии врач, до рождения первого сына
следила за здоровьем нас, семинаристов.
На втором курсе общецерковную историю
преподавал Дмитрий Андреевич Денисенко
(ныне митрофорный протоиерей, служащий на
земле Украинской), он по совместительству
был и завхозом семинарии. В те года осенью
нас снимали с уроков, и мы занимались заготовкой картошки, моркови, свеклы. Даже
ходила такая присказка: «В Ленинградской
(ныне Питерской) духовной школе учатся,
в Московской ТСЛ молятся, а в Тобольской
трудятся». В то время наша семинария была
признана общецерковной. Это ныне открыты
семинарии во многих митрополиях. От отца
Димитрия мы узнали такие мудреные слова,
как герменевтика, о гонителях императорах
Нероне и Диоклетиане, а также о жизни первых христиан в катакомбах. Большой, громкоголосый, с рыжеватой бородкой и густой
кучерявой шевелюрой, но добрый. От него мы
узнали, что такое рыба «хантыйского посола».
Историю Нового Завета многие годы вел
Иван Михайлович Гавриков (ныне протоиерей).
Он в совершенстве знал устав церковной службы, хорошо знал свой важный и спасительный
предмет. На уроках на цитату из Нового Завета
выдавал сразу всех толкователей этого текста.
Видя усердие студента, старался всегда помочь
с ответом. По-моему, оценок неудовлетворительных не ставил. Но приучал хорошо изучать
Новый Завет. Ведь это основа спасения, и этот
предмет должен знать и применять в жизни не
только будущий служитель алтаря, но и всякий
христианин. Тем более что в 90-е годы стали
расти, как поганки, различные секты – как христианские, так и тоталитарные. Первое время,
когда мы молились в семинарском храме, Иван
Михайлович приходил и с удовольствием пел
во время богослужений в партии баритонов,
уча молодых этой науке. Иногда между ним
и регентом мог возникать диалог по поводу
Церковного устава. Ведь это такая тонкая
наука, и есть разные особенности в исполнении текстов, тропарей, кондаков и различные
практики. А если хором управлял студент, то
он деликатно подсказывал, как и что нужно в
данный момент исполнить.
Еще нужно вспомнить преподавателя
общецерковной истории на старших курсах
Николая Михайловича Коробченко. Он сам
выпускник Одесской духовной семинарии.
Свой предмет знал не только по книгам,
но часто рассказывал о святынях и паломнических местах других Церквей как гид,
словно он их посещал. Он мог и преподать
урок, как действовать в нештатной ситуации.
Например, когда отстали от поезда или заблудились в лесу. Что нужно сделать, чтобы
остановить поезд. В Святительские дни Николай Михайлович посещает град Тобольск,
мы с ним встречаемся, он интересуется, как
у нас идут дела на приходах.
Протоиерей Вадим Баранов
|
На 4-м курсе по программе были иностранные языки: английский, греческий и
латинский. Английский язык преподавала
Галина Васильевна. Некоторые молитвы мы
записывали и заучивали на этом языке.
Добродушный, общительный человек. После
окончания обучения всегда, встречаясь с
ней, общались. Она посещала богослужения,
живя недалеко от кремля. Латинский язык
преподавала также светский преподаватель.
В конце третьего курса к нам был направлен игумен Фотий (ныне епископ), очень
трудолюбивый, скромный, в то же время строгий, отзывчивый человек. Он был назначен инспектором семинарии. Преподавал гомилетику.
В моей жизни годы обучения в Тобольской
духовной семинарии одни из лучших. Там я
по-настоящему узнал, что такое подлинная
дружба. Наряду со становлением семинарии
набирали регентское, чуть позже и иконописное
отделения. Одному из нас запомнилась подготовка к празднику Крещения. По благословению
владыки отец Алипий (тогда еще не отец) и
его помощники, воспитанники семинарии,
возводили снежный городок с часовней и
прорубями для освящения воды и омовения. Это было чудо. А владыка Димитрий
первые годы добирался до иордани на
повозке, запряженной лошадью.
Теперь позволю себе вернуться к
названию статьи «Хорошо нам зде быти»
Несколько строчек о встрече выпускников. Собрались в Тобольске с 24 по 26
июня. После торжеств в честь святителя
Иоанна Тобольского 25 июня во время праздничного концерта поздравили
владыку, поблагодарили, вручили цветы
и подарок. Вечером по благословению
владыки в храме Семи отроков Ефесских совершили вечернее богослужение,
26 июня – литургию, затем панихиду на
могилах нашего однокурсника диакона
Александра Шаломицкого, священников и
монахинь. После обеда поехали в СвятоАбалакский мужской монастырь, там у
нас была краткая молитва и экскурсия
по монастырю. Очень отрадно, что монастырские храмы, здания отреставрированы и вновь построены, территория облагорожена, и здесь идут монашеская
молитва и жизнь. Затем пообщались и
на природе. К сожалению, не все выпускники смогли прибыть на торжества,
но они молитвенно были с нами. От
лица всех выпускников выражаю благодарение Господу Богу, Божией Матери,
покровителям земли Сибирской за их милости
и благодеяния, оказанные нам.
Выпускники второго выпуска семинарии:
игумен Алипий (Князев), игумен Даниил
(Курносов), протоиерей Александр Лемешко,
протоиерей Андрей Смочук, протоиерей Константин Нагайцев, протоиерей Вадим Баранов,
иеромонах Анатолий (Альков), иерей Павел
Редозубов.
С нами обучались и стали служителями
алтаря: епископ Иннокентий (Ветров), протоиерей Владимир Пивоваров, протоиерей
Владислав Порошин, иерей Владимир Жмулин, диакон Сергий Сидорович и мирянин
Александр Быков.
Протоиерей Вадим БАРАНОВ
|