29 января Православная Церковь отмечает день поклонения честным веригам святого и всехвального
апостола Петра. Об истории этого праздника, который впервые был утвержден еще во II веке, и о чуде
обретения вериг апостола Петра мы поговорили со священником Тимофеем Китнисом, историком и
руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Эта святыня связана с двумя фрагментами
из жизни апостола Петра. Один из них описан
в книге Деяний святых апостолов. Примерно в
42 году Ирод Агриппа узнал о том, что последователи Иисуса объединились
в «назаретскую секту», как
говорили в те времена. Ирод
«убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:2). Вскоре был схвачен и заключен в
темницу Петр. В книге Деяний
апостолов отдельно указано,
что Петр был скован двумя
цепями. Ночью же свершилось
чудо: в темницу явился ангел,
пробудил апостола, и «цепи
упали с рук его» (Деян. 12:7).
Петр встал, оделся и ушел из
темницы. Сам он не понимал,
видение это или реальность.
Осознание пришло, только
когда он оказался у дома собратьев-христиан,
у дома «Марии, матери Иоанна, называемого
Марком, где многие собрались и молились»
(Деян. 12:12). Затем из соображений безопасности Петр покинул это место.
Точно неизвестно, куда он отправился, но,
согласно древнему преданию, апостол совершил путешествие в Рим. Некоторые историки
сомневаются, что Петр действительно был в
Риме, ведь в городе проповедовал Павел.
Вероятно, Петр пришел позже Павла, когда
христианская община в Риме была уже довольно многочисленна. Кроме того, свидетельство
Петра о Христе пользовалось особым вниманием, потому что он вживую видел Господа,
был его сотаинником. Деятельность апостола
Петра как главы христианской общины Рима
также считается [у западных христиан – прим.
ред.] основанием для признания главенствующего авторитета Пап Римских в качестве
преемников апостола.
В 64 году, в ночь на 19 июля, в Риме
случился великий пожар. Император Нерон
неоднократно говорил, что Рим нужно было
бы сжечь и отстроить заново. Легенды и свидетельства описывают события по-разному.
До сих пор неизвестно, кто поджег город:
сам Нерон или его противники. Однако после этой страшной ночи, в которую погибло
множество людей, власть Нерона пошатнулась.
Необходимо было найти виновных, ими и стали христиане.
Стоит отметить, что гонения при Нероне
не носили строго организованного характера,
как, например, было при Домициане, Декии
или Диоклетиане. В те времена христианство
еще не отличали от иудейства и считали одной из многочисленных сект. Преследования
христиан при Нероне были непродолжительны,
но очень интенсивны, они даже докатились до
Милана. Именно во время этих гонений были
схвачены и заключены в Мамертинскую темницу апостолы Павел и Петр.
Согласно позднейшему
апокрифическому преданию,
Петра предупредили о возможности быть схваченным
и попросили покинуть город.
Ночью он вышел из Рима,
но увидел идущего навстречу Христа. Апостол спросил
своего Учителя: «Куда идешь,
Господи?» (Камо грядеши,
Господи?) – на что Христос
ответил: «Раз ты оставляешь
народ мой, я иду в Рим, на
новое распятие». После этого Христос вознесся в небо,
а Петр, устыдившись своей
слабости, вернулся в Рим, где был заключен
в темницу и принял мученическую смерть
на кресте. Однако он просил распять его
не как Христа, а вниз головой, считая себя
недостойным умереть так же, как Учитель.
Раскопки подтвердили существование Мамертинской темницы на том месте, где сегодня
находится Капитолийский холм. Возможно,
тюрьма была там еще с III века до Рождества
Христова. Интересно, что, согласно археологическим исследованиям, уже в VIII веке эта
темница использовалась в качестве церкви.
Петр был похоронен на кладбище на
Ватиканском холме, которое находилось за
городскими стенами и было предназначено
для неименитых узников. Уже с I века могилы
мучеников стали особым образом почитать, а
сегодня на этом месте расположен ватиканский
собор святого Петра. Скорее всего, апостол
был похоронен в тех цепях, которыми был
скован в Мамертинской темнице.
Так о каких же веригах идет речь – о
тех, от которых Петра освободил ангел, или
о тех, которые надели на апостола стражники
Нерона? Если вести речь о цепях, описанных в Деяниях святых апостолов, то также
возникает два варианта развития событий.
Либо цепи целиком спали с рук Петра, и пораженные чудом сокамерники сохранили эти
вериги и позже передали христианам. Либо
же цепи отпали от стены, и апостол остался
в своеобразных «наручниках», которые снял
уже в доме у Марии.
То же, что христиане сохранили вериги,
вполне естественно: апостол Петр почитался
уже в раннехристианских общинах. Считалось,
что даже его тень исцеляла (Деян. 5:15) – настолько сильна была благодать Святого Духа,
исходившая от апостолов. После смерти Петра вериги также пользовались почитанием,
к ним приходили получить излечение люди
с тяжелейшими недугами. Уже во II веке
Папа священномученик Александр установил
праздник апостола Петра. В этот день было
принято приходить на могилу апостола в
Риме и молиться.
История обретения честных вериг апостола
Петра и согласование той части, что была
описана в Деяниях святых апостолов, и той,
о которой известно из апокрифа, связаны с
именем императрицы Евдокии, которая была
канонизирована Православной Церковью в
лике благоверных. Она стала женой императора Феодосия II практически случайно. Отец
Евдокии, афинский философ Леонтий, перед
смертью завещал все свое имущество старшим
братьям девушки. Чтобы отсудить свою часть,
Евдокия отправилась в Константинополь, где
ее и заметила старшая сестра Феодосия II
Пульхерия (также канонизирована в лике
благоверных), подыскивающая жену для брата.
Двадцать лет Евдокия правила вместе с
мужем, пока не стала жертвой недоразумения.
Некий крестьянин принес в дар императору
яблоко невероятного размера. Феодосий II отправил это яблоко жене, а та – другу детства
императора, Павлину, который переадресовал
плод обратно Феодосию. Евдокия, вскоре вызванная мужем, сказала, что съела яблоко.
Разгневанный император начал преследование,
Павлин был казнен, а императрица выслана в
Иерусалим по подозрению в измене. Первое
время она жила в окружении своих слуг и
двора, но вскоре была лишена всего этого.
Евдокии удалось сохранить свои средства, на
которые она начала строить многочисленные
храмы и монастыри.
Считается, что именно Евдокия примерно
в 437-439 году выкупила вериги апостола
Петра – те самые, которые были описаны в
Деяниях святых апостолов. Часть цепей она
отправила в Константинополь, часть – Папе
Льву I, а часть – дочери Евдоксии, которая
была супругой императора Западной Римской
империи Валентиниана III.
Именно Евдоксия возвела в Риме храм
святого Петра. Полученные из Иерусалима
вериги были объединены с теми, которыми
апостол Петр был скован в Мамертинской
тюрьме. Там честные вериги пребывают до сих
пор. Части же, посланные в Константинополь и
Папе Льву I, были позже разосланы во многие
храмы по всему миру.
Анастасия ДЕНИСОВА, священник
Тимофей КИТНИС, Фома.ру
|