ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Вельможа и философ»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Вельможа и философ» была впервые напечатана в 1815 г. По мнению современников, эта басня была ответом на пасквиль графа Д.И. Хвостова, который в стихотворном изложении высмеял И.А. Крылова, как любителя много поесть, под фамилией «Обжоркин». В басне повествуется о беседе одного вельможи с мудрым философом. Темой беседы было печальное явление, которое просматривается в различных сообществах, где невежи ярко проявляют себя. (Невежа – человек грубый, невоспитанный, невежливый). Мудрый философ привел сравнение с деревянными домами, которые только построили, и хозяева еще не вселились, «а уж сверчки давно в нем завелись». (Сверчки – трескучее насекомое).

Почитаем басню.

ВЕЛЬМОЖА И ФИЛОСОФ


Вельможа, в праздный час толкуя с Мудрецом
О том, о сем,
«Скажи мне», говорит: «ты свет
довольно знаешь,
И будто в книге, ты в сердцах людей
читаешь:
Как это, что мы ни начнем,
Суды ли, общества ль учены заведем,
Едва успеем оглянуться,
Как первые невежи тут вотрутся?
Ужли от них совсем лекарства нет?» –
«Не думаю», сказал Мудрец в ответ:
«И с обществами та ж судьба
(сказать меж нами),
Что с деревянными домами». –
«Как?» – «Так же: я вот свой достроил
сими днями;
Хозяева в него еще не вобрались,
А уж сверчки давно в нем завелись».

Нравственное состояние человека характеризуется важным критерием, показывающим, насколько уважителен человек к другим. От искреннего признания достоинств человека проистекает вежливое отношение к окружающим. Разрушающим нравственные устои личности является такой порок, как зависть. Человек гордый, тщеславный, эгоистичный легко впадает в зависть по отношению к ближнему. Явные достоинства ближнего уязвляют горделивого человека, и он старается подмечать и выделять только недостатки. Проявлением зависти ознаменована жизнь первых людей на земле. О пагубности зависти как корня многих злодеяний повествуется на первых страницах Библии. В ней раскрывается судьба первых сыновей Адама и Евы – двух братьев, Каина и Авеля.

Каин позавидовал успеху Авеля, напал на него и убил. Если внимательно посмотрим на историю человечества, историю взаимоотношений между людьми, историю взаимоотношений между народами и историю взаимоотношений между государствами, то увидим, что многие злодеяния начинаются из-за зависти.

На почве зависти появляется неприязнь, от неприязни появляется злонамеренность, порождающая клевету, оскорбление и унижение достоинства другого человека. Человек, ослепленный завистью и неприязнью, уже не видит достоинств в ближнем, а старается видеть только недостатки и становится предосудительным по отношению к ближним.

Все эти проявления свидетельствуют об утрате человеком божественного дара любви, благодаря которому в человеке проявляется добродетель милосердия, добродетель сострадания, добродетель уважения. Следует помнить десятую заповедь Моисея, в которой говорится: «не пожелай» ничего, что принадлежит ближнему, не завидуй ближнему. Это относится к материальному имуществу и в той же мере – к интеллектуальному богатству человека. Важно помнить, что зависть является корнем многих зол.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.