|
Басня Ивана Андреевича Крылова «Вельможа и философ» была впервые напечатана
в 1815 г. По мнению современников, эта
басня была ответом на пасквиль графа
Д.И. Хвостова, который в стихотворном изложении высмеял И.А. Крылова, как любителя
много поесть, под фамилией «Обжоркин». В
басне повествуется о беседе одного вельможи с мудрым философом. Темой беседы было
печальное явление, которое просматривается
в различных сообществах, где невежи ярко
проявляют себя. (Невежа – человек грубый,
невоспитанный, невежливый). Мудрый философ привел сравнение с деревянными домами, которые только построили, и хозяева еще не вселились, «а уж сверчки давно в нем
завелись». (Сверчки – трескучее насекомое).
Почитаем басню.
ВЕЛЬМОЖА И ФИЛОСОФ
Вельможа, в праздный час толкуя с Мудрецом
О том, о сем,
«Скажи мне», говорит: «ты свет
довольно знаешь,
И будто в книге, ты в сердцах людей
читаешь:
Как это, что мы ни начнем,
Суды ли, общества ль учены заведем,
Едва успеем оглянуться,
Как первые невежи тут вотрутся?
Ужли от них совсем лекарства нет?» –
«Не думаю», сказал Мудрец в ответ:
«И с обществами та ж судьба
(сказать меж нами),
Что с деревянными домами». –
«Как?» – «Так же: я вот свой достроил
сими днями;
Хозяева в него еще не вобрались,
А уж сверчки давно в нем завелись».
Нравственное состояние человека характеризуется важным критерием, показывающим, насколько уважителен человек к
другим. От искреннего признания достоинств
человека проистекает вежливое отношение
к окружающим. Разрушающим нравственные устои личности является такой
порок, как зависть. Человек гордый,
тщеславный, эгоистичный легко впадает
в зависть по отношению к ближнему.
Явные достоинства ближнего уязвляют
горделивого человека, и он старается
подмечать и выделять только недостатки.
Проявлением зависти ознаменована жизнь первых людей на земле. О
пагубности зависти как корня многих
злодеяний повествуется на первых
страницах Библии. В ней раскрывается судьба первых сыновей Адама и
Евы – двух братьев, Каина и Авеля.
Каин позавидовал успеху Авеля, напал на него и убил. Если внимательно
посмотрим на историю человечества,
историю взаимоотношений между людьми, историю взаимоотношений между
народами и историю взаимоотношений
между государствами, то увидим, что
многие злодеяния начинаются из-за зависти.
На почве зависти появляется неприязнь,
от неприязни появляется злонамеренность,
порождающая клевету, оскорбление и унижение достоинства другого человека. Человек,
ослепленный завистью и неприязнью, уже
не видит достоинств в ближнем, а старается видеть только недостатки и становится
предосудительным по отношению к ближним.
Все эти проявления свидетельствуют об
утрате человеком божественного дара любви,
благодаря которому в человеке проявляется
добродетель милосердия, добродетель сострадания, добродетель уважения. Следует
помнить десятую заповедь Моисея, в которой
говорится: «не пожелай» ничего, что принадлежит ближнему, не завидуй ближнему. Это
относится к материальному имуществу и в
той же мере – к интеллектуальному богатству человека. Важно помнить, что зависть
является корнем многих зол.
+ М.Д.
|